УДК 004.91
ГУО «Гимназия №2 г.Гродно»
Научный руководитель – Яковчик Н.А., заместитель директора по учебной работе ГУО «Гимназия №2 г.Гродно
Технологический прогресс и развитие компьютерных технологий вызывает изменения во всех сферах жизни человека. Эти изменения играют немаловажную роль в современной педагогике.
Процесс информатизации помогает вывести преподавание различных предметов, в том числе и иностранного языка, на новый уровень, повышают качество и эффективность образовательного процесса.
Электронные средства обучения – программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности [1, с. 54].
Разнообразные электронные средства широко применяются на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности. Их можно разделить на обучающие программные средства, программные средства-тренажеры, контролирующие программные средства, информационно-поисковые и справочные средства, демонстрационные программные средства, учебно-игровые средства и досуговые средства. Данные виды программного обеспечения позволяют применять новые формы наглядности (презентации, демонстрационные материалы, различные таблицы), визуализировать материал, просматривать обучающие видеофильмы, быстро искать необходимые лексические единицы и информацию в электронных словарях и поисковых системах, представлять материал в игровой и соревновательной форме, объективно при помощи компьютерных программ проверять усвоение учебного материала.
Сегодня на электронных носителях и в сети Интернет можно найти как готовые комплексы, так и различные сервисы и приложения для создания собственных упражнений. Готовые электронные комплексы не всегда соответствуют индивидуальным особенностями учащихся и структуре конкретного урока. Поэтому у педагогов возникает потребность создания собственных заданий в различных программах либо с использованием специальных сервисов.
Одним из таких электронных средств обучения является сайт LearningApps.org – это приложение для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей (приложений и упражнений). LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей [3].
Данный онлайн-сервис позволяет создавать обучающие модули, сохранять и использовать их, обеспечивать свободный обмен ими между педагогами, организовывать работу обучающихся.
Родной язык LearningApps.org – немецкий, но на сайте реализована мультиязычная поддержка. На сайте содержится огромное количество готовых упражнений, в том числе и по иностранным языкам.
Сайт LearningApps.org можно использовать для активизации познавательной деятельности учащихся, закрепления, систематизации и проверки знаний, придания заданиями интерактивной составляющей, а также для того, чтобы сделать упражнения более наглядными, интересными, доступными и современными.
Разобраться с навигацией очень просто. Для этого достаточно нажать вкладку «Все упражнения» в верхней части главной страницы, и перед педагогом открывается список шаблонов и упражнений, созданных и опубликованных другими пользователями. Они разделены по учебным предметам. По названию, теме или типу упражнения можно подобрать задание из предложенных вариантов или составить задание самому.
Для создания и сохранения собственных заданий необходимо зарегистрироваться. После прохождения регистрации, Вам станут доступны шаблоны, которые помогут создать интерактивное упражнение для учеников.
Шаблоны сгруппированы по функциональному признаку:
- распределение – задания на установление соответствия или распределение лексических единиц и явлений в правильные категории («Найти пару», «Сортировка картинок», «Классификация», «Таблица соответствия»);
- последовательность – на определение правильной последовательности («Хронологическая линейка», «Простой порядок»);
- заполнение – упражнения, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах. Учащиеся могут выбирать из предложенных вариантов либо заполнять пропуски самостоятельно («Ввод текста», «Выбор правильного ответа», «Заполнить пропуски», «Аудио/видео контент» с прикрепленными вопросами или другими видами заданий, «Ментальная карта»);
- онлайн-игры – упражнения-соревнования, при выполнении которых учащийся соревнуется с компьютером или другими учениками («Кто хочет стать миллионером», викторины, «Парочки», «Виселица», «Скачки», «Где это находится?», «Найти на карте», «Кроссворд», «Слова из букв», пазл «Угадай-ка», папка «Challenge»).
Готовые упражнения дополнительно дифференцированы по уровню образовательной ступени («Начальная школа», «Средняя школа», «Старшие классы»).
Дополнительно педагоги и учащиеся могут воспользоваться «Блокнотом», «Доской объявлений» и «Чатом» для общения.
Для того чтобы создать свое упражнение, необходимо выбрать тип задания. В открывшейся вкладке появится два-три образца. Сайт позволяет создавать новые упражнения по данным шаблонам. Также можно использовать как образец любое понравившееся упражнение коллеги или из банка данных.
