Квасовка А.Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БИЗНЕС-ПРОЕКТ «ШКОЛА ЛИДЕРА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

УДК 373.24

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Е. В. Чекина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы

Формирование лидерских качеств у дошкольников является актуальной проблемой современного обучения и воспитания, так как от того, насколько легко ребенок будет налаживать контакт с окружающими людьми, насколько верно будут сформированы умения эффективного межличностного взаимодействия, зависит успех его дальнейшей учебной деятельности, а затем и профессиональной.

Изучение уровня сформированности лидерских качеств у старших дошкольников проводилась на базе ГУО «Ясли-сад № 91 г. Гродно». Выборку составили 25 дошкольников в возрасте 5-6/7 лет, посещающих старшую группу.

Анализируя все полученные данные, мы пришли к выводу, что большинство детей старшего дошкольного возраста имеют средний уровень сформированности лидерских качеств (Таблица 1 – Лидерские качества старших дошкольников). Дети, которые имеют высокий уровень сформированности всех этих качеств, по мнению своих сверстников, являются «звездами» и «популярными» в детском коллективе.

Таблица 1 – Лидерские качества старших дошкольников

Качества Уровни развития, присущие детям, %
Высокий Средний Низкий
Самостоятельность 24 44 32
Активность 44 48 8
Инициативность 36 12 52
Коммуникативные способности 56 8 36
Самооценка 24 44 32
Креативность 20 80 0
Притязания 20 60 20

Несмотря на то, что некоторые ученые склоняются к наследственной природе лидерских качеств, даже самую замечательную наследственность можно испортить неверным воспитанием и негативным семейным опытом. В связи с этим мы считаем, что лидерские качества можно и необходимо формировать в процессе обучения и воспитания.

Оценив недостатки в работе учреждения дошкольного образования в сфере формирования и развития лидерских качеств старших дошкольников и изучив возможности реализации молодого педагога в сфере бизнеса нами был разработан Педагогический бизнес-проект «Школа лидера».

  1. Назначение, идея проекта, цель и задачи

Миссия проекта – помочь родителям сделать своего ребенка счастливым человеком, счастливым сейчас и в будущем.

Цель – формирование лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: формировать позитивное отношение к себе; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; формировать умение планировать совместную работу; формировать умение определять модель общения в зависимости от состояния другого человека; формировать умение преодолевать страх.

Структура работы: курс рассчитан на 20 занятий с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 40-60 минут. Количество участников в группе не более 10.

Разработанная программа является социально-психологической и включает два основных компонента: развитие социальных навыков и эмоционально-волевой сферы личности.

Программа состоит из 4 разделов, решающих определенный блок задач. На каждый блок задач отводится 5 занятий. Последнее занятие каждого блока – повторение пройденного – служит плавным переходом к новой теме (Таблица 2 – Тематический план занятий «Школы лидера»).

Таблица 2 – Тематический план занятий «Школы лидера»

Блок Раздел Задачи
I. Это я… 1. Мой портрет Формирование позитивного отношения к себе
2. Мое имя Формирование позитивного отношения к собственному имени
3. Мой темперамент Формировать умение адекватно взаимодействовать с другими, учитывая их особенности
4. Мой характер
5. Вчера, сегодня, завтра Повышать уверенность в себе
II. Я и мои чувства 6. Волшебная страна чувств Расширять круг понимаемых эмоций, формировать умение справлять с плохим настроением, преодолевать страх
7-8. Карта чувств
9. Пещера Страха
10. Я и чувства
III. Я и мои друзья 11-12. Правила дружбы Формировать понимание причастности к группе, развивать навык взаимодействия
13. Одна игрушка на двоих
14-15. Потерпевшие кораблекрушение
IV. Я – хозяин своих чувств 16. Как стать уверенным в себе? Совершенствовать уверенность в себе
17. Страна Что я могу
18. Я знаю, я умею, я могу
19. Лестница успеха
20. Подарок

Структура занятий включает следующие элементы:

  1. ритуал приветствия (позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия);
  2. разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, их уровень активности; настройка на продуктивную групповую деятельность);
  3. основное содержание (приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы);
  4. рефлексия в рисунках и беседе (две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали));
  5. ритуал прощания.

Ожидаемые результаты реализации данной программы заключаются в следующем:

  • сформированность лидерских качеств;
  • позитивное отношение к себе;
  • представления о социальных нормах взаимодействия, возможности проявить инициативу;
  • умения:
    • планировать совместную деятельность, учитывая интересы и мнение сверстников;
    • действовать совместно в разных видах деятельности;
    • проявлять инициативу на основе побуждения не только мотивации, связанной с личной пользой, удовольствиями, но и мотивами общественной пользы;
  • выбирать модель общения и поведения, адекватную эмоциональному и физическому состоянию другого человека.

Участники получат навыки:

  • саморегуляции эмоций;
  • работы со страхами;
  • взаимодействия друг с другом.

