Шконда Е.В. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

УДК 374.1

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород
Научный руководитель – И.Б. Акиншина, доцент кафедры иностранных языков Педагогического института НИУ «БелГУ», кандидат педагогических наук

Как известно, внеклассная работа является важной частью обучения школьников и включена в школьные программы по многим предметам. Внеурочная деятельность по английскому языку обладает особой важностью, так как одной из её главных задач является развитие и поддержание интереса к изучению иностранного языка. Нельзя не согласиться с мнением многих методистов, что важность внеурочной работы обусловлена недостаточным количеством урочных часов, отводимых на изучение языка [6, с. 288]. По мнению И.А. Зимней, внеклассная деятельность не должна сообщать новые знания по языку, её цель – углубление, расширение и совершенствование ранее полученных сведений [2, с. 80].

В зависимости от целей внеклассной работы Л.М. Колкер, Е.С. Устинова выделяют два вида направлений деятельности. Первый вид – «моноцелевая», в которой уделяют внимание монологическому высказыванию или диалогическому общению. Вторая – «полицелевая», которая включает в себя не только монологические высказывания и диалогическое общение, но и развитие умений чтения, лексических или грамматических навыков оформления высказывания [3, с. 139].

В зависимости от возрастных и психологических особенностей учащихся внеклассную работу по иностранному языку принято делить на несколько этапов. Необходимо учитывать, что содержание внеурочной деятельности должно соответствовать потребностям и интересам учащихся.

К первому этапу относится начальный уровень обучения (детский сад, 1-4-е классы). На этом этапе у детей хорошо развита долговременная память. Учащиеся могут довольно быстро запомнить простые рифмовки, песенки, и спустя многие годы они помнят те речевые образцы и лексические единицы, которые выучили за период начальной школы. В младшем школьном  возрасте происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной. Но при этом роль игры остается ведущей в деятельности учащихся. Поэтому ученики начальной школы могут без проблем включиться во внеклассную работу, примеряя на себя такие роли сказочных персонажей как Винни-Пух, Красная Шапочка, Снегурочка,  Иван-Царевич. На начальном уровне обучения такие мероприятия могут проводиться на уроках-повторениях и уроках-обобщениях, в виде инсценировок и праздников. В непринужденном и интересном взаимодействии школьников создаются наиболее эффективные условия для непроизвольного усвоения материала [1, с. 127].

Второй этап – средний уровень обучения (5-8-е классы).  На данном этапе учащиеся имеют определенный уровень владения иностранным языком. Внеклассная работа в 5-8-м классах может быть представлена различными мероприятиями соревновательного типа (КВН, игра «Самый умный»), а также постановками сказок и других произведений зарубежных писателей. Второй этап характеризуется имитационными способностями учащихся, их любознательностью. Через познание школьником мира с помощью иностранного языка формируется положительная мотивация к изучению языка, создаются условия для дальнейшего овладения коммуникативными навыками [1, с. 129].

Третий этап – продвинутый уровень обучения (9-11-й классы), который имеет огромное воспитательное значение. Работая над подготовкой школьных сценических постановок, школьники получают возможность проявить себя в творчестве, учась при этом работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей и одноклассников. Содержание данного этапа включает в себя научно-практические конференции, олимпиады, проведение творческих вечеров, постановок спектаклей и фестивалей. Учащиеся данного уровня обучения могут выступать  организаторами таких общешкольных мероприятий [1, с. 131].

На всех этапах обучения, готовясь к внеклассной деятельности, необходимо обращать внимание на изучение песен и стихов, рифмованного текста, которые помогают легко и быстро усваивать незнакомые слова, позволяют отрабатывать некоторые грамматические структуры, снимать фонетические трудности.

Внеклассная работа по иностранному языку вместе с урочной деятельностью способствуют организации условий для реализации практических, воспитательных и развивающих целей обучения. Если внеклассная работа сопровождает весь курс обучения иностранному языку в школе, то она оказывает близкую мотивацию, так как в учебном процессе создаются условия для применения приобретенных знаний, умений и навыков.

