Живалевская Т.С. СТЕПЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

УДК 376.36

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно Научный руководитель – М. В. Пивоварчик, кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики специального образования ГрГУ им. Янки Купалы

Каждый язык располагает своей фонематической системой, где определенные звуковые признаки выступают как сигнальные, смыслоразличительные, в то время как другие звуковые признаки остаются несущественными. Дифференциация звуков речи как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения сигнальных признаков и отвлечения их от несущественных, не имеющих фонематического значения. Слуху принадлежит ведущая роль в образовании звуковой речи. Он функционирует уже с первых часов жизни ребенка. Уже с первого месяца вырабатываются слуховые условные рефлексы, а с пяти месяцев этот процесс совершается достаточно быстро. Хотя слух в своем развитии и опережает развитие движений органов речи, все же на первых порах и он недостаточно развит, что обусловливает ряд несовершенств речи.

Понимание ребенком речи окружающих развивается по законам образования условных рефлексов. На исходе первого года в результате многократного одновременного слышанья ребенком определенного звукосочетания и зрительного восприятия определенного предмета между этими возбуждениями в коре мозга образуется условная связь. С этого момента данное звукосочетание будет вызывать в коре мозга образ воспринятого предмета, а предмет будет вызывать образ звукосочетания. Фонематическое восприятие – это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к фонемам.

Термином «фонематический слух» обозначают фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез. Фонематическое восприятие осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Система фонем есть совокупность фонем данного языка как различительных единиц, противопоставленных друг другу. Проблемой развития фонематического восприятия структуры языка у детей дошкольного возраста с общим недоразвития речи занимались авторы: Г. В. Чиркина [1], М. Ф. Фомичева [2], Е. В. Колесникова [3].

Процесс развития фонематического восприятия длительный и сложный. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Фонематический слух является одним из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов. Уже у новорожденных имеется чувствительность к звукам, которая обнаруживает себя изменением общей двигательной активности ребенка, нарушением частоты и ритма дыхания. Основой для развития фонематического восприятия является нормальное развитие слухового восприятия: уже в два месяца отмечаются ориентировочные реакции на слуховой раздражитель, а в три месяца отмечаются ориентировочно-поисковые реакции. В четыре месяца ребенок находит источник звука, различает голоса близких, различает строгую и ласковую интонации, спокойную и плясовую мелодии, по разному реагирует на свое и чужое имя, начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих.

Фонематический слух формируется у детей посте­пенно, в процессе естественного развития. Ребенок в одиннадцать месяцев откликается на слово, но только на его ин­тонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи. К концу первого года жизни слово впервые начина­ет служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку. Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ре­бенка, что и служит основой совершенствования произ­ношения. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом в про­цессе общения с окружающими людьми. Овладение фонема­тическим слухом предшествует другим формам речевой деятельности: устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [4].

Причиной возникновения общего недоразвития речи могут быть: инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология родового периода (родовые травмы и патология в родах), заболевания центральной нервной системы и травмы мозга в первые годы жизни ребенка. Общее недоразвитие речи может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией. Общее недоразвитие речи является следствием комплексного воздействия различных факторов.

У детей с общим недоразвитием речи восприятие фонем отличается незаконченностью процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. У детей с общим недоразвитием речи полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии лексической и грамматической языковых подсистем. В основе этих расстройств лежит нарушение различения смыслоразличительных признаков звуков, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических и морфологических обобщений. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий. У дошкольников с общим недоразвитием речи также наблюдается неустойчивое внимание, небольшой объем памяти, низкий контроль чужой и собственной речи. Нарушение фонематического восприятия, как вторичного в структуре речевого дефекта приводит к тому, что словарь не пополняется словами с трудноразличимыми звуками, многие предлоги и морфологические элементы слов употребляются неверно. В результате ребенок постепенно начинает отставать от нормально развивающихся сверстников в объеме лексического запаса и умении грамматически правильно оформлять собственные высказывания.

Выделяют разные варианты дефектов звукопроизношения:

1) недифференцированное произнесение пар или групп звуков. В этих случаях для ребенка один и тот же звук может служить заменителем двух или трех звуков;

2) замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произношения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития;

3) смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. В одних случаях ребенок употребляет звук верно, а в других этот же самый звук заменяет другими, близкими артикуляционно или акустически.

Характерным при общем недоразвитии речи является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. Правильно повторяя вслед за логопедом трехсложные слова, дети искажают их в речи, сокращая количество слогов. Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Отмечается ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Звуки, которые дети умеют правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко.

Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. Присутствуют затруднения в усвоении звукослоговой структуры. При правильном воспроизведении контура слов нарушается звуконаполняемость: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов. У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. Характерным при общем недоразвитии речи является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. Правильно повторяя вслед за логопедом трехсложные слова, дети искажают их в речи, сокращая количество слогов. Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

Констатирующий эксперимент проводился на базе ГУО «Специальный детский сад № 19 г. Гродно». Для обследования уровня сформированности фонематического восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи использовалась методика В. В. Коноваленко и  С. В. Коноваленко [5] и  методика Н. И. Дьяковой [6].

