VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE
(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)
“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»
г. Гродно, Беларусь
Щикно М.П.,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГУО «Гимназия № 6 имени Ф.Э. Дзержинского г. Гродно»
Формирование позитивного имиджа страны как ресурс для развития монологической речи
Аннотация. В статье приводится пример реализации проекта по формированию позитивного имиджа страны на уроках русского языка в 11 классе по разделу «Виды монологической речи». Данный цикл уроков развивает функциональную грамотность учащихся.
Ключевые слова: позитивный имидж страны, функциональная грамотность, виды монологической речи, символы, сувениры.
Shchykno M.P.
FORMATION OF A POSITIVE IMAGE OF THE COUNTRY AS A RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF MONOLOGUE SPEECH
Abstract. The article provides an example of the implementation of a project to create a positive image of the country in the Russian language lessons in the 11th grade in the section "Types of monologue speech". This cycle of lessons develops the functional literacy of students.
Keywords: positive image of the country, functional literacy, types of monologue speech, symbols, souvenirs.
Язык – это не только средство общения, но и окно в мир культуры и истории страны. Позитивное восприятие любой страны как ее собственным населением, так и представителями других государств – это важный фактор в развитии её территории. Стратегическое формирование привлекательного имиджа государства способствует укреплению международного сотрудничества и привлечению инвестиций. Позитивный имидж способствует повышению престижа страны, культурных и туристических достопримечательностей, а также её деловой репутации. 2024 год объявлен указом Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко Годом качества [1]. В рамках Года качества сделан акцент на повышении конкурентоспособности Беларуси на мировой арене. Всё это определяет актуальность выбранной нами темы.
Формировать позитивный имидж государства, на наш взгляд, целесообразно начинать ещё в школе. Выпускники – это в скором активные граждане и специалисты, которые будут определять будущее нашей страны. Ведущая роль в этом направлении отводится учителю. Именно с этой целью нами был разработан цикл уроков русского языка в 11 классе по разделу «Виды монологической речи», где основной речевой темой является тема «Имидж». Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. В педагогике существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя. Одной из важнейших компетенций современного педагога является способность развивать функциональную грамотность учащихся, особенно в рамках реализации профильного обучения в классе: читательскую, креативную, коммуникативную, компьютерную и др. Информационное общество очень динамично и требует от будущего специалиста не столько фундаментальных знаний, сколько набора компетенций и навыков, умения грамотно и эффективно общаться, гибкости мышления, способности быстро оценивать ситуацию и принимать решения, умения находить нетривиальные решения – современному миру нужен креативный работник, который принесёт пользу нашему государству.
Для реализации данного проекта были разработаны рабочие листы учебных занятий, которые были предложены каждому учащемуся в качестве рабочего поля. На организационном этапе учащиеся знакомятся с темой и задачами учебного занятия. Речевая тема учебного занятия должна быть значима для личности учащегося, знания, полученные на уроке, и навыки, которые он приобретает в процессе работы, должны пригодиться ему в жизни.
На первом занятии «Виды монологической речи: информационная речь» учащиеся работают с понятием «имидж». На операционно-мотивационном этапе формулируют собственное определение, исходя из личного жизненного опыта (то есть выдвигают гипотезу), работают со словарной статьёй и определениями, которые сформулировали люди разных профессий, проверяя таким образом выдвинутую гипотезу. На операционно-познавательном этапе учащиеся составляют назывной план, изучая текст лекции, в которой обсуждается понятие «имидж». После этого организовывается работа по формированию читательской грамотности: определение целевой аудитории, для кого предназначался текст лекции, выявление противоречивых/ спорных высказываний, выделение фрагментов, где сообщаются факты и выражаются мнения, заполнение диаграммы Венна, определив сходства и различия между понятиями «имидж» и «мнение», презентация результатов работы с аргументацией в виде информационной монологической речи. Далее учащимся необходимо составить текст информационной речи, ответив на вопрос: «Зависит ли имидж страны от имиджа каждого гражданина?» На рефлексивно-оценочном этапе учащимся предлагается придумать 3 вопроса по теме урока по данным вопросительным словам: почему? когда? что?
