УДК 373.24
УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Е. В. Чекина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы
Формирование лидерских качеств у дошкольников является актуальной проблемой современного обучения и воспитания, так как от того, насколько легко ребенок будет налаживать контакт с окружающими людьми, насколько верно будут сформированы умения эффективного межличностного взаимодействия, зависит успех его дальнейшей учебной деятельности, а затем и профессиональной.
Изучение уровня сформированности лидерских качеств у старших дошкольников проводилась на базе ГУО «Ясли-сад № 91 г. Гродно». Выборку составили 25 дошкольников в возрасте 5-6/7 лет, посещающих старшую группу.
Анализируя все полученные данные, мы пришли к выводу, что большинство детей старшего дошкольного возраста имеют средний уровень сформированности лидерских качеств (Таблица 1 – Лидерские качества старших дошкольников). Дети, которые имеют высокий уровень сформированности всех этих качеств, по мнению своих сверстников, являются «звездами» и «популярными» в детском коллективе.
Таблица 1 – Лидерские качества старших дошкольников
Качества | Уровни развития, присущие детям, % | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Самостоятельность | 24 | 44 | 32 |
Активность | 44 | 48 | 8 |
Инициативность | 36 | 12 | 52 |
Коммуникативные способности | 56 | 8 | 36 |
Самооценка | 24 | 44 | 32 |
Креативность | 20 | 80 | 0 |
Притязания | 20 | 60 | 20 |
Несмотря на то, что некоторые ученые склоняются к наследственной природе лидерских качеств, даже самую замечательную наследственность можно испортить неверным воспитанием и негативным семейным опытом. В связи с этим мы считаем, что лидерские качества можно и необходимо формировать в процессе обучения и воспитания.
Оценив недостатки в работе учреждения дошкольного образования в сфере формирования и развития лидерских качеств старших дошкольников и изучив возможности реализации молодого педагога в сфере бизнеса нами был разработан Педагогический бизнес-проект «Школа лидера».
- Назначение, идея проекта, цель и задачи
Миссия проекта – помочь родителям сделать своего ребенка счастливым человеком, счастливым сейчас и в будущем.
Цель – формирование лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: формировать позитивное отношение к себе; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; формировать умение планировать совместную работу; формировать умение определять модель общения в зависимости от состояния другого человека; формировать умение преодолевать страх.
Структура работы: курс рассчитан на 20 занятий с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 40-60 минут. Количество участников в группе не более 10.
Разработанная программа является социально-психологической и включает два основных компонента: развитие социальных навыков и эмоционально-волевой сферы личности.
Программа состоит из 4 разделов, решающих определенный блок задач. На каждый блок задач отводится 5 занятий. Последнее занятие каждого блока – повторение пройденного – служит плавным переходом к новой теме (Таблица 2 – Тематический план занятий «Школы лидера»).
Таблица 2 – Тематический план занятий «Школы лидера»
Блок | Раздел | Задачи |
I. Это я… | 1. Мой портрет | Формирование позитивного отношения к себе |
2. Мое имя | Формирование позитивного отношения к собственному имени | |
3. Мой темперамент | Формировать умение адекватно взаимодействовать с другими, учитывая их особенности | |
4. Мой характер | ||
5. Вчера, сегодня, завтра | Повышать уверенность в себе | |
II. Я и мои чувства | 6. Волшебная страна чувств | Расширять круг понимаемых эмоций, формировать умение справлять с плохим настроением, преодолевать страх |
7-8. Карта чувств | ||
9. Пещера Страха | ||
10. Я и чувства | ||
III. Я и мои друзья | 11-12. Правила дружбы | Формировать понимание причастности к группе, развивать навык взаимодействия |
13. Одна игрушка на двоих | ||
14-15. Потерпевшие кораблекрушение | ||
IV. Я – хозяин своих чувств | 16. Как стать уверенным в себе? | Совершенствовать уверенность в себе |
17. Страна Что я могу | ||
18. Я знаю, я умею, я могу | ||
19. Лестница успеха | ||
20. Подарок |
Структура занятий включает следующие элементы:
- ритуал приветствия (позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия);
- разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, их уровень активности; настройка на продуктивную групповую деятельность);
- основное содержание (приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы);
- рефлексия в рисунках и беседе (две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали));
- ритуал прощания.
Ожидаемые результаты реализации данной программы заключаются в следующем:
- сформированность лидерских качеств;
- позитивное отношение к себе;
- представления о социальных нормах взаимодействия, возможности проявить инициативу;
- умения:
- планировать совместную деятельность, учитывая интересы и мнение сверстников;
- действовать совместно в разных видах деятельности;
- проявлять инициативу на основе побуждения не только мотивации, связанной с личной пользой, удовольствиями, но и мотивами общественной пользы;
- выбирать модель общения и поведения, адекватную эмоциональному и физическому состоянию другого человека.
