Швец А.А. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКО- И АЛКОЗАВИСИМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЗА РУБЕЖОМ

УДК 37.013.42

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Н. С. Михайлова, доцент кафедры педагогики и социальной работы, кандидат педагогических наук

Социально-педагогическая реабилитация и профилактика несовершеннолетних является одним из направлений работы с подростками не только в нашей, но и в других странах мира. В каждой стране реабилитация и профилактика построена по-разному, но она везде направлена на помощь несовершеннолетним.

В последние десятилетия основной акцент в антинаркотической политике  большинства стран Европы и Америки делается на профилактическую работу с детьми и молодежью.

Под социально-педагогической профилактикой понимается система мер социального воспитания, направленная на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующая проявлению различных видов его активности [4].

В настоящее время выделяют несколько видов социально-педагогической поддержки:

  • Социально-информационная поддержка — обеспечение подростков и их родителей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг.
  • Социально-правовая поддержка — соблюдение прав, содействие в реализации правовых гарантий подростков, правовое воспитание по жилищным, трудовым, гражданским и другим вопросам.
  • Социально-реабилитационная поддержка — содействие подросткам, родителям в оказании реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по вос­становлению их психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья.
  • Социально-бытовая поддержка — содействие подросткам, проживающим в семьях группы риска, в улучшении бытовых условий.
  • Социально-экономическая поддержка — содействие подросткам в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи и материальной поддержке.
  • Медико-социальная помощь — профилактика алкоголизма, наркомании и других социально-негативных проявлений в подростковой среде, медико-социальный патронаж подростков из семей группы риска.
  • Социально-психологическая помощь — содействие подросткам в создании благоприятного микроклимата в семье, ближайшем окружении, в устранении негативных влияний социальной среды, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личностном самоопределении.
  • Социально-педагогическая помощь состоит в создании подросткам условий для преодоления и предупреждения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, учителями, в сопровождении подростков в семьях группы риска [4].

Работа с подростками, употребляющих психоактивные вещества, в большинстве зарубежных стран ведется в следующих учреждениях: во-первых, это специальные диагностические центры, направленных на раннюю реабилитацию, а во-вторых, это учреждения закрытого типа, изолирующие правонарушителей подростков с психологическими дефектами [1].

Наиболее эффективными, активно используемыми во всем мире программами по профилактике являются программы, действующие в США, Англии, Польше, Швеции и Германии.

В Соединенных Штатах Америки начиная с принятия Закона о подростках в 1899 г. проблеме отклоняющегося поведения молодежи, в частности предупреждению наркомании, было посвящено множество дискуссий и разработано огромное количество программ профилактики.

Программы по предотвращению наркомании среди молодежи отличаются широким диапазоном направлений работы, обеспечивающих решение проблемы в молодежной среде в целом. Для реализации таких программ объединяются усилия многих людей и организаций [1].

Американские ученые выдвигают семь основных категорий предупреждения: через семью, религию, школу, организацию досуга, полицию, судебные и законодательные органы [1].

Существующие программы, ориентированные на участие в них ровесников. Основная цель создания групп – в принятии совместных решений и в серьезной работе молодых людей под руководством взрослых и без них. Такие группы поддерживаются молодежными службами информации. Смысл создания этих групп – выработка необходимых трудовых навыков, достижение успехов в учебе, формирование положительного мнения о молодом человеке, его сверстниках и друзьях, школе [5].

Эффективно функционирует в США также служба «телефонов доверия», оказывающая бесплатные услуги для детей и подростков, консультирующая их по различным вопросам и оказывающая психологическую помощь [5].

В Англии профилактическая работа ведется с учащимися начальной, средней школы и колледжей. В программе антинаркотического образования большое внимание уделяется педагогам и родителям, которым легче вовремя обнаружить интерес ребенка к наркотикам, а, тем более, их употребление. Английские наркологи не рекомендуют родителям в случае изменений в поведении ребенка сразу обращаться к врачам. Гораздо целесообразнее создать доверительную, дружескую обстановку в общении с ребенком, позволяющую откровенно обсуждать любые интересующие его проблемы, в том числе и связанные с потреблением наркотиков. Это поможет выяснить, есть ли повод для беспокойства. Основная же профилактическая работа ведется с самими учащимися [1].

В Польше создана система профилактики употребления наркотиков и реабилитации наркозависимых. Действует система реабилитации наркозависимых подростков и молодежи «МОНАР» («MONAR»), в области первичной профилактики работает проект «Муравейник» («Mrowisko»). МОНАР  – Молодежное движение по борьбе с наркоманией. В деятельности «Муравейника» можно выделить два основных направления: информирование и обучение (включая подготовку молодежных лидеров и волонтерского движения), а также предоставление альтернативной наркотикам деятельности.

В Польше действует модель «мобильной профилактики». В школы и подростковые клубы приезжает автобус с подготовленными волонтерами антинаркотического движения и их наставниками. Зачастую волонтерами антинаркотического движения являются подростки, завершившие или завершающие реабилитацию в центрах «МОНАР» [1].

Цель антинаркотической политики в Швеции – стать обществом, свободным от наркотиков. Политика государства направлена, в первую очередь, на предотвращение распространения наркотических средств. Шведская модель включает пять основополагающих элементов: защита границ, строгое уголовное законодательство; профилактическая работа; оказание медицинской и социальной помощи лицам, страдающим в связи с злоупотреблением наркотиков; борьба с уличной торговлей наркотиками. Ответственность за координацию профилактической работы на уровне страны несет Институт народного здравоохранения (ИНЗ).

