Добровольская О.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

УДК 376-056.264:373.3

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Н. В. Крюковская, заведующий кафедрой теории и методики специального образования ГрГУ им. Янки Купалы

Процесс обучения в школе требует от учащихся высокой доли самостоятельности в усвоении и применении учебного материала. На первый план выступает овладение умением учиться, находить информацию, использовать имеющиеся знания и опыт при решении практических задач различной сложности.

Выпускник начальной школы – это личность, которая обладает определенным уровнем ценностно-ориентационной, учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, общекультурной компетентности; он готов решать проблемы, актуальные для его этапа возрастного развития; способен к успешной адаптации в образовательных учреждениях города (общеобразовательные школы, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования); ориентирован на дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование [1]. Достижение перечисленных результатов возможно при построении образовательного процесса с опорой на компетентностный подход.

Использование данного подхода приобретает особое значение при обучении учащихся с особенностями психофизического развития в силу низкого уровня познавательной деятельности, недостаточной целенаправленности, трудностей использования полученных знаний в самостоятельной деятельности. Обучение на I ступени общего среднего образования осуществляется на основе уже усвоенного учащимися объема сведений об окружающем мире и самом себе. Одним из процессов, играющих важную роль в обучении учащихся, являются пространственные представления.

Пространственные представления являются одним из ключевых компонентов познавательной деятельности; уровень их сформированности оказывает непосредственное влияние на развитие ребенка в целом, на успешность овладения школьными навыками, становление личности, социализацию в обществе. Невысокий уровень развития пространственных представлений на начальных этапах обучения является для учащегося существенным препятствием перед дальнейшим успешным овладением учебными дисциплинами.

Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи к началу обучения в школе характеризуются несформированностью пространственных представлений, начиная с ориентировки в схеме собственного тела и заканчивая ориентировкой на плоскости и в пространстве.

Цель данной статьи – проанализировать использование компетентностного подхода при формировании пространственных представлений у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Компетентностный подход в образовании ориентирует на формирование у учащихся способности эффективно использовать систему знаний, умений и навыков для решения поставленных задач (И.А. Зимняя [2], А.В. Хуторской [3] и др.).

Компетентностный подход может быть реализован с опорой на следующие положения:

  • смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;
  • содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
  • смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;
  • оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения [4, с. 3].

Компетентностный подход ориентирует на формирование у учащихся с тяжелыми нарушениями речи практических умений, связанных с применением пространственных представлений, накоплением опыта практической деятельности для решения практических и умственных задач в реальных ситуациях (А.М. Змушко [5], А.Н. Коноплева [6], Т.В. Лисовская [7] и др.).

Главной особенностью уроков и коррекционных занятий на компетентностной основе является их деятельностный характер, ориентация на овладение учащимися конкретными способами деятельности и накопление ими личного опыта поведения в различных ситуациях. При этом значение накопления знаний не отрицается, они являются основой для формирования конкретных умений, необходимых в жизни.

Уроки, на которых осуществляется индивидуализация обучения на компетентностной основе, отличаются от привычных уроков соотношением знаний и формированием конкретных умений и способов деятельности –компетенций. Понятие «компетенция» более широко, чем знания и умения. Владение компетенцией предполагает способность и готовность использовать полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях, что требует владения способами деятельности. Знания являются основой компетенции, они формируются и на всех уроках, но вместе с тем, учащиеся учатся применять знания и умения в конкретных ситуациях. Таким образом, преобладающими формами работы на уроках будут проигрывание различных жизненных ситуаций, решение проблемных задач, выполнение групповых заданий, в процессе которых знания и умения отрабатываются, углубляются и конкретизируются применительно к окружающей реальности. На уроках учащиеся не являются пассивными слушателями, деятельность которых имеет воспроизводящий, репродуктивный характер, а, наоборот, являются активными участниками процесса познания. В соответствии с этим с позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи становится формирование ключевых компетентностей.

В исследованиях авторов (N. Newcombe, J. Huttenlocher) используется понятие «пространственная компетентность», которое рассматривается как способность познавать и передвигаться в пространственно организованной среде. Пространственные компетенции являются одним из интеллектуальных умений, обеспечивающих развитие личности учащегося. Пространственное мышление обеспечивает в ходе познания выделение в объектах и явлениях действительности пространственных свойств и отношений (формы, величины, направления, протяженности и т. п.), создание на этой основе пространственных образов и оперирование ими в процессе решения школьных задач.

Можно выделить перечень пространственных умений, которые обеспечивают успешное овладение учащимися учебного материала и необходимы для дальнейшей практической деятельности. Умения рассматриваются нами в рамках следующих направлений формирования пространственных представлений:

  • ориентация в схеме собственного тела;
  • пространственные представления о взаиморасположении внешних объектов и тела;
  • пространственные представления о взаиморасположении внешних объектов по отношению друг к другу;
  • понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения;
  • ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги).

В рамках ориентации в схеме собственного тела необходимо, чтобы у учащихся были сформированы следующие умения:

  • показывать части собственного тела;
  • называть части собственного тела;
  • показывать части тела человека, находящего напротив;
  • выполнять движения в заданном направлении по словесной инструкции.

