VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE
(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)
“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»
г. Кострома, Россия
Кораблева Д.С.,
ассистент кафедры «Специальной педагогики и психологии» ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет»
Использование аудиовизуальных средств в развитии связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Аннотация. Тема статьи посвящена проблеме повышения эффективности логопедической коррекции нарушений лексико-грамматического строя связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Так же в статье обсуждается специфика использования аудиовизуальных средств в логопедической работе со старшими дошкольниками с ТНР.
Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, особенности детей с общим недоразвитием речи (ОНР), использование аудиовизуальных средств в коррекции.
Korableva D.S.
THE USE OF AUDIOVISUAL TOOLS IN THE DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH IN OLDER PRESCHOOLERS WITH SEVERE SPEECH DISORDERS
Abstract. The topic of the article is devoted to the problem of improving the effectiveness of speech therapy correction of violations of the lexical and grammatical structure of coherent speech in older preschool children with severe speech disorders. The article also examines the specifics of the use of audiovisual tools in speech therapy work with older preschoolers with severe speech disorders.
Keywords: severe speech disorders, features of children with general speech underdevelopment (GU of S), the use of audiovisual means in correction.
Современная система дошкольного образования переживает период глубокой трансформации, обусловленный стремительным развитием науки, методик обучения и материально-технического обеспечения. Ключевым фактором модернизации является интеграция информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Их внедрение не просто повышает эффективность образовательного процесса, но и радикально меняет его парадигму, позволяя перейти от традиционных методов к персонализированному обучению, учитывающему индивидуальные особенности каждого ребёнка. Это особенно актуально для детей с особыми образовательными потребностями, включая детей с речевыми нарушениями. Использование ИКТ открывает перед педагогами широкие возможности. Интерактивные игры, обучающие приложения, виртуальные экскурсии и симуляции позволяют сделать обучение более увлекательным и эффективным [2].
Например, для детей с речевыми нарушениями (ТНР) специально разработанные программы способствуют развитию фонематического слуха, артикуляционной моторики и расширению словарного запаса. Приложения с элементами геймификации мотивируют детей к активному участию в процессе, преодолевая трудности и укрепляя уверенность в себе.
Статистические данные свидетельствуют о том, что количество детей с речевой патологией неуклонно растёт. Наиболее многочисленную группу из них составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР), под которым понимают различные сложные речевые расстройства, характеризующиеся нарушением формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при сохранном слухе и интеллекте [5].
В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Р. Е. Левина) [6]. Четвёртый уровень речевого развития был выделен Т. Б. Филичевой в результате многолетнего изучения речи 6–7-летних дошкольников. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и её предметно-смыслового содержания.
Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи (первые слова появляются к 3–4, а иногда и к 5 годам), замедленный темп речевого развития, ограниченный словарный запас; речь аграмматична, малопонятна, отмечается недостаточное развитие фонетико-фонематической стороны речи. Особенности развития лексико-грамматического строя речи, характеризующегося единством лексических и грамматических свойств данного языка [3], при ОНР описаны в исследованиях М. Е. Хватцева (1959), Р. Е. Левиной (1951, 1958), В. К. Орфинской (1959, 1968), Н. Н. Трауготт (1940), Н. А. Никашиной (1968), Г. А. Каше (1985).
Своеобразие развития различных психических функций у детей с общим недоразвитием речи показано в работах Л. И. Беляковой, Ю. Ф. Гаркуши, О. Н. Усановой, Э. Л. Фигередо, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.
Также дети данной категории отличаются своеобразием сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы (Н. С. Жукова, Л. С. Волкова, Г. И. Колесникова, Л. В. Кузнецова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова, Е. А. Стребелева, Т. Б. Филичева).
Указанные нарушения создают серьёзные препятствия при подготовке к школьному обучению, полностью или частично препятствуют речевому общению и, следовательно, ограничивают возможности социальной адаптации. Поэтому в настоящее время одной из актуальных задач логопедии является повышение эффективности процесса коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. А сложная структура нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционно-развивающей работы с опорой на сохранные виды восприятия [3].
Целенаправленное развитие связной речи имеет большое значение в общей системе работы с детьми с речевыми недоразвитиями. Отмечаемое у этих детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует особого комплексного подхода к выбору методов и приемов развития самостоятельных связных высказываний.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей с нарушениями речи. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Ахутина Т.В., Выготский Л.С., Жинкин Н.И., Леонтьев А.А., Рубинштейн С.Л., Сохин Ф.А. и др.).
Логопедическая коррекция — это важный процесс, который помогает детям и взрослым преодолевать различные речевые нарушения. В последние годы значительное внимание уделяется использованию аудиовизуальных средств, которые становятся неотъемлемой частью этого процесса. Давайте подробнее рассмотрим, как именно эти технологии способствуют эффективной логопедической работе. Что такое аудиовизуальные средства? Аудиовизуальные средства — это технические средства обучения, которые включают в себя как экранные, так и звуковые пособия. К экранным пособиям можно отнести видеоуроки, мультфильмы и презентации, а к звуковым — аудиозаписи, песни и специальные звуковые упражнения. Использование этих средств в логопедической практике позволяет существенно повысить уровень вовлеченности и заинтересованности обучающихся. [4].
Одной из форм подготовки и предоставления учебного материала на логопедических занятиях является мультимедийная презентация. Под мультимедиа-технологией понимают совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстаёт в наиболее привычных для современного человека формах: аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления) [1].
Актуальность использования мультимедийных презентаций на логопедических занятиях обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР, практической потребностью использования в дошкольных образовательных учреждениях современных информационно-коммуникационных технологий.
Аудиовизуальные средства обучения позволяют организовывать урок таким образом, что взаимодействие между субъектами процесса обучения становится неотъемлемой частью современной системы образования, которые позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия между обучающимся, обучающим и средствами информатизации и коммуникации.
Проблема исследования сформулирована следующим образом: несформированность связной речи дошкольников с ТНР отрицательно влияет на развитии всей речемыслительной деятельности детей, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, поэтому для улучшения процесса обучения и воспитания детей с ТНР используются аудиовизуальные средства.
Цель – изучение особенностей использования аудиовизуальных технологий на логопедических занятиях, как средства коррекции связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
В дальнейшем в исследовательская работа будет проводится в несколько этапов:
1) Проведение первичной диагностики детей и разделение детей на контрольную и экспериментальную группы.
2) Создание программы, используя аудиовизуальные средства.
3) Вторичная диагностика и подведение итогов исследования.
В качестве эмпирических методов исследования использовались: «Диагностика развития речи детей дошкольного возраста» по О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной, Е.А.Стребелевой, Т.И.Гризик, методика обследования связной речи (Глухов В.П.).
Таким образом, исследовательская работа в дальнейшем должна показать, что использование информационно-коммуникационных (аудиовизуальных) технологий в качестве средства коррекции нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР оказывает влияние на состояние указанных компонентов речевой системы.
Список использованной литературы
1. Вaсильевa В. С., Абрамовских А. А. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. Т. 8. № 4. С. 18–26.
2. Васильева, В. С. Психологические аспекты применения информационно-коммуникационных технологий при нарушении лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста / В. С. Васильева, А. А. Селенкова. — Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2019. — № 6. — С. 249—267.
3. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2011. – 320.
4. Кукушкина О. И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования : монография. М. : Полиграф-сервис, 2005. – 327 с.
5 .Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекция нарушений речи: программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. М. : Просвещение, 2010. 272 с.
6. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – 5-е изд. – Москва: Айрис-пресс, 2008 – 224 с.