VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE

(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)

“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»

г. Гродно, Беларусь

Панасик Д.В.,

учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа № 7 г. Гродно»

Использование авторского электронного пособия «Путешествие гномика Ромы по городам Беларуси» на коррекционных занятиях

 

Аннотация. В данной статье раскрывается содержание авторского электронного пособия «Путешествие гномика Ромы по городам Беларуси» для автоматизации звуков у детей со стёртой дизартрией. Отмечается возможность и значение использования пособия в работе учителя-дефектолога в условиях ПКПП. Приведены примеры и анализ коррекционно-развивающих игр, используемых в пособии.

Ключевые слова: Стёртая дизартрия, автоматизация, игры, учащиеся с ОПФР.

 

Panasik D.V.

USING THE AUTHOR’S ELECTRONIC MANUAL “TRAVEL OF THEGNOME ROMA THROUGH THE CITIES OF BELARUS” IN REMEDIAL CLASSES.

Abstract. This article reveals the contents of the authar’s electronic manual “Travel o of the gnome Roma through the cities of Belarus” for automating sounds in children with erased dysarthria. The possibility and importance of using the manual in the work of a speech pathologist teacher in the condition of PKPP is noted. Examples and analysis of corrective educational games used in the manual are given.

Keywords: Erased dysarthria, automation, games, studens with disabilities.

С каждым годом количество детей с речевыми нарушениями в Беларуси увеличивается. По данным Министерства образования Республики Беларусь в 2023/2024 учебном году количество обучающихся с ОПФР составило 180,9 тыс. человек (в 2022/2023 учебном году – 179,4 тыс. человек). Это 6,11 % от общей численности детей. Из общего количества детей с ОПФР – 67,54% дети с нарушениями речи [5].

Одним из наиболее распространенным речевым нарушением у детей является  дизартрия. Согласно терминологическому словарю по логопедии Л.Ф. Чупракова дизартрия – это расстройство артикуляции речи, проявляющееся неясностью произношения (особенно согласных звуков), смазанностью, глухостью, замедленностью или прерывистостью и часто носовым оттенком речи. В детском возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда и к общему недоразвитию речи. Нарушение звукопроизношения и речи легко распознаются, поскольку речь смазанная, глухая, часть с носовым оттенком [6, с. 71].

Дизартрию принято классифицировать по месту локации её первопричины. Специалисты выделяют следующие формы (О.В. Правдина): бульбарная, псевдобульбарная, подкорковая, мозжечковая, корковая [4, с. 157].

Методическими и теоретическими аспектами дизартрии занимались: О.В. Правдина [4, с. 156], К.А. Семёнова [3. с. 5], Е.Ф. Архипова и др. [1. с. 15].

Наиболее лёгким расстройством фонетического и просодического компонентов речи является стёртая дизартрия – обусловленная негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов [3, с. 181]. Для стёртой дизартрии характерно искажение звуков, нечёткая артикуляция, маловыразительная речь, сложность при автоматизации звуков. Исходя из опыта работы, можно сделать вывод о том, что проблема постановки и автоматизации звуков у учащихся со стёртой дизартрией состоит в том, что многие ребята не испытывают потребности в исправлении своих недостатков и, в целом, имеют низкую мотивацию к учебе. И все доводы о том, что красивая и грамотная речь – это важное и необходимое условие для успешного обучения в школе на учащихся со стёртой дизартрией не воздействуют. Поэтому, создавая электронное пособие «Путешествие гномика Ромы по городам Беларуси» я ставила перед собой следующие задачи:

  • Повысить интерес и мотивацию учащихся к коррекционным занятиям;
  • Формировать у учащихся позицию полноценного участника учебного процесса;
  • Cократить сроки автоматизации звуков у учащихся со стёртой дизартрией;
  • Формировать у учащихся чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Данное пособие включает в себя материал по автоматизации трёх звуков (р,л,ш) и путешествие вместе с гномиком Ромой по городам Беларуси (Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Минск, Могилёв).

Так как, интерес к обучению у детей со стёртой дизартрией низкий, такие дети, как правило, не дисциплинированы, не организованы, у них нет желания учиться, они не проявляют инициативы, от них постоянно можно слышать «Мне это надоело», «Не буду», «Не хочу». Поэтому, преимущество электронного пособия в том, что подача заданий на экране компьютера в увлекательном и приятном игровом формате вызывает огромную заинтересованность детей. Внимание ребёнка надолго привлекают – анимация, яркие картинки, движения, звук, интересные игры и задания. С помощью пособия можно тренировать важные для учёбы навыки в игровом формате. Взаимодействие с компьютером порождает у младших школьников заинтересованность, что лежит в основе таких значимых структур, как внимание, произвольная память, познавательная мотивация, а это обеспечивает психологическую готовность ребёнка к обучению [2. с. 75].

С помощью интересных игр, приёмов, методов можно вызвать интерес у учащихся и побудить автоматизировать звуки. А виртуальное путешествие по Беларуси – это отличный способ познакомить рубят с красивейшими городами, храмами, музеями, парками, выдающимися людьми и замками нашей  Родины.

