Дубровник Е.С. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

УДК 796

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – А. Р. Бардин, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой спортивных игр ГрГУ им. Янки Купалы

Системы физического воспитания – наиболее важные, социально значимые явления в области физического воспитания и спорта. Такие закономерности физической культуры, как воспитание положительных личностных качеств в процессе физического воспитания, необходимость физического воспитания при подготовке людей к трудовой и военной деятельности, использование физических упражнений как незаменимого средства оздоровления человека, зарождались, совершенствовались, преобразовывались и использовались на протяжении столетий в зависимости от реальных исторических условий. Знание истории тех или иных систем физического воспитания и спорта создает более целостное представление о них. Например, известная стойка на лопатках «березка» в системе йоги трактуется шире, чем в отечественной методике физического воспитания. Выполнение этой асаны используется в оздоровительных и лечебных целях. Древние подходы к выполнению физических упражнений часто требуют нового осмысления и, наоборот, современные уходят своими корнями в далекое прошлое [1, с. 72].

Какую форму организации физической культуры и спорта можно считать системой? Система должна отвечать следующим требованиям:

1) быть таким социально значимым явлением, которое охватывало бы значительные контингенты людей; организационная мощь системы зависит прежде всего от степени участия в ней государства и общественных организаций;

2) оказывать целенаправленное и регулярное воздействие на физическое развитие и подготовку людей;

3) иметь определенную цель и включать в себя ряд основополагающих частей, отражающих ее закономерности [3, с. 17].

Под понятием система имеют в виду нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, предназначенных для выполнения конкретных функций и решения тех или иных задач.

Система физического воспитания – это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни [3, с. 4].

Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности. В современной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности. В настоящее время мировоззрение воспитания (в том числе физического) дополняется необходимостью формирования поликультурной личности, которая должна обладать следующими видами сознания: правовым, географическим, лингвистическим, историческим, художественно-эстетическим и религиозным. Например, в рамках формирования исторического сознания, т.е. знаний об истории развития систем физического воспитания своего народа, происходит формирование чувства гордости за историческое прошлое, чувство ответственности, чувство симпатии к другим народам. Поликультурное образование личности реализуется через изучение исторического и культурного развития своего народа, его культурных ценностей, знакомство с традициями народного, физического воспитания и морально-этическими нормами.

В настоящее время выделяют следующие принципы современной системы физического воспитания:

1) принцип оздоровительной направленности. Необходимо так организовать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции. С помощью физического воспитания необходимо, во-первых, компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни; во-вторых, совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям.

2) принцип всестороннего развития личности. В физическом воспитании этот принцип предусматривает выполнение двух основных требований:

1) решение задач физического воспитания должно осуществляться в органической связи с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием;

2) содержание физического воспитания следует планировать таким образом, чтобы обеспечивалось согласованное и соразмерное развитие всех физических способностей, достаточно разностороннее формирование двигательных умений и вооружение специальными знаниями.

3) принцип связи с трудовой и оборонной практикой выражает прикладную направленность всей системы воспитания, призванный воспитывать всесторонне подготовленных людей «которые умеют все делать». Получение человеком всесторонней подготовки удовлетворяет не только его личные потребности, но и запросы общества [3, с. 7].

В ходе развития систем физического воспитания в различные периоды существования человеческого общества менялись и совершенствовались подходы к рассмотрению, изучению и развитию физической культуры, педагогические идеи того времени.

Первыми, кто свел игровые и юношеские виды спорта и физические упражнения в систему физического воспитания были греки. С точки зрения греков, тренировка тела имела первенствующее значение. Поэтому они ввели в общую систему обучения и просвещения в качестве первоочередной физическую тренировку и поддерживали ее в первую очередь. Греки уделяли физическому воспитанию юношей больше времени, чем всем другим дисциплинам, вместе взятым. Системы физического воспитания в разных частях Греции были различными. В Спарте главная цель такого воспитания состояла в подготовке воинов. Там особенно ценили сильных и храбрых мужчин, умевших воевать. Уже в семилетнем возрасте дети зачислялись в государственные интернаты, где их воспитывали сильными и смелыми. К сожалению, спартанское государство было нацелено только на войну, и потому физическое совершенствование людей того времени не имело другой, более высокой цели, чем производство воинов.

В Афинах, где успешно развивались философия и поэзия, физическая подготовка не была столь суровой. Хотя физическое воспитание и имело целью достижение мужественности и внешней красоты, но не занимало столь много времени у молодых людей, как занятие умственной культурой. Тем не менее и там понимали связь между телом и умом, зная, что последний не может быть полностью здоровым, пока не будет здоровым тело.

В рабовладельческом обществе системы физического воспитания имели, главным образом, военную направленность. Они использовались как одно из средств воспроизводства военной силы, инструмент подавления рабов внутри государства и ведения захватнических войн. К этому периоду относится появление специальных школ, строительство спортивных сооружений, организация крупных международных соревнований, из которых наиболее яркими и значительными для истории являются Олимпийские игры.

В средние века развитию физической культуры в Европе был нанесён значительный ущерб. Данное обстоятельство было обусловлено тем, что в этот период развития человеческого общества христианской церковью проповедовалась необходимость умерщвления физической человеческой плоти, занятия физическими упражнениями расценивались как богохульство и преследовались. Были запрещены спортивные игрища, состязания. В результате развитие систем физического воспитания было приостановлено. Физическое воспитание приобрело сугубо элитарный характер и использовалось только для военно-физической подготовки рыцарей.