Пошаговые инструкции помогают педагогу быстро создать новое упражнение. Также можно добавить изображение, чтобы сделать работу более интересной для учащихся.
После завершения этапа по созданию задания сайт предлагает его проверить. На любом этапе упражнение можно поменять или подправить.
Создав задание, педагог может тут же опубликовать его или сохранить для личного пользования. Доступ к готовым ресурсам открыт и для незарегистрированных пользователей. Существует возможность использовать упражнения, составленные коллегами, скопировав ссылку внизу задания из поля «привязать» и вставить на страницу своего личного сайта, как делают это многие учителя-блоггеры.
При создании нескольких упражнений по одной теме можно связать их при помощи функции «Сетка приложений», чтобы объединить их в тематический комплекс.
Кроме того, можно создать аккаунты для своих учеников и использовать собственные ресурсы для проверки их знаний прямо на сайте.
Так, например, можно составить следующие упражнения для систематизации знаний по темам «Прилагательное» (рис.1) и «Простое прошедшее время» (рис.2):
Рисунок 1 – Прилагательное
Рисунок 2 – Простое прошедшее время
Основные плюсы приложения LearningApps.org:
- повышение уровня мотивации учащихся, так как такие задания являются новыми, необычными, помогают реализовать принцип наглядности;
- разнообразие упражнений;
- возможность создавать упражнения на любую тематику и для каждого вида речевой деятельности;
- возможность добавлять изображения, аудиозаписи, видеофайлы, на основе которых будут предъявляться задания, а также для наглядности или визуализации;
- современный вид упражнений (в данный момент учащиеся часто выбирают и охотнее выполняют задания, созданные при помощи компьютерных технологий);
- возможность создавать упражнения для различных предметов (математика, физика, иностранные языки, литература, история и многие другие);
- наличие игровых упражнений;
- возможность легко реализовать принцип дифференцированного обучения, создав несколько вариантов задания для разного уровня владения предметом;
- наличие состязательной составляющей в некоторых упражнениях (можно соревноваться как с компьютером, так и с другими учащимися своей группы);
- наличие обратной связи;
- моментальная проверка правильности выполнения заданий;
- легкость и доступность в использовании для педагогов, так как при создании каждого упражнения на сайте даются четкие пошаговые инструкции. Также можно использовать не только шаблоны, но и готовые упражнения и образцы. Существует возможность скопировать уже готовые упражнения с других ресурсов;
- легкость в выполнении заданий учащимися;
- отсутствие необходимости регистрации учащихся перед выполнением упражнения;
- упражнения, созданные в приложении LearningApps.org, могут быть включены в состав других электронных средств обучения (например, в электронные учебники как ссылка на упражнения по грамматике либо как ссылка в блоге, на сайте педагога);
- приложение LearningApps.org является бесплатным.
Перечислим основные минусы приложения LearningApps.org.
- Невозможность градации степеней правильности выполнения задания (задание считается полностью выполненным, если все ответы правильные; даже один неправильный ответ не позволяет получить высшую оценку). Отметки по пятибалльной или десятибалльной системе за тесты не выставляются. У педагога есть возможность положительно оценить (наивысшей отметкой либо другой формой поощрения) только выполненный без ошибок тест.
- Возможность несколько раз выполнять задание, что позволяет делать сколько угодно ошибок.
- Учащиеся должны хорошо владеть клавиатурой для выполнения некоторых заданий.
- Часть шаблонов не поддерживает кириллицу.
- Обязательно наличие подключения к сети Интернет.
Таким образом, можно сделать вывод, что приложение LearningApps.org позволяет сделать уроки иностранного языка более интересными, добавить элементы наглядности, повысить уровень мотивации и раскрыть интеллектуальный потенциал учащихся, активизировать их познавательную деятельность, провести закрепление, систематизацию или проверку знаний. Процесс создания упражнений в приложении легкий и удобный для любого педагога.
Список использованных источников
- Инструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе // Настаўніцкая газета. – 2011. – 11 августа. – C. 54.
- Сервис Web 2.0 LearningApps.org [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.learningapps.org. – Дата доступа : 12.04.2018.
- Центр дополнительного образования «Снейл-педагогу» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:// it-pedagog.ru/learningapps. – Дата доступа : 12.04.2018.