Коженевская В.С. СОСТОЯНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

УДК 373-056.37

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – С. П. Корнейчук, старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования ГрГУ имени Янки Купалы

Проблема формирования лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) занимает одно из важных мест в современной логопедии. Описывая характерные особенности речи дошкольников с ОНР многие авторы выделяют недостатки лексического и грамматического компонентов как одно из наиболее важных в структуре данного нарушения [2].

В исследованиях Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной отражаются основные проявления недоразвития лексико-грамматического строя речи у дошкольников [5]. По мнению Т. П. Горюновой, В. С. Минашиной, Н. И. Серебровой необходимо учитывать поочередность формирования лексико-грамматических конструкций [1]. Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова предполагают, что   формирование лексики и грамматического строя у дошкольников происходит на основе развития словаря ребенка [3].

 Поэтому работа по формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи весьма значима, так как несформированность ее оказывает негативное влияние на овладение устной и письменной речью, снижает успешность в овладении учебных знаний, умений и навыков в процессе школьного обучения, препятствует полноценному развитию языковой способности и речевой коммуникации в целом.

С целью изучения особенностей лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи было организовано сравнительное исследование.

Исследование было проведено на базе: «Специальный детский сад № 21 г. Гродно для детей с тяжелыми нарушениями речи». В круг исследования включались 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Также для сравнения результатов сформированности лексико-грамматических навыков такой же эксперимент был проведен в Государственном учреждении образования «Ясли-сад № 83 г. Гродно». В круг исследования включались 10 детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития. Нами была использована методика О. Н. Новиковской «Логопедическая грамматика для детей», из которой были выбраны 3 серии заданий «Один и много», «Посмотри-ка, что внизу», «У кого-кто» [4].

Выполнение детьми каждого задания констатирующего эксперимента оценивалось по четырех балльной системе.

По результатам выполнения задания, в котором детям предлагалось образовывать множественное число существительных, было выявлено, что 80 % детей (8 человек) с общим недоразвитием речи выполнили задание на низком уровне, 20 % детей (2 человека) выполнили задание на среднем уровне. 30 % детей с нормой речевого развития выполнили задание на среднем, 70 % детей справились с заданием на высоком уровне. Испытуемые допускали следующие ошибки: искажение звуковой структуры слова («это человеки»), образовывали ласкательную форму существительных («это человечки»), вообще не образовывали множественного числа существительных.

При выполнении задания на умение употреблять предлоги под, из-под испытуемые показали следующие результаты: 30 % детей с ОНР выполнили задание на низком уровне ,70 % детей справились с заданием на среднем уровне. 100 % детей с нормой речевого развития справились с заданием на высоком уровне. Наблюдались следующие ошибки: замена предлогов под и по («по стол»), пропуски предлогов.

По результатам выполнения задания, где детям необходимо было употреблять существительные-названия детенышей животных в единственном и множественном числе было выявлено, что 40 % детей с ОНР выполнили задание на низком уровне, 60 % детей сделали задание на среднем уровне. А также 30 % детей с нормой речевого развития справились с заданием на среднем, 70 % детей выполнили задание на высоком уровне. Испытуемые допускали следующие ошибки: сопряженно употребляли существительные-названия детенышей животных в единственном и множественном числе, использовали уменьшительно-ласкательных формы существительных.

Итак, выявленный результат свидетельствует о низком уровне сформированности лексико-грамматической стороны речи у 40 % детей с ОНР, о среднем уровне сформированности данных навыков у 60 % детей с ОНР. Учет подобных трудностей детей в выборе лексико-грамматических средств языка определяет важность организации систематической речевой практики по использованию данных средств в разных коммуникативных условиях.

 На основе полученных данных мы видим, что требуется коррекционная работа по формированию лексико-грамматической стороны речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Список использованных источников

  1. Горюнова, Т. П. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития / Т. П. Горюнова, В. С. Минашина, Н. И. Сереброва. – М., 1985.
  2. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. – М., 1985.
  3. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 1999. – 160 с.
  4. Новиковская, О. Н. Логопедическая грамматика для детей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет / О. Н. Новиковская. – СПб. : КОРОНА принт, 2004. – 80 с.
  5. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – 5-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 224 с.
Запись опубликована в рубрике Аспекты коррекционно-развивающей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.