УДК 373.0
Научный руководитель – П.А. Ковалевский, доцент кафедры педагогики и психологии детства, кандидат психологических наук ГрГУ им. Янки Купалы
Первая социальная потребность ребёнка – потребность в общении со взрослыми. Развиваясь, ребенок усваивает новые черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.
Как отмечает М. И. Лисина, содержание потребности в общении на разных этапах онтогенеза может быть разным. Для детей раннего возраста взрослый — это партнер по игре, образец для подражания, оценщик знаний и умений ребенка; общение с ним имеет деловой смысл. Первые годы жизни ребенка наполнены общением с близкими взрослыми людьми.
М.И. Лисина выделяет следующие формы общения ребёнка со взрослыми:
- Ситуативно-личностное общение — характерно для младенчества. Общение в это время зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, оно ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка.
Непосредственные эмоциональные контакты являются основным содержанием общения, поскольку главное, что привлекает ребенка, — это личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане. Потребность во внимании взрослого — первая и основная потребность в общении — остается у ребенка на всю жизнь. Ситуативно-личностная форма общения остается главной и единственной от рождения до шести месяцев жизни. В этот период общение младенца с взрослым протекает вне какой-либо другой деятельности и само составляет ведущую деятельность ребенка [1, c.45].
- Ситуативно-деловое общение. Эта форма общения отличается от предыдущей тем, что взрослый нужен и интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. «Деловые» качества взрослого и, следовательно, деловые мотивы общения выходят на первый план.
Взрослый человек остается для ребенка центром его предпочтений, в силу этого он наделяет привлекательностью те предметы, к которым прикасается. Эти предметы становятся нужными и предпочитаемыми потому, что они — в руках взрослого. Взрослый показывает детям, как можно играть в эти игрушки. Такие совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение или сотрудничество ребенка с взрослым. Потребность в сотрудничестве является основной для ситуативно-делового общения.
В ситуативно-деловом общении взрослый ставит следующую речевую задачу: показывая ребенку новый предмет, он предлагает ему назвать этот предмет, то есть произнести вслед за ним новое слово. Так во взаимодействии с взрослым по поводу предметов возникает и развивается главное человеческое средство общения, мышления – речь [1, с.48].
3.Внеситуативное общение. Это общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации. Существует две формы внеситуативного общения — познавательная и личностная.
Внеситуативно-познавательное общение побуждается познавательными мотивами. Ребенок выходит за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Главным источником информации становится для него все тот же взрослый человек. При нормальном ходе развития познавательное общение складывается примерно к четырем-пяти годам. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения являются его вопросы, адресованные взрослому.
Главное, чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их интересы не остались незамеченными. В дошкольном возрасте складывается новая потребность — потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку уже недостаточно простого внимания и сотрудничества с взрослым. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям. Потребность в уважении, в признании взрослым становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению.
В середине или конце дошкольного возраста должна возникает еще одна форма ‒ внеситуативно-личностное общение. Взрослый для ребенка — высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.
Общение с другими детьми первоначально практически не влияет на развитие ребенка. Даже младшие дошкольники в 3-4 года еще не умеют по-настоящему общаться друг с другом. Д.Б. Эльконин отметил, дети «играют рядом, а не вместе» [2, , только начиная со среднего дошкольного возраста. Общение, вплетенное в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольного поведения ребенка, умения учитывать чужую точку зрения.
Со временем внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка больше. В шесть-семь лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать с взрослым не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте внеситуативно-личностная форма общения.
В старшем дошкольном возрасте внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой общение, не включенное ни в какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе. Однако личность взрослого воспринимается дошкольником совсем по-другому, чем младенцем.
Основной вопрос, к которому обращаются учёные разных стран, — роль общения со сверстниками в жизни ребёнка и его психическом развитии. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, Б. Спока, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития ребёнка, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Е. Ф. Рыбалко считает, что в дошкольный период осуществляется переход от непосредственных форм общения к мотивированному общению разного уровня. По ее мнению, непосредственные формы избирательного общения означают выбор партнера без каких-либо объяснений со стороны ребенка, что характерно для детей младшего дошкольного возраста, вступающих в кратковременные контакты со сверстниками и часто меняющих товарищей по совместным играм. Большинство старших дошкольников обосновывают свою избирательность в общении со сверстником, но по-разному. Чаще всего мотивировка носит эмоциональный характер: «Потому что нравится с ним играть». Редко назывались функциональные причины: помощь, забота о другом [4, с.19].
