УДК 373.0
ГУО «Средняя школа № 31 г. Гродно»
Публичные профессии, в том числе и профессия педагога, связаны с популярностью и авторитетом среди широких слоев населения, а их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Таким специалистам в целях профессионального самосовершенствования необходимо овладевать технологией формирования и корректировки своего имиджа. Особенно это нужно учителям, у которых общение и личное воздействие на людей – важный инструмент профессиональной деятельности. И овладеть такой технологией необходимо ещё обучаясь в высшем учебном заведении.
Анализ практики научных исследований показывает, что имидж студента (будущего педагога) на начальном этапе обучения и в конце профессионального обучения значительно видоизменяется. И это зависит не только от того, что личность студента находится на стадии становления. Проблема в том, что молодежь, поступая в высшее учебное заведение, не представляет себе полностью того, что составляет сущность его будущей профессии, каких знаний, умений, навыков и способностей она требует, какая система подготовки приведет к овладению специальностью и формированию профессиональных черт личности. Поэтому уже с первых курсов важно целенаправленное становление специалиста и формирование имиджа студента (будущего педагога) как профессионала.
Успешная реализация в профессиональной психолого-педагогической деятельности предполагает на основе технологического подхода проектирование модели формирования имиджа будущих педагогов в высшем учебном заведении. Зарубежные и отечественные ученые, под моделью понимают искусственно созданное для изучения явление (предмет, процесс), аналогичное другому явлению (предмет, процесс), исследование которого затруднено или невозможно.
Опираясь на научные труды по проблемам формирования имиджа будущих педагогов в высшем учебном заведении, в соответствии с социальным заказом государства и общества, мы разработали модель формирования профессионального имиджа будущего педагога в высшем учебном заведении (Рисунок 1).
Первым блоком нашей модели является блок целеполагания, который включает цель и задачи формирования профессионального имиджа будущего педагога. Цель определена социальным заказом общества на развитие личности специалиста, готового профессионально и творчески осуществлять педагогическую деятельность в области образования. Целью является формирование имиджа будущих педагогов в высшем учебном заведении.
Рисунок 1. Модель формирования имиджа будущего педагога в высшем учебном заведении
Первой задачей является формирование профессиональной направленности будущих педагогов. Направленность в науке рассматривается как ведущий структурный элемент личности, определяющий целеустремленность личности, характер ее деятельности, ориентацию в ценностях. Ко второй задаче формирования профессионального имиджа будущего педагога мы относим формирование профессиональной компетентности. Мы под профессиональной компетентностью студентов рассматриваем интегративное образование, которое предусматривает единство общепрофессиональных и специальных знаний по различным видам профессиональной деятельности. Третья задача – формирование габитарной культуры. Под габитарной культурой следует понимать культуру личности, включающую в себя индивидуальность, которая определяет цветовую гамму, физические и психофизиологические особенности; стиль (романтический, деловой), устанавливающий индивидуальную креативную характеристику в соответствии с требования профессии; моду, отражающую тенденции развития и помогающую педагогу быть современным и признанным в среде коллег и обучающихся. В основе четвертой задачи лежит формирование профессионально-творческой активности. Данная задача предполагает включение будущих педагогов в активную творческую и педагогическую деятельность на основе их профессионального имиджа.
Ко второму блоку нашей модели мы относим организационный блок, который представляет собой как единство содержания учебного материала различных наук, так и единство форм различных видов творческой деятельности. В данном блоке предполагается также создание педагогических условий формирования профессионального имиджа студентов: формирование профессиональной компетентности будущих педагогов с учетом специфики их деятельности; направленность содержания учебных дисциплин на формирование профессионального имиджа будущего педагога; формирование культуры внешнего вида; диагностика личностных новообразований будущего специалиста, способствующих формированию профессионального имиджа будущих педагогов в высшем учебном заведении.
При разработке модели формирования имиджа будущих педагогов мы не могли не учесть аспект выделения критериев и уровней его сформированности, которые представляют собой оценочный блок модели. Процесс формирования имиджа будущих педагогов идет практически на протяжении всей жизни человека. Критерии сформированности профессионального имиджа индивидов можно определить как возможность и готовность к профессиональной педагогической деятельности в сфере образования. К основным критериям сформированности профессионального имиджа будущих педагогов мы относим: профессиональную компетентность (знания педагогики и психологии, умение управлять педагогическим коллективом, самостоятельность мышления), профессиональную направленность (осознание ценности профессии и потребность в ней, ориентированность на профессиональный рост), культуру внешнего вида (цветовая гамма, стиль), профессионально-творческую активность (развитость коммуникативных и организаторских способностей, артистизм, рефлексивные способности). Анализ и обобщение психолого-педагогических и имиджелогических источников, а также результаты нашего исследования позволили нам выделить три уровня сформированности имиджа педагога: позитивный, допустимый и негативный. Каждый уровень сформированности имиджа педагога характеризуется изменением качественных показателей элементов его структуры.
Таким образом, разработанная нами модель представляется нами как единство подсистем, «блоков», включающих в себя описание свойств и характеристик личности, выражающих ее нравственно-этические и профессионально-эстетические позиции с учетом современных запросов общества и личности. Основным результатом, отражающим эффективность функционирования модели, является позитивная динамика уровня сформированности профессионального имиджа будущего педагога и уровень его профессиональной деятельности.