Глинская Ю.Ю. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК: 74.202.7

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Т. М. Гимпель, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ имени Янки Купалы

Одной из важнейших теоретических и практических проблем современной педагогики является совершенствование процесса обучения младших школьников. Вопрос развития элементарных математических представлений наиболее остро встаёт именно в период начального обучения. В настоящее время, время повсеместного внедрения различных систем развивающего обучения, развитие математических способностей обеспечивается самим процессом преподавания школьного курса математики. Но не следует пренебрегать и внеучебными средствами, содействующими укреплению и расширению математической активности младших школьников. Одним из них является проведение внеклассной работы по математике.

Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение школьников, предполагающего углубление и расширение их знаний и навыков, а также содержания самого учебного предмета математики, всей деятельности учителя в сочетании с разносторонней деятельностью учащихся. Желательно начать проводить такую работу как можно раньше, поэтому особое внимание необходимо уделять внеклассной работе уже в младших классах.

Вся работа с учащимися во внеурочное время строится на основе общих принципов обучения и воспитания. Вместе с тем при организации её различных видов необходимо учитывать следующие факторы:

а) добровольность выбора учащимися тех или иных форм и конкретного содержания внеклассных занятий с учетом личных интересов обучаемых;

б) массовость внеклассной работы по охвату ею учащихся;

в) самостоятельность и инициативу учащихся в создании различных кружков и в проведении массовых внеклассных мероприятий;

г) общественно полезную направленность и творческий характер различных видов внеклассной работы;

д) подчинение всех внеклассных занятий общим задачам учебно-воспитательной работы школы.

Внеклассная работа – это, с одной стороны, педагогическая система, обладающая целостными свойствами и закономерностями функционирования, а с другой – неотъемлемая часть системы образования. Внеклассная работа ставит перед собой очень важную цель – формирование и развитие творческой личности учащегося [1].

Внеклассная работа по математике предполагает решение следующих задач:

  1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.
  2. Расширение и углубление знаний по математике.
  3. Развитие логического мышления, смекалки, математической зоркости.
  4. Выявление наиболее одаренных детей и их дальнейшее развитие.
  5. Развитие творческой самостоятельности школьников, их эстетическое, нравственное воспитание.
  6. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
  7. Решение с учащимися занимательных задач и выполнение занимательных заданий, что опосредованно укрепляет дисциплину, организует, воспитывает настойчивость, любовь к труду, коллективизм.

К внеклассной работе предъявляется ряд требований. Среди основных можно выделить то, что внеклассная работа по математике в учебном году ведется параллельно с классными занятиями. При организации внеклассных занятий необходимо учитывать добровольность участия детей, охват всех учащихся определенным видом деятельности, независимо от уровня воспитанности, успеваемости [2].

Внеклассная работа позволяет сочетать разные виды деятельности младшего школьника: учебную, трудовую, игровую. При этом надо учитывать, что учащиеся легко забывают то, что они услышали или сказали, но никогда не забывают того, что они сделали.

Формами организации внеклассной работы по математике на I ступени общего среднего образования могут быть [3]:

1) тематические вечера по математике;

2) кружки (по определенной теме, с учащимися данного класса, общешкольные);

3) олимпиады (классные, школьные, районные, областные),

4) конкурсы и викторины;

5) выпуск стенгазет, оформление витрин, стендов;

6) математические экскурсии и пр.

Таким образом, все формы внеклассной работы по математике можно разделить на:

— массовые (вечера, олимпиады и др.);

— групповые (кружки, стенная печать и пр.);

— индивидуальные (подготовка рефератов, подготовка к олимпиаде и т.п.).

Для привлечения внимания детей к внеклассному занятию по математике, можно воспользоваться разными способами и средствами, например, особо красочно оформить классное помещение, в котором отражалось бы удивительное сочетание знакомого детям мира сказок и рассказов. Удивление и интерес вызывают у детей занимательно сформулированные вопросы, задачи, загадки, шарады, ребусы …

Часто для проведения внеклассных занятий используются вечера занимательной математики и математические викторины. Организация вечера или проведение математической викторины требуют значительной подготовительной работы. При этом не следует забывать, что сама подготовка не менее полезна для учащихся, чем проведение мероприятия [4, с. 77].

Для внеклассных занятий по математике преимущественно используют следующие виды заданий и упражнений.

1) Внеучебные математические задачи.

Они бывают двух видов: одни для тех, кто увлекается математикой, другие же для тех учеников, которым нужно развивать сообразительность, творческую активность. Первую группу задач можно отнести к курсу математики с повышенной трудностью, вторая же группа – математические развлечения. К математическим развлечениям следует относить задачи-смекалки, задачи-рассказы, эвристические и логические задачи, математические игры, математические фокусы и другие.

