УДК 81
ГУО «Средняя школа №2 г.Гродно»
Образование — это не наполнение сосуда, это зажигание огня.
Уильям Батлер Йейтс
На современном этапе образования понятие мотивации является одним из важнейших, которое следует принимать во внимание, когда мы говорим о повышении уровня обученности учащихся и эффективности образовательного процесса. Стоит отметить, что мотивация в широком смысле слова – тема малоизученная. В данной статье мы, опираясь на достижения современной науки и собственный педагогический опыт, попытаемся ответить на один из острых вопросов в образовании: как повысить уровень мотивации учащихся, чтобы улучшить качество их знаний.
Прежде чем перейти к рассмотрению мотивации в разрезе педагогики и методики преподавания иностранных языков, обратимся к перспективе мотивации – пирамиде потребностей Абрахама Маслоу. В ней говорится, что каждый человек имеет определенные потребности, которые должны быть выполнены до начала учение/обучения. Именно учет его базовых потребностей является первостепенным условием для формирования мотивации [1, с.125].
Среди современных наук, занимающихся исследованиями в данной области, наибольшее количество ответов, помимо психологии, даёт нейрология. Обратимся к опытной нейрологической модели мотивационного процесса профессора Корейского Университета в Сеуле Сун-ил Кима, поскольку именно корейское образование признано одним из ведущих в мире по своей практической направленности. По мнению профессора, можно объединить все имеющиеся данные о мотивации с помощью представленной модели. Итак, модель включает 3 основных процесса: ориентировка на выгоду (мотивация формируется исходя из ожидания вознаграждения), принятие решений на основе значимости (оценка выгоды действия) и целенаправленный контроль (сознательно контролируемая мотивация, связанная с планированием, контролем выполнения задачи). Понимание данных процессов поможет использовать необходимые методы и приемы для формирования, поддержания и контроля уровня мотивации учащихся [2]. Ключевым для преподавателей и педагогов в исследованиях Сун-ил Кима является то, что, с одной стороны, профессор подчёркивает важность социального вознаграждения учащихся: комплиментов, интересных материалов, положительной обратной связи, а с другой стороны, необходимость учитывать внутренние процессы учащихся, связанные со способностью самостоятельно поддерживать достаточный уровень мотивации.
Здесь мы подходим к рассмотрению важнейших типов мотивации в контексте педагогической психологии, которая фокусируется именно на мотивации обучения, которыми являются внутренняя и внешняя. Лев Моисеевич Фридман так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними» [3, с. 86]. Таким образом, мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности, в нашем случае овладение содержанием учебного предмета является одновременно и мотивом, и целью.
Часто учащиеся ориентированы на оценку и другие формы поощрения, престижно-лидерские моменты и другие факторы заинтересованности, не относящиеся к самому процессу учения. К наиболее выраженным проявлениям внутренних мотивов учения принадлежат творческое развитие, работа в сотрудничестве, познание нового. Как преподаватели, мы стремимся повышать уровень внутренней мотивации в наших учениках, поскольку она поощряет учение ради учения.
Определенно, поддержание высокого уровня мотивации учащихся – один из труднейших вызовов, с которым сталкивается современный учитель. Рассматривая педагогические технологии, использование которых помогает значительно его повысить, обратимся к исследованиям опытного американского учителя-методиста, инструктора преподавателей иностранного языка и автора многочисленных исследований по теме мотивации Кена Уилсона. Предложенные им принципы преподавания иностранного языка и технологии для их реализации, которые чаще всего используются нами на учебных занятиях, помогут сохранить и закрепить интерес к изучаемому предмету. Следует обозначить, что, работая в рамках компетентностного и социокультурного подходов, на занятиях по английскому языку мы считаем обязательным сочетание элементов различных технологий обучения, наиболее уместных и эффективных для достижения целей определенного урока.
Итак, перейдем к анализу идей и принципов Кена Уилсона, в наибольшей степени отвечающих целям обучения иностранному языку учебной программы Министерства образования РБ по данному предмету [4]. Целесообразно подробнее остановиться на педагогических технологиях, которые являются наиболее эффективными при формировании внутренней мотивации учащихся.
- Формирование и объяснение целей урока.
В начале каждого урока и на каждом последующем его этапе учащиеся должны точно представлять, что они изучат на данном учебном занятии и какой цели достигнут к его окончанию, а также каким образом полученные на уроке знания и умения впишутся в уже ранее сформированную систему знаний. Чаще предложение учащимся вместе сформулировать цели и задачи предстоящего занятия мотивирует решить их к концу урока. В этом помогает ТРИЗ-технология, которая призвана сделать процесс обучения подлинно развивающим, а также стимулирующим учащихся на самостоятельное получение знаний, которое будет способствовать любознательности, развитию творческого потенциала, а, следовательно, мотивированности.
- Умение давать точные инструкции на каждом этапе урока.
При разъяснении каждого задания учителю необходимо быть точным и кратким, учащиеся должны иметь четкое представление, как его выполнять. В данном случае наилучшим помощником является технология полного физического реагирования, которая позволяет донести информацию и помочь учащимся усвоить ее через все основные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический. Это чрезвычайно полезная техника для понимания и выполнения инструкций учителя.
- Максимальное вовлечение учащихся в процесс урока.
Учебное занятие должно быть ориентировано на учащихся, а учитель в свою очередь действует как тренер и фасилитатор (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию): организовывает и направляет учебный процесс. Так, технология коммуникативного обучения, направленная на формирование коммуникативной компетентности учащихся, является необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации. А технология деятельностного подхода, в свою очередь, позволяет решить задачу по смене целей образования – с формирующей на развивающую; здесь учитель организует учебный процесс, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. И, конечно, проектная технология способствует самостоятельному приобретению новых, а также использованию уже имеющихся знаний в процессе решения практических задач, требующего интеграции знаний по различным предметам.