Основная цель исследования: изучить особенности фонематического восприятия структуры языка у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В эксперименте приняли участие две группы детей: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу входили  10 детей дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи. Из них 5 детей имеют диагноз общее недоразвитие речи (2 уровень речевого развития) и 5 детей имеют диагноз общее недоразвитие речи (3 уровень речевого развития). В контрольную группу входили 10 детей с нормой речевого развития. Возраст детей составил 5-6 лет. Задания предъявлялись детям индивидуально, с учетом ведущей деятельности данного возраста, в знакомой им обстановке, неоднократно. Каждая из предлагаемых методик включала в себя по 5 заданий. За выполнение каждого задания детям начислялось определенное количество баллов. Задания методики Н. И. Дьяковой включали в себя: выделение заданного звука из ряда звуков; узнавание на слух слов, различающихся одним звуком; способность воспринимать на слух слоговые сочетания, удерживать их в памяти и переводить акустические образы в артикуляторные; выявление особенностей сформированности фонематического восприятия; способность дифференцировать фонемы по представлению.

Задания методики В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко включали в себя: выделение заданного звука изолированно, в слогах и словах; способность дифференцировать звуки в слогах; дифференциация слов квазимонимов; способность дифференцировать звуки в словах; способность к элементарному звуковому анализу. Перед началом проведения каждого задания дошкольникам давалась инструкция, в которой была отражена последовательность предстоящих действий. В процессе проведения обследования оказывалась помощь: если ребенок забывал инструкцию к заданию, или частично затруднялся в выполнении задания. Эксперимент проходил в спокойной и размеренной обстановке, все дети были положительно настроены на выполнение заданий. Задания, которые предлагались дошкольникам, были изложены в доступной форме, подкреплялись ярким и красочным наглядным материалом.

Анализируя результаты выполнения детьми каждого упражнения можно отметить, что участники контрольной группы полностью справились с выполнением предложенных заданий. Детям легко удавалось  дифференцировать звуки на слух, сопоставлять их с картинками, разделять картинки по группам, проговаривать комбинации слогов, понимать смысл предложенных слов и объяснять свой выбор, что свидетельствует о высоком уровне развития фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие детей с общим недоразвитием речи, в сравнении с детьми с нормой речевого развития, развито недостаточно. В ходе исследования было выявлено, что большинство детей с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень развития фонематического восприятия. Так, при проведении методики Н. И. Дьяковой выявлено, что у 40 % испытуемых фонематическое восприятие не сформировано вовсе, а 60 % детей имеют низкий уровень развития фонематического восприятия. Фонематическое восприятие этих детей сформировано недостаточно, так как дети справились с выполнением простых заданий, но допустили ошибки при выполнении более сложных. Остальная часть детей с общим недоразвитием речи не смогла полностью выполнить и простые упражнения. Наибольшие затруднения у детей с данным речевым нарушением возникают при решении заданий требующих владения навыками звукового анализа и синтеза.

При проведении методики В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко выявлено, что 70 % участников имеют низкий уровень сформированности фонематического восприятия, у 30 % участников фонематическое восприятие не сформировано вовсе.

На основе проведенного исследования были разработаны методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Данные рекомендации включают в себя задания на узнавание неречевых звуков; задания на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов и фраз; упражнения на различения слов, близких по своему звуковому составу; задания на дифференциацию слогов; задания на дифференциацию фонем и задания на развитие навыков звукового анализа.

Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что у детей с общим недоразвитием речи значительно снижен уровень сформированности фонематического восприятия структуры языка. Недостаточное различение фонем на слух и в произношении, несформированность фонематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анализу. Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в целенаправленной коррекционно-развивающей работе по развитию фонематического восприятия. Дети с трудом дифференцируют между собой звуки, затрудняются в поиске заданного звука, как изолированно, так и в слогах и словах. Не могут полноценно воспринимать слоги и слова на слух, затрудняются в соотнесении их с нужной картинкой. У детей присутствуют грубые нарушения звукопроизношения, нарушения связной речи, что значительно затрудняет их общение со сверстниками и выполнение простейших упражнений. Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове. Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого нарушения, а, значит,  для определения направления коррекционной работы и правильного ее планирования.

Список использованных источников

  1. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми / Г. В. Чиркина. – М. : Гном-пресс, 2002. – 165 с.
  2. Фомичева, М. Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / М. Ф. Фомичева. – М. : Академия, 2002. – 207 с.
  3. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у детей / Е. В. Колесникова. – М. : Педагогика, 2002. – 67 с.
  4. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: учебное пособие / Н. С. Жукова. – М. : Просвещение, 1994. – 96 с.
  5. Коноваленко, В. В. Коноваленко, С. В. Обследование фонематического восприятия и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : Гном-Пресс, 2001. – 366 с.
  6. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. – М. : Сфера, 2010. – 64 с.
Запись опубликована в рубрике Аспекты коррекционно-развивающей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.