Среди математических развлечений имеются и такие задачи, которые допускают очень большое, а иногда бесконечное множество решений. Цель использования таких задач заключается в поиске оригинальных, рациональных приемов и решений.

Отдельно следует выделить задачи и упражнения для развития наблюдательности и умения осуществлять обобщения. К ним относят задачи «на переправу», «на перемещение» и другие. Например: «Как расставить 6 стульев у четырех стен комнаты, чтобы у каждой стены стояло по два стула?»

Можно сказать, что задачи для внеклассной работы, как правило, занимательны. К элементам занимательности относятся: легкий юмор, неожиданность ситуаций или развязки, стройность геометрической формы, изящество решения.

Одним из видов занимательности является поэтическая форма математической информации, предназначенная для получения эффекта как художественного, так и педагогического.

Большое значение для самых юных математиков имеют задачи в стихах. Такие задачи доступны и интересны детям.

2) Логические упражнения.

В процессе выполнения логических заданий школьники учатся сравнивать математические объекты, выполнять анализ и синтез, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями, проводя анализ, выделять в математических объектах существенные признаки.

3) Шарады.

В шараде требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не все сразу, а по частям.

4) Метаграммы.

В метаграмме зашифровано определенное слово; в расшифрованном слове одну из указанных букв заменяют другой буквой, и значение слова изменяется.

5) Ребусы.

Ребус – это загадка, состоящая в том, что вместо слов в нем поставлены знаки, фигуры, нарисованы предметы, название которых надо отгадать.

При отгадывании ребусов надо знать некоторые правила. Иногда перед знаком или после стоит одна или две кавычки. Это значит, что в слове, которое вы назовете, надо отбросить одну или две буквы. В отдельных случаях в ребусе показано, какую букву надо отбросить или заменить ее другой. Если предмет нарисован в перевернутом виде, то слово надо читать с конца.

6) Магические квадраты.

Магические квадраты являются примером веры в могущество чисел. В таких квадратах сумма чисел по любому направлению остается одинаковой. Подобные квадраты издавна привлекали людей. Считалось, что магический квадрат приносит его владельцу счастье и удачу.

В 2017-2018 учебном году на базе 3 «Б» класса ГУО «Средняя школа № 32 г. Гродно» нами была проведена экспериментальная работа. Необходимо было выявить, какие задания для внеклассной работы помогают учащимся лучше усвоить учебный материал. Данные задания были связаны с темой «Деление с остатком», которая усваивалась детьми достаточно тяжело.

Во внеклассной работе по указанной теме для усвоения и закрепления учебного материала нами использовались следующие виды заданий: логические шуточные вопросы, занимательные задачи, задания на развитие мышления.

Проведённая работа показала, что учащиеся более заинтересованно отнеслись к решению заданий во внеурочное время, чем во время учебного процесса. В результате эксперимента выяснилось, что для закрепления материала лучше использовать занимательные задачи, так как остальные задания давались школьникам тяжелее. Оказалось, что использование именно занимательных заданий повысило эффективность усвоения темы и повлияло на повышение отметки.

Таким образом, изучив учебно-методическую литературу по проблеме организации внеклассной работы по математике и обобщив собственный опыт работы, можно сделать выводы.

– учащиеся I ступени общего среднего образования нуждаются в том, чтобы их первоначальное и последующее знакомство с математическими понятиями носило не сухой характер, а порождало бы интерес и любовь к предмету, развивало бы острый ум и смекалку, способность к правильному мышлению, и тем самым вносило бы оживление в преподавание математики.

– внеклассная работа имеет некоторые особенности, которые необходимо учитывать учителю, чтобы эффективность проводимой им работы была максимальной.

– формы внеклассной работы по математике очень разнообразны, поэтому учителю, проводящему её систематически, можно их комбинировать.

– систематическое использование внеклассной работы по математике позволяет привить учащимся интерес к предмету, углубить и расширить их знания, повысить математическую культуру, тем самым повлиять на качество усвоения учебного материала.

Список использованных источников

  1. Ежемесячный журнал для школьников «Костер» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kostyor.ru/victorina.html. – Дата доступа: 09.04.2018.
  2. Златопольский, Д. М. Сборник заданий для внеклассной работы по информатике : дидактический материал по теме «Базы данных» / Д. М. Златопольский. – М. : Чистые пруды, 2006. – 30 с.
  3. Кульневич, С. В. Воспитательная работа в начальной школе : Практ. пособие для учителей нач. кл., студентов средн. и высш. пед. учебн. заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов н/Д; Воронеж : Учитель, 2001. – 163 с.
  4. Стойлова, Л. П. Подготовка учителя к организации внеурочной деятельности по математике / Л. П. Стойлова // Начальная школа. – 2010. – № 12. – C. 75–79.
Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания естественнонаучных дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.