Бубчикова Н.В. ПРОБЛЕМАТИКА УЧЕБНОГО СТРЕССА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

УДК 378.147.88

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)
Оренбургского государственного университета, г. Орск, Россия

Актуализацией человеческого фактора и нацеленность на формирование саморазвивающейся, самореализующейся и самодостаточной личности является ведущей в условиях современного образования. Субъект вузовской системы т.е. студент, обладает широким спектром ресурсов. Последний находится в сензитивном возрасте наивысших, «пиковых» показателей в процессах биологического, психологического и социального развития. Это время наивысших интеллектуальных и познавательных сил, наиболее активного нравственного и эстетического становления. В этой связи, период обучения в вузе выделяют в качестве центрального — периода развития онтогенеза человека (Дьяченко М.И., Кандыбович Л.A.) [2]. Вместе с тем, надо отметить, что в студенчестве, особенно на начальном его этапе, обострены многие противоречия, провоцирующие самые разнообразные проблемы. В 17-18 лет молодыми людьми переживается кризис идентичности, главный смысл которого — поиск себя, своей самотоождественности, самоидентичности. Это начало созревания самоанализа и самооценок, личностных выборов и самоопределений. В числе самых главных и важных проблем, с которыми сталкиваются студенты, находится проблема переживания, экзаменационных стрессов [1].

Если обратиться к экзаменационному стрессу как наиболее резко выраженной форме учебного стресса, то можно отметить, что ожидание экзамена и связанное с этим психологическое напряжение могут проявляться у студентов в виде различных форм психической активности: в виде страха перед экзаменатором, либо негативной оценкой или в виде более диффузной, мало обоснованной неопределенной тревоги за исход будущего экзамена, причем оба эти состояния сопровождаются достаточно выраженными вегетативными проявлениями. В особых случаях эти явления могут перерастать в невроз тревожного ожидания, особенно у студентов, для которых уже были характерны черты тревожной мнительности и эмоциональной лабильности. Но из наблюдений можно сказать, что чаще у студентов наблюдаются не неврозы, а острые невротические реакции, которые имеют сходную картину, но протекают в более ограниченном временном отрезке (часы — дни — недели).

Клинически на экзамене эти невротические реакции могут проявляться в следующих проявлениях:

— в затруднении выполнения привычной функции или формы деятельности (речь, чтение, письмо);

— в чувстве тревожного ожидания неудачи, которое приобретает большую интенсивность и сопровождается полным торможением соответствующей формы деятельности или нарушением её [5].

Для нынешнего студента, как, впрочем, и для любого человека, стресс является обычным жизненным явлением, и скорее даже реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Но также стресс может быть связан с факторами, связанными с работой или событиями в личной жизни самого человека.

Для студента вуза ситуациями, обуславливающими возникновение стресса, могут быть следующие:

— недостаток сна;

— несданные вовремя и незащищенные учебные работы;

— не выполненные правильно задания;

— большое количество пропусков по каким-либо предметам;

— отсутствие на определенный момент отчетной работы по дисциплине;

— недостаточно полные знания по дисциплине;

— низкая успеваемость по определенной дисциплине;

— перегрузка или слишком слабая учебная нагрузка студента;

— конфликт социальных ролей.

Существует несколько групп трудностей, с которыми встречается студенческая молодежь.

Дидактические причины: резкое увеличение объема информации, которую студент получает на учебных занятиях; расширение многообразия форм и методов преподавания (лекции, семинары, практикумы и т.д.); научный язык излагаемых текстов лекционного материала; отсутствие навыков самостоятельной работы и поиск эффективных путей приобретения знаний.

Социально-психологические трудности: перестройка устоявшихся привычек и навыков; разрушение старых привычек и привычных стереотипов поведения; порой достаточно резкий переход к самостоятельной взрослой жизни; сомнение в своих силах и способностях; порождение высокого уровня беспокойной тревожности (порой на пустом месте).

Профессиональные причины: сомнения в правильности выбранного пути; непонимание происходящих перемен и возможности путей профессионального роста в целом.

