Гой С.И. ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СИСТЕМЕ МАРИИ МОНТЕССОРИ

УДК 373.2

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Е.А. Ковалева, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы

В жизни ребенок сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Дошкольника окружает природа со всеми ее сенсорными признаками –многоцветием, запахами, шумами. И конечно каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе все это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным. [7, с. 142].

Таким образом, сегодня проблема развития сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста является особенно актуальной. Она заключается в том, что дошкольники гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающем мире, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы. Это происходит из-за того, что в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия ощущений и представлений, что составляет основу сенсорного воспитания.

Поэтому большое значение имеет сенсорное воспитание, которое означает целенаправленное совершенствование, развитие у дошкольников сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). В свою очередь сенсорное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе [1, с. 3].

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны – это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития [2, с. 7]. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины – метрическая система мер [1].

Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных направлений дошкольного воспитания. Так считали выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, О. Декроли), известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.), а также психиатр и психолог, опытный детский врач и религиозный философ, исследователь, замечательный итальянский педагог Мария Монтессори [1, с. 3].

Педагогический потенциал системы Марии Монтессори в современной педагогике заключаются в ее методическом подходе, основанном на четкой структурированности, воспроизводимости, направленности на конкретный результат. А также он заключается в многообразии практической деятельности детей дошкольного возраста со специально подготовленным дидактическим материалом (кубики, цилиндры, вкладыши, рамки с гнездами разной формы, цепочки из бусин для счета и так далее). Развитие и обучение дошкольника основывается на его физических органах чувств. Для этого используются всевозможные средства: коробочки с запахом, доска для ощупывания, шумящие коробочки, звоночки, вкусовые баночки, теплые кувшины и т.п.  Помощь саморазвитию ребенка в возрасте от 3 до 6 лет осуществляется посредством дифференцированной системы дидактических материалов. Мария Монтессори разработала дидактические материалы, которые стали важнейшим средством в сенсорном воспитании и основой обучения ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Сенсорное развитие Мария Монтессори считала фундаментом общего умственного развития, отмечала, что без полноценного восприятия невозможно ни успешное обучение в дошкольном учреждении или в школе, ни овладение многими видами труда [8]. Содержанием сенсорного развития является усвоение сенсорных эталонов.  Стратегия формирования сенсорных эталонов по системе Марии Монтессори должна быть направлена прежде всего на развитие индивидуальной природы дошкольника. Мария Монтессори требовала одного – предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, самостоятельной работе. Педагог рекомендовала сначала наблюдать за дошкольниками, их изучать, и лишь затем воспитывать и обучать. Ею был разработан комплекс оригинальных материалов, известных как «Монтессори – материалы» и методика работы с ним. Мария Монтессори писала: «Я очень советую тем, кто собирается руководить детьми в их сенсорных упражнениях, поработать самим над дидактическим материалом. Подобный опыт дает экспериментатору известное представление о том, что должны чувствовать дошкольники, какие трудности им приходится побеждать, и даже отчасти укажет, какую степень интереса возбуждает у дошкольников то или иное упражнение». Мария Монтессори также считала, что дошкольнику нужно дать возможность самому работать с материалом, поддержав тем самым его активность, что очень важно. Она советовала не вмешиваться в его работу без нужды, помня о том, что каждая предоставленная дошкольнику помощь, не являющаяся действительно необходимой, служит препятствием его развитию. В своей работе она использовала сенсорные материалы, предназначенные для воспитания тактильного, термического, барического, стереогностического, чувства, вкуса, обоняния, слуха и зрения. Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность, Мария Монтессори считала необходимым в своей работе использовать игры с сенсорными материалами. Кроме того она разработала ряд упражнений, на применение в реальной жизни, полученных представлений о свойствах предметов и освоенных способов действия.  В целом сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости их поверхностей, по температуре, вкусу и т.д.  Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавать звуки, способствуют математическому развитию и развитию речи [5]. Перечислим некоторые из них: «Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Что лежит в мешочке» («Чудесный мешочек»), «Назови цвет», «Цвет и форма», «Розовая башня», «Коричневая лестница», «Цветные цилиндры» и другие игры. В формировании сенсорных эталонов у дошкольников Мария Монтессори применяла эталонную систему. В нее входят: система геометрических форм, шкала величин, спектр цветов [6].

Для того чтобы доказать актуальность проблемы формирования сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста мы провели исследования, используя диагностики: диагностика под редакцией Л. А. Гольвей, С. Ф. Рыбалко «Разноцветная мозаика», диагностика А.Л. Венгера «Включение в ряд», диагностика Т.В. Чередникова «Найди одинаковые фигуры». В экспериментальной работе приняли участие 15 воспитанников средней группы.  Возраст дошкольников составил от 4 до 5 лет.

Проведение первой диагностики под редакцией Л. А. Гольвей, С. Ф. Рыбалко «Разноцветная мозаика». Дошкольники работали с цветными квадратами основных цветов, и цветными кругами, означающими оттенки цветов [3].

Проведение второй диагностики разработанной А.Л. Венгером «Включение в ряд» Перед дошкольником выстраивается ряд из элементов. Дошкольнику необходимо установить связь между предметами, образующих ряд убывающих и возрастающих величин [4].

Проведение третьей диагностики, разработанной Т.В. Чередниковой «Найди одинаковые фигуры». Дошкольнику нужно было отметить на бланке одинаковые фигуры одинаковым цветом [4].

В результате проведения всех трех диагностик мы выявили уровень сформированности сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста и по результатам пришли к выводу, что в данной экспериментальной группе преобладает средний уровень сформированности сенсорных эталонов, что свидетельствует о недостаточном развитии восприятия ощущений.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста, то есть от того, насколько совершенно дошкольник слышит, видит, осязает окружающее. Используя в практике работы дошкольного учреждения педагогический потенциал системы Марии Монтессори, ее дидактических упражнений и игр, целесообразно не только эффективно формировать сенсорные эталоны, но и повышать уровень сенсорного развития дошкольника.

Список использованных источников

  1. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
  2. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л.А. Венгер . — М.: Просвещение, 1978. — 96 с.
  3. Борюсюк, Г.Г. Диагностика познавательной сферы детей дошкольного возраста / Г.Г.Борисюк: Гродно: ГУО «Гродненский областной институт развития образования», Ч.1, 2014. — 84 с.
  4. Борюсюк, Г. Г. Диагностика познавательной сферы детей дошкольного возраста/ Г.Г.Борисюк: Гродно: ГУО «Гродненский областной институт развития образования», Ч.2, 2015. – 68 с.
  5. Ерофеева,Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Т. И. Ерофеева. – М.: Академия, 1999. — 334 с.
  6. Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / А. В. Запорожец, А.П. Усова. – М.: Академия, 1963. — 364 с.
  7. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / C. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.: Академия, 2007. – 416 c.
  8. Любина, Г. Игра в Монтессори – группе / Г. Любина // Пралеска — 2001- №8 —  С. 12-17.

Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.