В младшем дошкольном содержание потребности в общении сохраняется в том виде, как оно сложилось к концу раннего возраста: ребёнок ждёт от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнёра. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроение), как правило, не замечают.
Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно — как по своему содержанию, так и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнёра [4, c.25]. Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию может разрушить взаимодействие детей: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. На данном этапе общение детей ещё не связано с их предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения детей — локомоции или экспрессивно-мимические движения. Ситуативно-деловая форма общения складывается примерно к 4-м годам и остаётся наиболее типичной до 6-летнего возраста.У детей сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать всё большее место в их жизни. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной — дети начинают играть вместе, а не в одиночку. Общение с другими в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (т.е. от лица взятых ролей: врач — больной, продавец — покупатель, мама — дочка и пр.) и на уровне реальных, т.е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других и пр.).
Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество [5, c.43]. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнёра для достижения общего результата. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало [5, c.51]. Среди средств общения начинают преобладать речевые, но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в сфере общения со взрослым в этом возрасте уже возникают внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остаётся преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.
Внеситуативно-деловая форма общения развивается в возрасте 6-7 лет: значительно возрастает число внеситуативных контактов [5, c.56]. Примерно половина речевым обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий.
Общения дошкольников со сверстниками отличаются от общения со взрослыми.
Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в общении со взрослым. Общаясь со сверстником, ребёнок спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и пр. Именно в общении со сверстником впервые появляются такие формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнёру, кокетство, фантазирование и др. [6, c.27 ].
Второе отличие общения сверстников от общения со взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной направленностью [6, c.32].
Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определённых форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения, которым свойственна особая раскованность, ненормативность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т.п. [6, c.37].
Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяют предположить, что общество сверстников помогает ребёнку проявить оригинальность и самобытное начало. Если взрослый несёт для ребёнка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создаёт условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребёнка [6, c.54].
М.И. Лисина, отмечает, что общение — это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение — не просто действие, а взаимодействие: оно осуществляется между участниками, которые одинаково являются носителями активности и предполагает её в своих партнёрах [1, c.65].
Таким образом можно отметить, что чем раньше ребёнок начинает общаться с другими детьми, тем лучше это сказывается на его развитии и умении адаптироваться к обществу. Неумение малыша налаживать контакты со сверстниками существенно затрудняет привыкание его к новым социальным условиям. Как ребёнок научится ладить со сверстниками в детстве, так и будет поддерживать отношения с родными в семье, со знакомыми, с сослуживцами на работе. Взрослый должен помогать детям в налаживании контактов друг с другом. Правильно организованное общение обогащает детей впечатлениями, учит сопереживать, радоваться, сердиться, помогает преодолеть робость, способствует становлению личности, формирует представление о другом человеке — ровеснике и о самом себе.
Становление человека как личности возможно только во взаимодействии с другими людьми, где развитие социальных и индивидуальных тенденций осуществляется параллельно [6, c. 127].
Список используемых источников
- Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И. Лисина. ‒ М.: Педагогика, 1986. ‒ 195 с.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ‒ 4-е изд. стер. ‒М.: изд. Центр «Академия», 2007. ‒ 132 с.
- Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. ‒ М.: Смысл; Эксмо, 2004. ‒ 512 с.
- Рыбалко, Е.Ф. Генетические ступени развития коммуникативной потребности в дошкольном периоде: общение как предмет теоретических и прикладных исследований / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалёва. ‒ Л.,1973.‒ 207 с.
- Леонтьев, А.Н. Психическое развитие в дошкольном возрасте. // Избр. Психологич. труды в 2-х ч.‒ М., 1983. ‒ 215 с.
-
Спок, Б. Воспитание и педагогика / Б. Спок. ‒М.: АСП.,1998. ‒ 304 с.