Голубева В.И. НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМПИРИЧЕСКИХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА МОДЕЛИ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

УДК 373,2 : 376.4

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – С. П. Корнейчук, старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования ГрГУ имени Янки Купалы, магистр педагогических наук

Гуманистическая парадигма специального образования, направленная на развитие личности детей с особенностями психофизического развития, в том числе  с общим недоразвитием речи (ОНР), предполагает удовлетворение их специальных образовательных потребностей, социокультурных и коммуникативных. В реализации данной задачи важную роль играет формирование полноценной речевой деятельности детей с ОНР. Значимую роль в процессе речевой коммуникации играют эмпирические грамматические обобщения у дошкольников с общим недоразвитием речи на модели словоизменения. Поэтому актуальным является поиск путей совершенствования логопедической работы по формированию эмпирических грамматических обобщений на модели словоизменения у данной категории детей.

Формирование эмпирических грамматических обобщений у дошкольников с ОНР на модели словоизменения имеет свою специфику и осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза дошкольников. Для освоения эмпирических грамматических обобщений на модели словоизменения в частности важны приемы, стимулирующие языковое общение [1, с. 119].

Логопедическая работа по формированию эмпирических грамматических обобщений у дошкольников с ОНР на модели словоизменения должна быть направлена на создание базы языковой системы. В основе коррекции эмпирических грамматических обобщений на модели словоизменения должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. С этой целью необходимо, прежде всего, развивать речемыслительные способности дошкольников, лежащие в основе процессов перехода от общего к частному и от частного к общему, а также противопоставления вербальных элементов по смыслообразующим признакам. Вся система коррекции должна быть направлена не на заучивание отдельных вербальных единиц, а на выстраивание целостной системы. Вводимые языковые единицы не могут быть отобраны логопедом в произвольном порядке. В ходе логопедической работы необходимы опоры на имеющиеся в пользовании ребенка вербальные средства, а также предъявление новых единиц в противопоставлении [2, с. 79].

В процессе логопедической работы по коррекции эмпирических грамматических обобщений на модели словоизменения рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала. Рассмотрим направления логопедической работы по формированию эмпирических грамматических обобщений у дошкольников с общим недоразвитием речи на модели словоизменения. На начальном этапе коррекционная работа проводится на уровне словосочетания, предложения, в дальнейшем – в связной речи [3, с. 45]. Всю коррекционную работу можно также разделить в зависимости от отрабатываемой части речи: существительное, глагол, прилагательное.

При работе с существительными необходимо использовать игры и упражнения, направленные на дифференциацию существительных именительного падежа единственного и множественного числа, отработку беспредложных конструкций единственного и множественного числа, понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа и множественного числа в косвенных падежах.

При  отработке глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи рекомендуем включить работу, направленную на согласование существительных и глаголов,  а также дифференциацию глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени. Вначале используются логопедические игры и упражнения на согласование существительных и глаголов  настоящего времени 3-го лица в числе, затем прошедшего времени в лице, числе и роде.

Работа над прилагательными, включенная в логопедическую программу по коррекции эмпирических грамматических обобщений на модели словоизменения включает отработку согласования прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа и согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.

При формировании эмпирических грамматических обобщений у дошкольников с ОНР на модели словоизменения в словосочетаниях необходимо учитывать различные типы словосочетаний: глагольные, субстантивные, адъективные, наречные, местоименные, словосочетания с числительными [3, с. 62].

В логопедической работе по формированию эмпирических грамматических обобщений на модели словоизменения у дошкольников с ОНР особое внимание уделяется глагольным словосочетаниям. Так как глагол чаще всего выступает в роли предиката, организующего звена предложения, с другой стороны, у дошкольников с ОНР в структуре предложения выпадает именно предикат. Среди именных словосочетаний наиболее доступными для дошкольников с ОНР являются словосочетания, состоящие из существительного и прилагательного (желтая груша) и словосочетания, состоящие из двух существительных: со значением принадлежности (уши зайца), со значением совместности (чашка с блюдцем).

В процессе логопедической работы по закреплению форм словоизменения в предложениях также учитывается сложность той или иной модели предложения. В связи с этим рекомендуется следующая последовательность работы над предложением: сначала отрабатываются нераспространённые предложения, состоящие из подлежащего и сказуемого (Мальчик пишет.), а затем распространённые предложения из двух – трёх – четырёх слов: подлежащее – сказуемое – прямое дополнение и косвенное дополнение (Саша пишет рассказ пером.); подлежащее – сказуемое – обстоятельство места (Саша играет во дворе.); подлежащее – сказуемое – дополнение – обстоятельство места (Даша рвёт цветы в саду.); подлежащее – сказуемое – дополнение – определение (Мама подарила дочке красивую книгу.). Затем предлагаем предложения с однородными членами,  сложносочинённые предложения, сложноподчинённые предложения [4, с. 98].

Выделение направлений логопедической работы по формированию эмпирических грамматических обобщений у дошкольников с общим недоразвитием речи на модели словоизменения направляет дальнейшее исследование на определение оптимальных методов, приемов и средств логопедической работы.

Список использованных источников

  1. Парамонова, Л. Г. Говори и пиши правильно / Л. Г. Парамонова. – М.: Аквариум, 1996. – 384 с.
  2. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 1999. – 155 с.
  3. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада /  Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Альфа, 1993. – 160 с.
  4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 1974. – 245 с.

Запись опубликована в рубрике Аспекты коррекционно-развивающей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.