VIII REPUBLICAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE
(WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION)
“SOCIALIZATION OF PERSONALITY AT DIFFERENT STAGES OF AGE DEVELOPMENT: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS»
г. Гродно, Беларусь
Ляшкевич Ю.Л.,
воспитатель ГУО «Специальная школа г. Гродно»
Формирование здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в группе продлённого дня путём использования здоровьесберегающих технологий
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в группе продлённого дня с помощью здоровьесберегающих технологий. Рассмотрены здоровьесберегающие образовательные технологии и их использование в воспитательном процессе. Перечислены виды современных здоровьесберегающих технологий. Дано обоснование эффективности использования здоровьесберегающих технологий в воспитании учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, интеллектуальная недостаточность, здоровьесберегающие технологии, коррекционно-воспитательная работа, группа продлённого дня.
Lyashkevich J.L.
FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE AMONG STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES IN THE EXTENDED DAY GROUP THROUGH THE USE OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES
Abstract. The article is devoted to the problem of forming a healthy lifestyle among students with intellectual disabilities in the extended day group using health-saving technologies. Health-saving educational technologies and their use in the educational process are considered. The types of modern health-saving technologies are listed. The substantiation of the effectiveness of the use of health-saving technologies in the education of students with intellectual disabilities is given.
Keywords: healthy lifestyle, intellectual disability, health-saving technologies, correctional and educational work, extended day group.
В процессе обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями специальная педагогика различает специальные образовательные технологии, методы обучения и методы воспитания. Правомерно использование понятия «образовательная (педагогическая) технология» как интегрирующего обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся: «Под образовательной технологией следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий». [9]
Процесс воспитания в специальной школе проходит в осложнённых условиях: необходимо не только решать общепринятые в системе образования воспитательные задачи, опираясь при этом на ограниченные возможности воспитанников, но и обеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании, формировать отсутствующие социальные, коммуникативные, поведенческие и иные навыки, личностные качества. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учётом всех особенностей развития конкретного ребёнка, в процессе сотрудничества педагога и учащегося, детей в классе или группе. Воспитание в системе специального образования неразделимо связано с учебной деятельностью, коррекционной работой, осуществляется на всех этапах жизнедеятельности ребёнка во время пребывания в группе продлённого дня. Педагог, воспитатель в этой ситуации находятся в процессе непрерывного творческого поиска индивидуальных методов, форм, средств, их сочетаний и взаимодействия, создания и реализации индивидуализированных специальных образовательных технологий максимально эффективной помощи ребёнку с ограниченными возможностями. [12]
В конечном счёте, основной целью коррекционно-воспитательной работы с детьми с особыми образовательными потребностями становится их социальная адаптация и дальнейшее приспособление к жизни. Поэтому необходимо реализовать все познавательные возможности учащихся, чтобы развивать у них необходимые навыки самообслуживания и взаимодействия в обществе.
Детям с интеллектуальной недостаточностью с раннего возраста нужны специальные условия воспитания и обучения. Использование педагогических технологий является одним из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного и воспитательного процессов. Более разнообразно применение педагогических технологий непосредственно на уроках с «особенными детьми». Продуктивно можно вводить элементы следующих технологий: разноуровневого обучения, обучение в сотрудничестве, игровая технология, здоровьесберегающая технология, коррекционно - развивающие и информационно - коммуникационные технологии.
Исходя из практического опыта, наиболее приемлемыми и эффективно используемыми педагогическими технологиями при воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью оказываются:
- информационные технологии;
- игровыетехнологии;
- здоровьесберегающиетехнологии.
По моему мнению, наибольший интерес при обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта представляют здоровьесберегающие технологии. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить учащемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Актуальной проблемой современного специального образования является проблема сохранения и укрепления здоровья детей с особенностями в развитии. Подавляющее большинство обучающихся специальных учреждений образования имеют сложные и разнообразные нарушения в соматическом состоянии, физическом развитии и моторике. Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна являться приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни – задача родителей и педагогов. [4]
Таким образом, для сохранения здоровья учащихся с интеллектуальной недостаточностью в коррекционно-педагогическом процессе необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесохраняющего обучения и воспитания.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога.
Здоровьеформирующие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни». [10]
Деятельность здоровьесберегающих технологий:
- Здоровьесберегающее обучение (построение уроков, воспитательных мероприятий на здоровьесберегающей основе).
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил.
- Пропаганда здорового образа жизни.
По степени влияния на здоровье детей здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех педагогических технологий. Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, конкретных условий, а также от показаний заболеваемости ребёнка. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью с применением здоровьесберегающих методик имеет положительное значение для их развития и интеграции в обществе.
«Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведёт его за собой», а не служит просто обогащению ребёнка новыми сведениями, легко входящими в его сознание». (Л.С. Выготский) [2]
В воспитательный процесс специальных школ необходимо внедрять программы и методики формирования здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальной недостаточностью с использованием здоровьесберегающих технологий. Следует включать воспитанников в различные виды двигательной и эмоциональной активности в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями, создать условия для их творческого самовыражения, формировать у воспитанников ценности здорового образа жизни, применять различные способы укрепления здоровья. Это обеспечивается путём систематического обучения воспитанников в группе продлённого дня основным формам и приёмам здорового образа жизни:
- профилактическим методикам (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.);
- привитие учащимся элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.);
- соблюдению режима дня;
- соблюдению санитарно - гигиенических норм (проветривания, влажной уборки помещений);
- правильному питанию;
- чередованию занятий с высокой и низкой активностью;
- занятиям оздоровительной физкультурой;
- оздоровительным прогулкам, играм на природе.
Здоровьесберегающие технологии важны не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Особое значение имеет их использование в воспитательных мероприятиях, игровых занятиях, режимных моментах в группе продлённого дня. С помощью здоровьесберегающих технологий педагог обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность воспитанников, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание и интерес детей, что позволяет учащимся снизить риск ухудшения здоровья. В работе с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью следует правильно сочетать умственную и физическую нагрузки.
Создание благоприятного психологического климата, мотивационной установки, эмоционального настроя воспитанников при проведении самоподготовки во многом предполагает успешное выполнение домашнего задания, снижает уровень стресса. Это можно реализовать через краткую беседу о погоде, через какое-то небольшое стихотворение о времени года или элементы психогимнастики. Совместное решение заданий оказывает положительное действие на воспитанников, создавая ситуацию успеха, и развивает коллективное восприятие и взаимопомощь.
Виды современных здоровьесберегающих технологий, применяемых в процессе обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью:
- Дыхательная гимнастика. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют постановке правильного речевого дыхания.
- Пальчиковая гимнастика. Она позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение, скоординировать движения с речью.
- Динамические паузы.Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
- Физминутки – комплекс упражнений, направленный на снятие усталости и напряжения, совершенствования общей моторики, выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью.Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного напряжения.
- Использование кинезиологических упражнений. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные изменения, укрепляется психическое здоровье детей, снижается утомляемость, повышается способность к труду на уроке.
- Релаксация - упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. Используется для обучения детей управлению мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. Для релаксации можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.
- Логопедическая ритмика - комплексная система упражнений, игровых заданий на основе сочетания музыки, движения, слова. Логопедическая ритмика направлена на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
- Артикуляционная гимнастика– это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности, точности выполнения движений органов, участвующих в речевом процессе.
- Сказкотерапия - это метод, использующий форму для интеграции личности, развитие творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
- Использование элементов театрализации. Они применяются для создания позитивного настроения у детей, преодоления стеснительности, профилактики утомляемости. Игра успокаивает, лечит, стимулирует речевую активность.
- Самомассаж. Его действие направлено на общее оздоровление организма и улучшение самочувствия.
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика используется для циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз, для укрепления мышц глаз.
- Технология воздействия цветом.В оформлении кабинета используют мягкие пастельные цвета. Такие цвета снимают напряжение, стимулируют умственную деятельность и повышают эмоциональный настрой ребенка.
- Музыкотерапия используется в качестве вспомогательного средства, как часть образовательной деятельности для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, развития слухового внимания.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование разнообразных видов здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании учащихся с интеллектуальной недостаточностью оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние воспитанников, способствует развитию внимания, концентрации, уcидчивости, проявлению заинтересованности учащихся в выполнении своей работы, позволяет повысить адаптивные возможности детского организма, а значит стать средством сохранения и укрепления здоровья.
Список использованной литературы
1. Антропова, М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М.: 1974. – 136 с.
2. Выготский, Л. С. Собр. соч. в 6-ти т. – М., 1982.
3. Калинова, Г.С., Мягкова, А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997.
4. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1–4 классы. – М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.
5. Коростелев, Н.В. Воспитание здорового школьника. - М., 1986.
6. Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н.Н. Куинджи: методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 139 с.
7. Лядова, Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы http://forumpoipkro.forum24.ru/
8. Сахаров, Б.М. Фитотерапия. Лечение соками. - М.: ПрофитСтайл, 2008. – 256 с.
9. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. - М., 1998.
10. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.:АРКТИ, 2005.
11. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
12. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под. ред. Н.М. Назаровой.-5-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.