Участники получат навыки:
- саморегуляции эмоций;
- работы со страхами;
- взаимодействия друг с другом.
Социальная значимость проекта заключается в формировании у старших дошкольников следующих качеств: самостоятельность, инициативность, активность, самоуважение, уверенность в себе, коммуникативность, креативность, которые в будущем позволят реализовать себя в различных видах деятельности, а также снизить пассивность, скованность и закомплексованность.
- Анализ целевой аудитории
Потенциальный клиент «Школы лидера» – дошкольник, посещающий старшую группу учреждения дошкольного образования, или ребенок в возрасте от 5 до 6-7 лет.
По результатам опроса 70 % опрошенных – родители дошкольников, которые посещают старшую группу учреждений дошкольного образования – отдали бы своего ребенка в «Школу лидера», так как видят необходимость в формировании и развитии лидерского потенциала своих детей для дальнейшей их успешности в жизни.
- Обзор аналогичных услуг конкурентов
- «Школа лидера» в средней школе № 2 г. Гродно для детей от 11 до 16 лет.
- «Школа лидера» в Гродненском Государственном Университете имени Я. Купалы для студентов университета.
- «Школа молодого лидера», организованная Республиканской общественной организацией «Белая Русь», для студентов Белорусского государственного технического университета.
Как мы видим, рынок услуг по развитию лидерских качеств не охватывает дошкольный возраст. Именно в этом мы и видим свое преимущество – формирование и развитие лидерских качеств с дошкольного возраста, так как именно возраст до 7 лет является своеобразным фундаментом формирующейся личности. Поэтому лидерский потенциал ребенка надо развивать с детства, чтобы в дальнейшем он смог совершенствоваться и развиваться в «Школах лидера», предусмотренных для школьников и студентов.
- Требующиеся ресурсы
Потенциальная помощь со стороны – стартовый капитал, необходимый для выплаты налога, государственной пошлины при регистрации ИП, аренды помещения, рекламы, закупки необходимых материалов и оборудования.
Помещение:
- Площадь – от 70 до 140 м2.
- Требования:
- Санитарно-гигиенические: освещение, температурный режим, безопасность.
- Эстетические: оформление помещения в соответствии с возрастом детей.
- Планировка:
Аккуратная планировка, когда нет длинных узких коридоров, Г-образных и проходных комнат. Хорошо, когда после предбанника идет довольно просторное квадратное помещение на 20 м2 – это будет комната ожидания. А из нее ведут двери в учебные комнаты, их площадь может быть от 10 до 30 м2. Лучше всего, на первом этаже, а не в подвале и не в цоколе.
- Дизайн:
Зона ожидания должна быть максимально притягательной: мягкие диванчики, кофе, чай, журналы и обязательно – рекламные проспекты для родителей. Для детей – игрушки, книжки, причем все в свободном доступе. Комнаты для занятий лучше сделать более аскетичными, чтобы не отвлекать от обучения.
- Организационное планирование
Идеальное время для открытия – сентябрь, начало учебного года. Апрель – хорошее время для того, чтобы зарегистрировать ИП. На май и июнь активный поиск помещения, закупка мебели (столов, высоту которых можно менять, и стульев), которых в августе уже обычно не найти. В июле подписать договор аренды (при необходимости косметический ремонт), заняться сайтом, рекламой, закупкой учебных материалов.
- Финансовое планирование
Расходы:
- Разовые – выплата государственной пошлины при регистрации ИП, мебель, книги, пособия, наглядный материал для проведения занятий.
- Постоянные – оплата аренды помещения, оплата налога, коммунальные платежи, закупка канцтоваров.
- Периодические – покупка подарков к новому году, обновление антивирусных программ на компьютерах, замена МФУ.
Доходы бывают основные и дополнительные.
- Основные – доходы, поступающие от услуг по проведению занятий.
- Дополнительные – проведение платных мастер-классов и тренингов для родителей и педагогов; проведение мастер-классов для детей; проведение праздников и дней рождений; продажа книг.
- Анализ рисков
Сильные стороны:
- занятия для детей дошкольного возраста;
- индивидуальный подход;
- низкая наполняемость групп;
- работа по авторской программе, составленной под набранную группу с учетом психологических особенностей каждого ребенка.
Слабые стороны:
- недостаток финансовых ресурсов;
- отсутствие помещения;
- зависимость от количества набранных детей.
Угроза – нехватка финансовых ресурсов для осуществления проекта.
- Перспективы развития бизнеса
Возможности – расширение спектра услуг:
- занятия для детей среднего дошкольного возраста;
- занятия для детей младшего школьного возраста;
- проведение мастер-классов и тренингов для педагогов и родителей;
- организация занятий по различным направлениям;
- проведение детских праздников;
- открытие интернет-магазина детских товаров.