Данное направление является основой дальнейшего формирования пространственных представлений. Сформированные представления о схеме собственного тела являются начальной точкой отсчета, по которой ребенок ориентируется в пространстве. Дифференцировка основных пространственных направлений вверх, вниз, вправо, влево обусловлена уровнем ориентации ребенка «на себе», степенью освоенности им «схемы собственного тела», которая является «чувственной системой отсчета». Так, чтобы определить направление, ребенок вначале соотносит его с определенными частями собственного тела. Так упорядочиваются связи типа: вверху — где голова, а внизу — где ноги, впереди — где лицо, а сзади — где спина, направо — там, где правая рука, налево — где левая. Только усвоив схему собственного тела, и умея определять расположение предмета по отношению к нему, человек постепенно переходит к определению направления в пространстве, когда исходной точкой отсчета является он сам.

В рамках пространственных представлений о расположении внешних объектов по отношению к собственному телу формируются следующие умения:

  • определять взаиморасположение объектов и тела по горизонтальной оси (спереди/сзади от тела);
  • определять взаиморасположение объектов и тела в направлении вправо/влево;
  • располагать предметы в определенном пространственном расположении по отношению к собственному телу по словесной инструкции.

При несформированности данных умений неизбежно возникнут трудности при ориентации на местности. Человеку трудно определить свой маршрут, направление движения, путь. Трудно также определить и расположить предмет определенным образом по отношению к себе.

Следующие направления базируются на прочном усвоении схемы собственного тела и умении определять расположение предметов по отношению к собственному телу.

При формировании пространственных представлений о взаиморасположении внешних объектов по отношению друг к другу должны быть сформированы следующие умения:

  • определять пространственные отношения между предметами;
  • располагать предметы в пространстве по инструкции.

Данные умения являются необходимыми для осуществления любой практической деятельности учащегося. При несформированном умении анализировать пространственное расположение предметов учащийся будет испытывать значительные трудности в конструктивной деятельности, при манипуляции с предметами, организации окружающей предметной среды, своего рабочего места, когда все объекты должны располагаться определенным образом друг по отношению к другу.

Для понимания и употребления предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения, необходимо обратить внимание на формирование следующих умений:

  • понимать предлоги над, под;
  • употреблять предлоги (слова), обозначающие взаиморасположение объектов в пространстве по горизонтальной оси, исключая право-левую ориентировку (ближе, дальше, перед, за, спереди от, сзади от (позади), между);
  • употреблять понятия выше, ниже, слева, справа, перед, позади, первый, последний.

Полноценное восприятие и ориентация в пространстве не может проходить без перечисленных умений. Успешное усвоение курса математики, русского языка, географии, изобразительного искусства, труда и многих других учебных предметов возможно только при достаточном уровне развития пространственных представлений. При их несформированности возникнут трудности в овладении письмом, графической деятельностью, чтением, математическими операциями; трудности при изложении и восприятии инструкций, непосредственной манипуляции с предметами, расположении объектов и т.д.

В рамках ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги) необходимо сформировать следующие умения:

  • умение ориентироваться на плоскости, определять место расположения объекта по отношению к плоскости листа;
  • умение располагать объекты на плоскости листа по инструкции.

Особую роль эти умения приобретают при изучении материала курса географии, так как необходимо четко представлять взаимное расположение, относительные размеры, формы и название объектов, выполнять различного рода задания при работе с контурной картой. Также высокого уровня развития данных умений требует выполнение практических заданий по черчению, геометрическому построению фигур. Художественно-изобразительная деятельность также подразумевает неразрывную связь с умением ориентироваться на листе бумаги, умением располагать объекты определенным образом, согласно композиции. Процесс чтения, работы с компьютером также требует умения свободно ориентироваться в двухмерном пространстве.

Таким образом, ориентировка в пространстве является одной из тех универсальных компетентностей, которые охватывают все стороны деятельности человека. Благодаря формированию различного рода умений, входящих в данную компетентность, человек полноценно может взаимодействовать с окружающим его миром.

Учитывая, какую роль развитие пространственных представлений и умений, играет в успешном усвоении школьной программы и дальнейшей самостоятельной жизни человека, необходимо обратить особое внимание на развитие пространственных представлений, как базовой составляющей познавательной деятельности. При этом формирование данного процесса должно происходить с позиции компетентностного подхода и ориентировать учащихся на практическое применение приобретаемых знаний.

Список использованных источников

  1. Сащеко, О. М. Создание системы формирования компетенций учащихся в учреждении общего среднего образования / О. М. Сащеко // Формирование предметных компетенций учащихся учреждений общего среднего образования : материалы регион. науч.-практ. интернет-конф. 01.10–15.10.2015 г. – Могилев, 2015. – С. 18–22.
  2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.
  3. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования /А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.
  4. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // О. Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3.
  5. Змушко,А. М. Тенденции развития специального образования на современном этапе / А. М. Змушко // Современная образовательная среда: приоритетные направления развития : материалы международной научной конференции. 22–23 окт. 2009 г. – Часть 4. – Минск : Национальный институт образования. – С. 339–344.
  6. Коноплева, А. Н. Реализация современных подходов в организации специального образования / А. Н. Коноплева // Спецыяльная адукацыя. – 2009. – № 6. – С. 9–13.
  7. Лисовская, Т. В. Компетентностный подход в условиях инклюзивного образования / Т. В. Лисовская // Инклюзивное образование : состояние, проблемы, перспективы. – Минск : Нац. ин-т образования, 2007. – С. 51–56.
Запись опубликована в рубрике Аспекты коррекционно-развивающей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.