Так же при работе с компьютером у учащихся повышается самооценка, уверенность, что он может преодолеть все трудности и исправить свои недостатки, так как компьютер не наказывает и не ругает за ошибки. Компьютер учит детей не бояться ошибиться, а так же помогает снизить тревогу и успокоиться.

Данное пособие создано в увлекательном и приятном формате игровых заданий. В пособии представлено большое количество коррекционно-развивающих и нейроигр, а формат веселой игры, обычно надолго привлекает внимание и веселит ребят.

Так коррекционно-развивающая игра «Третий лишний» улучшает навык сравнивать, обобщать, развивает зрительное восприятие и  логическое  мышление. Помогает ребятам настроиться на активную интеллектуальную деятельность, разогнать мыслительные процессы и сконцентрироваться.

Для формирования грамматического строя речи: навык грамотно образовывать форму множественного числа существительных  используются игры «Один-много»,  «Посчитай». Так же они помогают сконцентрироваться, быть более внимательными и усидчивыми.

Игры «Что увидел гномик», «Что изменилось», «Что пропало», «Какие предметы поменялись местами»  развивают внимание, увеличивают объём памяти, усидчивость и тренируют мыслительные процессы, что необходимо для успешного обучения в школе. Можно предложить ребятам открывать и закрывать глаза, такой принцип игры очень увлекателен и нравится детям. Ребята быстро вовлекаются в процесс, у них появляется любопытство и интерес. В целом, игры помогают быть более наблюдательными и внимательными к деталям, быстро и чётко соображать. В общем, эти классные игры всегда проходят весело и помогают поднять настроение.

Весело, в игровом формате помогают сформировать грамотную речь и обучают построению уменьшительно-ласкательных форм, развивают внимание, мышление, словарный запас игры «Назови ласково», «Помоги большие предметы превратить в маленькие».

Так же в пособии есть игры на развитие фонематического слуха «Определи есть ли звук в слове». На основе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие (умение различать звуки речи и определять звуковой состав слова), поэтому фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка [2. с. 94].

Игры «Назови профессию», «Определи вид спорта» расширяют кругозор, словарный запас, тренируют память и внимание, развивают речь.

Считалочки хорошо развивают память, слуховое внимание, прививают чувство ритма и внимательность. Слуховая память позволяет ребёнку сохранять и манипулировать звуковой информацией, такой как звуки букв и слов, что важно для обучения чтению.

Нейроигры направлены на развитие мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие внимания, памяти, моторных функций. Нейроигра развивает пространственные представления, зрительно-моторную координацию, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, воображение, память, речь, последовательное выполнение действий. Системное использование таких игр способствует повышению речевой активности, развитию памяти и воображения, концентрацию внимания и создание благоприятного эмоционального фона.

Физкультминутки необходимы для снятия напряжения, утомления, помогают ребятам расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, отдохнуть и  улучшить настроение и дальнейшую работоспособность.

Виртуальная экскурсия по городам Беларуси знакомит ребят с белорусскими городами и их основными достопримечательностями, что помогает ребятам узнать историю и увидеть всю красоту нашей Родины, а также воспитывает уважение к памятникам и нашим предкам, учит гордиться прошлым и настоящим нашей страны.

В конце каждого путешествия учащимся предлагается прослушать или прочитать стихотворение о городе, в котором они побывали. Чтение стихов развивает фонематический слух. Стихи помогают развивать активный и пассивный словарь, расширяют кругозор, учат восприятию поэзии, улучшают речь, развивают чувство прекрасного.

Данное пособие активно используется в работе учителя-дефектолога. Делая выводы работы с пособием на коррекционных занятиях можно выделить следующие плюсы пособия:

-Доступность;

-Яркая анимация;

-Совместная работа учителя и учащегося;

-Наличие большого количества интересных игр;

-Нейроигры;

-Виртуальное путешествие, которое знакомит ребят с основными достопримечательностями белорусских городов (у многих возникает желание их посетить).

Таким образом, пособие представляет собой интересный и увлекательный материал для автоматизации звуков, помогает развивать речь, переключать внимание, скорость мышления, усидчивость. В формате весёлых игр развивает межполушарные связи, слуховое внимание, фонематический слух, память, расширяет кругозор, активный и пассивный словарь, знакомит с историей и интересными местами белорусских городов, что имеет большой воспитательный потенциал. Всё это позволяет сделать коррекционные занятия разнообразными, увлекательными и эффективными.

 

Список использованной литературы

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей -М.: АСТ. Астрель, 2008.-254с.

2. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей: учебное пособие - М.: АСТ. Астрель, 2014.-319с.

3. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия - М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2013.-287с.

4. Логопедия для педагогических вузов/Под ред. Л.С. Волковой – 5-е изд.,перераб и доп. -М.: Советские учебники, 2024.-544 с.

5. Специальное образование [Электронный ресурс] – Режим доступа: https:/edu.gov.by/urovni-obrazovanija/spetsialnoe-obrazovanie/. – Дата доступа:12.10.2024

6. Чупров Л.Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии (учебно-методическое).- М.: Из-во, 2012.-184 с.

 

Add comment


Security code
Refresh