Среди множества предпосылок возрастания сложности современного обучения является, так называемый, информационный взрыв. Прогресс человеческой цивилизации влечет за собой ускоренный рост объема получаемой информации. Растет информационный поток, но возможности человеческого восприятия не безграничны. Многие студенты жалуются на усталость, перегруженность, нервное истощение. Каждый начинает искать свои пути выхода из сложившихся обстоятельств (порой на бессознательном уровне, т.е. интуитивно). Тем самым, со временем почти каждый студент свой рациональный прием выхода из сложившейся конкретной ситуации. Но для этого нужно много времени и сил. Нужен опыт, который порой приходит с запозданием, когда уже имеется много проблем и в первую очередь в психологическом плане.

Также стресс может возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации (преподавателя). В этой ситуации студент может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования преподавателя — с другой [3].

Не стоит также сбрасывать со счетов личностные факторы. Сюда можно отнести болезнь члена семьи, изменение числа друзей, конфликты с одногруппниками и близкими людьми, переезд, значительные личные достижения, изменение финансового положения и многие другие факторы.

С практической целью повышения уровня стрессоустойчивости у студентов педагогических специальностей высшего учебного заведения путем определенного психолого-педагогического воздействия, могут выступать группы тренинговых упражнений, разработанных на основе различных психотехник, направленных на повышение стрессоустойчивости в учебной деятельности. Занятия со студентами проводятся в рамках собрания Совета молодых ученых и студенческого научного сообщества по теме «Проблемы стрессоустойчивости в учебной деятельности».

В процессе занятий участникам предоставляется возможность через механизмы обратной связи с группой и с ведущим диагностировать свои «проблемные области». Поскольку данные механизмы отождествления проблемы, ее идентификации с последующей рефлексией выступают двумя сторонами одной медали: процесса осознания себя через другого (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В.В. Столин и др.) [4].

Так как запланированные нами занятия направлены на повышение стрессоустойчивости в учебной деятельности, то «проблемные области», которые нуждаются в изменении, касаются именно этой сферы деятельности.

Динамика изменения уровня стрессоустойчивости студентов – участников эксперимента проходит в два этапа: 1-й – этап овладения (студенты узнают, как решается поведенческая задача и пробуют решить ее совместно с ведущим); 2-й – этап присвоения (участники трансформируют свое поведение под воздействием нового знания и могут самостоятельно решать поставленные задачи).

Наибольший процент опрошенных 67 % студентов составили люди с преобладанием внешнего локус контроля. У них наблюдается склонность объяснять последствия своих поступков влиянием обстоятельств. Их принято называть экстерналами, поскольку ответственность за свою деятельность они приписывают исключительно внешним условиям. Таким людям присущи: неуравновешенность, тревожность, подозрительность, конформность и, иногда, агрессивность.

Количество испытуемых с преобладанием внутреннего локуса контроля предстало в 33 %. Люди этого типа считают себя ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. Даже если обстоятельства неблагоприятны, такой человек не станет оправдывать себя за ошибки или неудачи. Люди, обладающие внутренним локус контролем, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, уравновешены, доброжелательны и независимы. Такой человек способен стойко защищать свои принципы.

Таким образом, стресс – это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. Проблема стресса сложна и многогранна и поэтому состояние стресса в учебном процессе необходимо и нужно регулировать. Эта первостепенная задача и самих студентов, и их педагогов, а также социальных педагогов и психологов. Возможные пути разрешения данной проблемы кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов и тематических встреч со студентами.

Список использованных источников

  1. Бодров В.А. Психология стресса: развитие и преодоление/М.: ПЕР СЭ, 2006. -528с.
  2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы /Учебник. — Минск: издательство БГУ им. В.И.Ленина, 1981. — 383 с.
  3. Мантрова М.С. Основные критерии социально-психологической профессиональной адаптации будущих психологов / М.С. Мантрова, Д.В. Могилко / В сборнике: Новая наука: стратегии и вектор развития материалы международной (заочной) научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Мир науки». 2016. С. 217-220.
  4. Пряничникова Ю. Х. Экзаменационный стресс и его профилактика [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 184-186. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7383/ (дата обращения: 19.12.2017)
  5. Психологическая помощь студентам в адаптации к стрессовым воздействиям экзаменационных сессий /Автореферат кандидата психологических наук Меньшиковой, И. Н. — Научная библиотека диссертаций и авторефератов – 2008г.
  6. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекцииУчебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.

 

Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.