- Использование дидактических материалов.
Часто использование дополнительного учебного материала, соответствующего потребностям и интересам учащихся, создает необходимые условия для поддержания и формирования более высокого уровня мотивации, и, как следствие, повышения уровня обученности. Например, реализация технологии социокультурного подхода подразумевает знакомство учащихся с различными аспектами жизни носителей изучаемого языка, а также с современностью и историей страны, что усиливает их интерес к предмету. Редко вводные занятия по теме обходятся без сторителлинга – устных историй, сказок или легенд стран изучаемого языка. Кроме того, сегодня сложно представить обучение иностранному языку без использования информационно-коммуникационных технологий. Прослушивание аудио и просмотр видео предоставляет широкий выбор интересных упражнений. Также незаменимым помощником в обучении для учащихся являются электронные дневники, которые позволяют учителю оставлять любую аудио, видео и др. информацию в качестве прикрепленных к домашнему заданию файлов.
- Варьирование разнообразных форм работы в течение урока.
На уроке должны использоваться различные формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. Здесь, как нельзя лучше, работает технология сотрудничества, которая реализует идею взаимного обучения. А ввиду преобладания здоровьесберегающих технологий проведение физкультминуток на уроках позволяет не только компенсировать негативные последствия переутомления, но и повысить творческий потенциал учащихся, а также повторить и закрепить учебный материал.
- Наличие развлекательного момента на уроке.
Использование игр и соревновательного момента на учебных занятиях дает учащимся возможность получать удовольствие от урока и учиться одновременно. Игровая технология, являясь определенного рода развлечением, повышает интерес учащихся к учебному процессу в целом и презентуемому материалу в частности, и в последствии сохраняет их мотивацию на достаточно высоком уровне, что положительно влияет как на уровень обученности учащихся, так и качество их знаний.
- Создание ситуации успеха.
Важно дать учащимся возможность быть успешными, так использование заданий, где они смогут увидеть результаты своей учебной деятельности, является эффективным приемом для повышения уровня их мотивации. Здесь уместно применение технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения, которая предполагает осуществление познавательной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов, а также технологии индивидуализации обучения, которая помогает реализовывать личностно-ориентированный подход, также учитывая индивидуальные особенности и потребности учащихся.
- Разумная коррекция ошибок.
Во избежание снижения уровня мотивации учащихся учителю следует отказаться от чрезмерной коррекции ошибок. Это проблема является особенно острой, когда мы говорим об изучении предмета «Иностранный язык». Именно поэтому в методике преподавания данного предмета отдельное внимание уделяется данной теме, где ведущие специалисты в данной области предлагают множество вариантов исправления ошибок учащихся в зависимости от речевого вида деятельности (говорение, чтение, письмо), который учитель хочет скорректировать.
- ПОХВАЛА.
Заглавными буквами: даже если ответ учащегося не был безошибочным, правильная похвала и поощрение учителя значительно повысит уровень мотивации.
В подтверждение эффективности следования вышеуказанным принципам и применения описанных технологий, была проведена диагностика работы учащихся 4 «А» класса для оценки их уровня обученности по всем видам речевой деятельности. Здесь следует остановиться на том, что при обучении иностранному языку важно учитывать 4 вида речевой деятельности (говорение, чтение, письмо и восприятие речи на слух) и три аспекта языка (фонетика, лексика и грамматика). От качества усвоения аспектов языка зависит уровень развития речевых умений учащихся. Так, результаты промежуточного контроля знаний (лексического и грамматического материала) по определенной теме и анализ практического овладения речевыми умениями на учебных занятиях позволили представить уровень обученности учащихся в виде диаграммы (см. рис.1.)
Рисунок 1 – Уровень обученности учащихся
Как видно из диаграммы, использование вышеперечисленных технологий в неразрывной связи с применением данных последних научных исследований в области изучения мотивации дает лишь положительные результаты. Уровень обученности учащихся достаточно высокий, также присутствует стойкий интерес к предмету, а внешняя мотивация отдельных учащихся имеет тенденцию к преобразованию во внутреннюю, что заметно облегчает процесс их обучения, а впоследствии благоприятно отразиться на подготовке к экзамену и ЦТ.
Итак, какой ответ на заданный в начале данного выступления вопрос можно предложить в завершении? Вероятно, тот, который обобщает все принципы и технологии, приведенные выше. В начале своей карьеры Кен Уилсон сказал, что «мотивация как справедливость или мир во всем мире – все мы знаем, что это хорошая идея, но не ясно, как ее получить». Однако постоянный поиск новых эффективных средств обучения, комбинирование и использование различных приемов, методов и технологий для достижения учащимися наилучшего результата в обучении всегда оправдан и для повышения уровня их мотивации. Здесь уместно будет высказывание гениального Стива Джобса, которое имеет непосредственное отношение, как к учителю, так и к его ученикам: «Единственный способ добиться результата – любить то, что вы делаете».
Список использованных источников
- Маслоу, А.Х. Мотивация и личность / А.Х. Маслоу. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 400 с.
- Neuroscientific model of motivational process // Frontiers in Psychology. – Mode of access : https://www.frontiersin.org/arDaticles/10.3389/fpsyg.2013.00098/full. – Date of access : 10.04.2018.
- Фридман, Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман. – Москва : Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 479 с.
- Motivating the unmotivated // British Council. Mode of access : https://www.teachingenglish.org.uk/article/motivating-unmotivated. – Date of access : 10.04.2018.