Одним из первых итальянских педагогов, обративших внимание на необходимость физического воспитания детей, был Витторино да Фельтре. Да Фельтре стремился сделать это учебное заведение «школой радости». В школе поощрялась любознательность, умственная и физическая активность детей.

Франсуа Рабле советует чередовать физические упражнения с умственными занятиями. Томас Элиот подчеркивал необходимость расширения физического воспитания, атлетических игр и танцев. Он говорил, что без здоровья мудрость и ученость будут бесполезны. Хуан Луис Вивес утверждал, что кроме учебы у учеников должно оставаться время на физические упражнения и игры, полезные для укрепления здоровья. Иероним Меркуриалис, увлекавшийся и вопросами истории древнегреческой гимнастики, написал 6-томный труд «Искусство гимнастики». Самым эффективным способом сохранения здоровья считал правильное питание и соответствующие физические упражнения.

Важный вклад в развитие педагогической идеи физического воспитания эпохи Возрождения внес Ян Амос Коменский. Он разработал систему последовательного образования, включавшую в себя умственное, духовное и физическое воспитание, при этом учитывая психофизиологические особенности организма детей и подростков [2, с. 71].

Новые взгляды на физическую культуру Нового времени были сформулированы Джоном Локком. Взгляды этого ученого на физическое воспитание рассматриваются сквозь призму воспитания английского джентльмена.

Ведущие французские педагоги-просветители видели пагубность увлечений аристократов для физической культуры всего общества. Они видели деградацию молодежи городов и сел и поэтому в своих трудах пытались найти решение проблемы. Ведущая роль в этом принадлежала Жан Жаку Руссо. В физическом воспитании Ж. Ж. Руссо рекомендовал применять соревновательный метод. Предлагал проводить национальные праздники, включая в программу массовые спортивные состязания и игры [2, с. 80].

В педагогических трудах И. Г. Песталоцци проблемы физического воспитания детей занимали большое место. Специально вопросы физического воспитания И. Г. Песталоцци разработал в сочинении «Элементарная гимнастика». В ней он раскрывает значение и место элементарного физического образования, говорит, что, правильно поставленное, оно сохраняет здоровье человеку, продлевает жизнь, предохраняет от многих заболеваний. Организуя производительный труд, устанавливая соответствующий режим, вводя специальные физические упражнения, игры, пешие экскурсии, военные занятия, плавание, катание на лыжах и коньках, требовал неразрывной связи физического воспитания с трудовой подготовкой. Хорошее общее физическое развитие, по мнению Песталоцци, обеспечивает силу, выносливость, координацию движений и другие качества, необходимые для формирования трудовых умений. С этой целью он намеревался разработать «производственную гимнастику» – систему постепенно усложняющихся упражнений отдельно для мужчин и женщин. Одна система должна подготавливать к «мужским» видам труда, а другая – к «женским» [2, с. 82].

Начиная с XX столетия, с появлением буржуазных общественно-экономических отношений активизируются все сферы жизнедеятельности общества, в том числе появляется возможность дальнейшего развития систем физического воспитания. Начиная с этого периода значительно возрастает его влияние на народные массы, совершенствуются средства, методы, формы, открываются первые спортивные клубы. С расширением экономического и культурного сотрудничества между разными странами спорт выходит за границы отдельных государств, что нашло отражение в организации и проведении многочисленных международных соревнований и возобновлении в конце XIX века регулярного проведения Олимпийских игр. В XX веке бурное развитие получает физкультурно-массовое и спортивное движение, опирающееся на современные системы физического воспитания и спортивной тренировки, новейшие достижения науки и техники.

Конец XIX и начало XX столетия ознаменовались появлением целого ряда модернизированных систем физического воспитания (социально-гигиеническое, медицинское) направление (О. Декроли), естественная (натуралистическая) гимнастика – новое направление в физическом воспитании школьников, пришедшая на смену немецкой и шведской гимнастик (Г. Эбер) и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на всем пути своего развития в системах физического воспитания находили отражение педагогические идеи, взгляды и подходы различных представителей того времени, а также процессы, происходящие в обществе. В современной системе физического воспитания ведущая педагогическая идея заключается в всестороннем и гармоничном развитии личности, реализации возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, а также формирования поликультурной личности у которой будет сформирована межкультурная компетенция (способность личности принимать участие в диалоге культур на основе принципов взаимного уважения, терпимости к культурным различиям и преодолению культурных барьеров).

Логически выстроенная система физического воспитания, в которой находят отражение требования и запросы современного общества, поможет глубже познать процессы, происходящие в сфере физической культуры в настоящее время, правильно ориентироваться в современных проблемах физкультурного движения в нашей стране и за рубежом, предвидеть тенденции развития физической культуры, прогнозировать ее будущее.

Список использованных источников

  1. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б. Р. Голощапов. – М. : Издательский центр. – Академия, 2001. – 312 с.
  2. Григоревич, В. В., Всеобщая история физической культуры и спорта [Текст] : учеб. пособие / В. В. Григоревич. – М.: Советский спорт, 2008 – 303 с.
  3. Уразова, С. Г. Всеобщая история физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. фак-та физической культуры / С. Г. Уразова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. – 40 с.

Запись опубликована в рубрике Воспитательный потенциал образовательного процесса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.