На втором учебном занятии «Виды монологической речи: призывающая к действию речь» предлагается поразмышлять, из чего складывается имидж страны. На операционно-мотивационном этапе учащимся предлагаются визуальные символы разных стран: Эйфелева башня, красная телефонная будка, Биг-Бен и др. Учащимся необходимо проанализировать и составить визуальные символы Беларуси с аргументацией. На операционно-познавательном этапе учащимся необходимо познакомится с фрагментом статьи из учебника «Политология». После этого организовывается работа по формированию читательской грамотности: определение темы и основной мысли, стиля текста, прогнозирование дальнейшего содержания статьи. Далее учащимся необходимо сформулировать отличительные характеристики страны, которые составляют её имидж, заполнив кластер, с опорой на полученную информацию необходимо сформулировать определение имиджа страны. На этапе применения знаний учащимся предлагается порассуждать над тезисом «Имидж страны является совместным проектом государства и граждан». После этого предлагается создать призывающую к действию речь о необходимости создания имиджа страны, погрузившись в ситуацию: «Представьте, что вы приехали на работу в страну, которая не имеет политических, экономических и культурных связей с другими странами или они ослаблены». Следующим этапом является проведение игры «Чёрный ящик». Учащихся необходимо разделить на две команды. Каждая команда загадывает страну и кладёт её атрибут – сувенир, книгу о ней и др. – в свой “чёрный ящик”. Первая команда называет какую-то отличительную особенность страны, атрибут которой находится в их “чёрном ящике”. Вторая команда угадывает, какая это страна. Затем первая команда начинает угадывать ту страну, которую ей загадала вторая команда. Так продолжается до тех пор, пока не будут правильно названы страны. Постарайтесь, чтобы выбранные признаки, особенности страны были яркими, уникальными, отличающими её от других. На рефлексивно-оценочном этапе учащимся предлагается привести два аргумента, почему нужно знать эту тему. В качестве домашнего задания учащиеся должны создать логотип Беларуси для международной выставки, ответив на вопрос: что бы могло стать её уникальными символами, которые были бы узнаваемыми?
Третье учебное занятие на тему «Виды монологической речи: убеждающая речь». Речевая тема – имидж страны. На операционно-мотивационном этапе учебного занятия учащимся предлагается поработать с инфографикой (нелинейным текстом), содержащей факты о Беларуси, формируя читательскую грамотность: ей нужно дать заголовок, привести аргументы в пользу того, что инфографика является текстом, рассказать по инфографике о Беларуси, выбрав самые интересные для них факты и включив в свой рассказ информацию о других важных «имиджевых» характеристиках республики, то есть собственную информацию. На операционно-познавательном этапе работа учащихся будет организована с текстом «Народные промыслы Беларуси», развивая их читательскую грамотность: интерпретировать текст (понимание смысла, осмысление и оценка содержания и формы прочитанного текста о народных промыслах), анализировать и искать в нём скрытый смысл и значение, а также применять полученные знания в социальной и личной жизни, спрогнозировать дальнейшее содержание статьи. После этого учащимся необходимо заполнить кластер «Сувениры Беларуси», определив только те, которые являются уникальными для нашей страны по их мнению. Далее учащиеся определяют ключевые предложения в тексте об уникальной сувенирной продукции в Беларуси (информация дана из официального сайта РБ belarus.by). Изучив текст, выписав ключевые предложения, учащимся необходимо составить инфографику «Сувениры Беларуси» (для этого им предлагается шаблон). На этапе применения знаний учащимся необходимо составить текст убеждающей речи «Почему стоит посетить Беларусь», опираясь на знания, полученные на уроке, и презентовать его. На рефлексивно-оценочном этапе учащиеся должны составить топ-5 интересных знаний о Беларуси, которые получены на уроке: имена, сведения, даты, достопримечательности и т.д. В качестве домашнего задания предлагается оформить виртуальный павильон Беларуси для международной выставки в виде макета или буклета, проанализировав, какие бренды являются визитной карточкой страны. К нему необходимо добавить свой логотип и слоган.
Таким образом, на примере цикла уроков «Виды монологической речи» посредством выбранной речевой темы «Позитивный имидж страны» показана система работы по продвижению к главной цели при формировании функциональной грамотности в преподавании филологических дисциплин – формированию всесторонне развитой личности школьника, его национального самосознания, теоретического мышления, языковой компетенции, овладению культурой речевого общения.
Уроки русского языка могут играть ключевую роль не только в языковом образовании, но и в формировании позитивного имиджа Беларуси у молодого поколения. Эти уроки становятся не только уроками языка, но и уроками взаимопонимания, толерантности и уважения к разнообразию культурного наследия. Позитивный имидж необходим любой стране, так как он оказывает значительное влияние на восприятие её как со стороны других государств, так и среди собственных граждан. Важно отметить, что часто имидж государства является более определяющим фактором в международных отношениях, чем достижения данной страны.
Список использованной литературы
1. Об объявлении 2024 года Годом качества : Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. – Минск, 2024. -URL: https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-no-375-ot-27-noyabrya-2023-g .(дата обращения: 23.09.2024).