Комфортная обстановка внеклассной работы способствует развитию инициативы учащихся, их способностей, снятию психологических барьеров и комплексов, мешающих самовыражению по иностранному языку. Здесь каждый школьник может и хочет проявить себя. Поэтому участие во внеклассной работе способствует раскрепощению и развитию личности школьника, в частности таких его качеств, как активность, целеустремленность, коллективизм и вытекающее из последнего чувство «зависимой ответственности». Хорошо налаженная внеклассная работа помогает также выявить задатки и интересы и тем самым может оказать влияние на выбор если не будущей профессии, то, по крайней мере, направления.

Благодаря этому внеурочная деятельность по иностранному языку способствует разумной организации досуга учащихся, направлению их интеллектуальной и эмоциональной энергии в нужное русло, приносящее пользу себе и обществу.

Внеклассная работа по иностранному языку, по мнению С.Н. Савина, может включать три направления. Научно-познавательное направление, которое способствует организации работы в форме викторин, различных олимпиад по изучаемым языкам, конкурсов, интеллектуальных клубов. Художественно-эстетическое направление позволяет работать лингвистическим театрам, выставкам художественного, декоративно-прикладного искусства на иностранном языке. Благодаря общественно-полезному направлению становится возможным организация языковых лагерей с волонтёрами – носителями языка [4, с. 154].

А.Н. Щукин среди форм организации внеклассной работы по иностранному языку выделяет такие, как индивидуальная, групповая и массовая. Индивидуальная форма может быть организована в виде чтения стихов, исполнения песен на изучаемом языке. Групповая форма подразумевает под собой работу нескольких человек в кружках разной направленности (вокальный, драматический и т.д.) по достижению одной цели. Массовая форма отличается от остальных большим составом участников, которые организуют различные фестивали, концерты и участвуют в них [6, с. 402].

Существование различных направлений и форм работы по иностранному языку во внеурочной деятельности предполагает наличие принципов организации данной работы. Под принципами внеклассной работы понимаются стартовые тезисы, которые лежат в основе требований к содержанию,  методам и организации её работы.

Реализация принципа связи обучения с жизнью обеспечивает взаимосвязь внеурочной деятельности с жизнью и деятельностью школьника. Данный принцип обеспечивает знакомство учеников с событиями как нашей страны, так и с зарубежными странами, работу с краеведческим материалом, включение в общешкольные мероприятия материала на изучаемом языке.

Принцип коммуникативной активности учащихся позволяет школьникам читать книги на иностранном языке, развивать свои умения и навыки устной речи.

Принцип преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка не подразумевает повторение одних и тех же тем, методов, форм. Задача внеурочной деятельности – конкретизация программной темы, приближение её к интересам учащихся.

Принцип учета возрастных особенностей учащихся обеспечивает соответствие содержания материала психофизиологическим особенностям. Слишком сложные или слишком лёгкие задания могут сбить желание [5, с. 69]. Данные принципы взаимодополняют друг друга, обеспечивая разностороннее влияние на личность учащегося.

На основании вышеизложенного можно резюмировать. Внеклассная работа со школьниками всё чаще находит широкое применение в практике работы школы, так как является наиболее оптимальной формой такого рода деятельности. В целом внеурочная деятельность по иностранному языку формирует практические, исследовательские, поведенческие, коммуникативные умения, способствует более углубленному изучению интересующего предмета или явления, развивает познавательный интерес в конкретной области или направлении.

Список использованных источников

  1. Жуковская, Р. И. Игра и её педагогическое значение / Р.И. Жуковская. – М. : Педагогика, 1975. − 192 с.
  2. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М. : Просвещение, 1991. – 222 с.
  3. Колкер, Л. М., Устинова, Е.С. Практическая методика обучения иностранному языку : Учебное пособие / Л. М. Колкер, Е.С Устинова. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
  4. Савина, С. Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе / С. Н. Савина. − М. : Просвещение, 2011. − 207 с.
  5. Шепелева, В. И. Принципы организации внеклассной работы / В.И. Шепелева. − М. : Высшая школа, 1991. – 117 с.
  6. Щукин, А. Н. Обучения иностранным языкам : Теория и практика / А. Н. Щукин. – М. : Филоматис, 2006. − 416 с.
Запись опубликована в рубрике Воспитательный потенциал образовательного процесса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.