Информационно-просветительская работа направлена на распространение базовых знаний, выработку у детей и подростков определенного отношения к наркотикам и стимуляцию молодежи к занятию активной позиции. Она строится по принципу: наибольшее влияние способно оказать ближайшее окружение – родители, учителя, друзья. Школа является важным каналом в этой работе, каждое образовательное учреждение разрабатывает рабочий план преподавания предмета, дающего основные знания о вреде употребления алкоголя, наркотиков и курения.

Действует немало добровольных организаций: молодежные и профсоюзные организации, просветительские общества, общество «Родители против наркотиков», Союз борьбы с наркотиками, объединение «Общество, свободное от наркотиков» и  Союз помощи злоупотребляющим лекарственными препаратами [1].

Профилактическая деятельность в Германии основана на методе, направленном на охрану здоровья человека, и программе «Всестороннего развития социальных качеств личности». Федеральное правительство Германии в 1990 г. утвердило «Национальный план борьбы с наркоманией». В соответствии с этим планом правительство призывало все общество не  только на борьбу с наркоманией, но и на борьбу с курением и зависимостью от спиртных напитков.

В развитии и становлении профилактической деятельности в Германии исторически сложилось пять методов борьбы  с наркоманией, которые отчасти плавно переходят друг в друга, а отчасти перекрывают друг друга:

1) криминально-политический метод, согласно которому предупреждение наркомании рассматривается в тесной связи с мероприятиями по предупреждению преступности вообще;

2) социально-психологический метод, который исходит из функциональности употребления наркотиков и строится на принципах «функциональных эквивалентов»;

3) метод, который направлен на охрану здоровья человека и на «всестороннее развитие социальных качеств личности»;

4) метод, который направлен на оказание помощи страдающим наркоманией и в  котором объединены наркопревентивные  мероприятия «по минимизации ущерба здоровью» и «снижению риска»;

5) образовательный метод, в котором вопросы наркокультуры общества рассматриваются в качестве важнейшей задачи образования и культивирования жизненного опыта [3].

Действует ни мало программ и во Франции, но среди них модно выделить «Мобильная школа (мобильный интернат): французский опыт работы с подростками в трудной ситуации».

Данная школа была создана в 1996 г. супружеской парой Жан Мишель и Франсуаз Курк как «бродячая» форма воспитания для подростков с отклоняющимся поведением. «Мобильная школа» — это школа для девочек и мальчиков от 13 до 17 лет, у которых наблюдается:

  • серьезные трудности в поведении, обычно связанные с условиями социальной и семейной жизни;
  • дефицит эмоциональной, психологической, социальной и профессиональной ориентации;
  • недостаток самообладания: неустойчивость, приводящая к жестокости, физическое или психическое расстройство;
  • неспособность строить положительные отношения с окружающим миром, с другими людьми и, как следствие воровство, проституция, наркомания;
  • отставание в школе или отказ посещать школу, провокации, побеги [2].

Ограничения по зачислению в мобильную школу существуют, они обусловлены тяжелыми отклонениями в характере или серьезными умственными нарушениями.

«Мобильная школа» – это форма путешествия подростков девиантного поведения по Африке вместе с педагогами на протяжении десяти месяцев на внедорожниках.

В социально-педагогической деятельности с подростками в «Мобильной школе» используются новые методы обучения, обучение становится социальным.

Три раза в год по 15 дней подростки проходят сеансы в «Терапевтический мастерской». Цель – психокоррекционная помощь личности. Здесь подростки вместе с психопедагогом осознают свои трудности, школьные, семейные, физические, психологические.

Результаты мониторинга социального сопровождения подростков, проводимого после возвращение во Францию, показывают, что длительное путешествие позволяет подросткам осознать свои отклонения и «возвратиться в семью, школу», «подростки чаще стремятся к реализации социально активной позиции», «становятся более уравновешенными и принимают обдуманные решения», «снижается число антиобщественных поступков» [2].

Таким образом, программы профилактики в ряде стран Европы и Америки имеют много общего, построены по одним и тем же принципам. Большую часть программ занимает информационно-просветительский компонент: подростки, их родители получают необходимые сведения о видах и свойствах психоактивных веществ, о медицинских и психологических последствиях их потребления, о правовой стороне данного вопроса. Но при этом так же имеются профилактические и реабилитационные программы, с учетом специфики каждой конкретной страны.

Список использованных источников

  1. Никитина Л.А., Анализ зарубежного опыта профилактики употребления психоактивных веществ в подростковой среде / Л.А. Никитина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2011. — № 17. – С. 247 – 251.
  2. Современные научные исследования и инновации. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://web.snauka.ru/issues/2012/04/11013. Дата доступа: 11.04.2018г.
  3. СтингС., Вольфф М., Циппе К. Предупреждение наркомании в Германии и Саксонии // Молодёжь и наркотики (социология наркотизма) / под ред. В.А. Соболева, И.П. Рущенко.– Харьков: Торсинг, 2000.
  4. СтудопедиЯ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://studopedia.org/11-72119.html. – Дата доступа : 10.04.2018.
  5. Na-journal.ru[Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://na-journal.ru/2-2012-gumanitarnye-nauki/60-socialno-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-podrostkov-s-deviantnym-povedeniem-v-ssha.Дата доступа: 12.04.2018г.
Запись опубликована в рубрике Воспитательный потенциал образовательного процесса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.