Социальная значимость проекта заключается в формировании у старших дошкольников следующих качеств: самостоятельность, инициативность, активность, самоуважение, уверенность в себе, коммуникативность, креативность, которые в будущем позволят реализовать себя в различных видах деятельности, а также снизить пассивность, скованность и закомплексованность.

  1. Анализ целевой аудитории

Потенциальный клиент «Школы лидера» – дошкольник, посещающий старшую группу учреждения дошкольного образования, или ребенок в возрасте от 5 до 6-7 лет.

По результатам опроса 70 % опрошенных – родители дошкольников, которые посещают старшую группу учреждений дошкольного образования – отдали бы своего ребенка в «Школу лидера», так как видят необходимость в формировании и развитии лидерского потенциала своих детей для дальнейшей их успешности в жизни.

  1. Обзор аналогичных услуг конкурентов
  • «Школа лидера» в средней школе № 2 г. Гродно для детей от 11 до 16 лет.
  • «Школа лидера» в Гродненском Государственном Университете имени Я. Купалы для студентов университета.
  • «Школа молодого лидера», организованная Республиканской общественной организацией «Белая Русь», для студентов Белорусского государственного технического университета.

Как мы видим, рынок услуг по развитию лидерских качеств не охватывает дошкольный возраст. Именно в этом мы и видим свое преимущество – формирование и развитие лидерских качеств с дошкольного возраста, так как именно возраст до 7 лет является своеобразным фундаментом формирующейся личности. Поэтому лидерский потенциал ребенка надо развивать с детства, чтобы в дальнейшем он смог совершенствоваться и развиваться в «Школах лидера», предусмотренных для школьников и студентов.

  1. Требующиеся ресурсы

Потенциальная помощь со стороны – стартовый капитал, необходимый для выплаты налога, государственной пошлины при регистрации ИП, аренды помещения, рекламы, закупки необходимых материалов и оборудования.

Помещение:

  • Площадь – от 70 до 140 м2.
  • Требования:
    • Санитарно-гигиенические: освещение, температурный режим, безопасность.
    • Эстетические: оформление помещения в соответствии с возрастом детей.
  • Планировка:

Аккуратная планировка, когда нет длинных узких коридоров, Г-образных и проходных комнат. Хорошо, когда после предбанника идет довольно просторное квадратное помещение на 20 м2 – это будет комната ожидания. А из нее ведут двери в учебные комнаты, их площадь может быть от 10 до 30 м2. Лучше всего, на первом этаже, а не в подвале и не в цоколе.

  • Дизайн:

Зона ожидания должна быть максимально притягательной: мягкие диванчики, кофе, чай, журналы и обязательно – рекламные проспекты для родителей. Для детей – игрушки, книжки, причем все в свободном доступе. Комнаты для занятий лучше сделать более аскетичными, чтобы не отвлекать от обучения.

  1. Организационное планирование

Идеальное время для открытия – сентябрь, начало учебного года. Апрель – хорошее время для того, чтобы зарегистрировать ИП. На май и июнь активный поиск помещения, закупка мебели (столов, высоту которых можно менять, и стульев), которых в августе уже обычно не найти. В июле подписать договор аренды (при необходимости косметический ремонт), заняться сайтом, рекламой, закупкой учебных материалов.

  1. Финансовое планирование

Расходы:

  • Разовые – выплата государственной пошлины при регистрации ИП, мебель, книги, пособия, наглядный материал для проведения занятий.
  • Постоянные – оплата аренды помещения, оплата налога, коммунальные платежи, закупка канцтоваров.
  • Периодические – покупка подарков к новому году, обновление антивирусных программ на компьютерах, замена МФУ.

Доходы бывают основные и дополнительные.

  • Основные – доходы, поступающие от услуг по проведению занятий.
  • Дополнительные – проведение платных мастер-классов и тренингов для родителей и педагогов; проведение мастер-классов для детей; проведение праздников и дней рождений; продажа книг.
  1. Анализ рисков

Сильные стороны:

  1. занятия для детей дошкольного возраста;
  2. индивидуальный подход;
  3. низкая наполняемость групп;
  4. работа по авторской программе, составленной под набранную группу с учетом психологических особенностей каждого ребенка.

Слабые стороны:

  1. недостаток финансовых ресурсов;
  2. отсутствие помещения;
  3. зависимость от количества набранных детей.

Угроза – нехватка финансовых ресурсов для осуществления проекта.

  1. Перспективы развития бизнеса

Возможности – расширение спектра услуг:

  • занятия для детей среднего дошкольного возраста;
  • занятия для детей младшего школьного возраста;
  • проведение мастер-классов и тренингов для педагогов и родителей;
  • организация занятий по различным направлениям;
  • проведение детских праздников;
  • открытие интернет-магазина детских товаров.
Запись опубликована в рубрике Воспитательный потенциал образовательного процесса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.