УДК 159.922.7
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, г. Орск, Россия
Мы ежедневно узнаем о тех или иных проявлениях агрессии: войны, террористические акты, межнациональные конфликты, убийство, издевательство сильных над слабыми, сталкиваемся с ней каждый день.
Каждый возрастной период– важнейший этап в жизни человека, во многом определяющий последующую судьбу человека. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется в психике, для которой типичны внутренние противоречия.
Рост агрессивных тенденций все больше и больше наблюдается в подростковой среде и отражает одну из важнейших социальных проблем общества – для этой возрастной категории характерно большое количество конфликтов, проявление агрессивности, насилия по отношению к сверстникам [2].
Проблема изучения агрессии имеет давнюю историю. Она изучалась многими исследователями: как отечественными психологами Е.В. Романиной, Т.Г. Румянцевой, Л.М. Семенюк, так и зарубежными – А. Басс, Л. Берковиц, К. Лоренц, К. Хорни – и продолжает привлекать всеобщее внимание.
В исследованиях было доказано, что агрессия имеет широкое распространение на разных этапах онтогенеза, и формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому целью исследования стало изучение возрастных особенностей проявления агрессии в младшем школьном, подростковом, юношеском возрастах.
Теоретический анализ проблемы показал, что в качестве основного критерия изучения агрессии могут выступать:
1) виды агрессии (физическая, вербальная, косвенная);
2) состояния, сопровождающие агрессивное поведение (раздражение, негативизм, обида, подозрительность);
3) динамика проявления агрессии.
К причинам девиантного поведения в среде детей и подростков могут быть отнесены:
— влияние социокультурных особенностей, образа жизни семьи и семейных отношений (родительских, детско-родительских, детско-детских);
— нарушения в становлении, формировании и развитии личности;
— изменения характерологической и личностной направленности, сопряженные с взаимодействием с окружением;
— неблагоприятная социальная ситуация развития детей и др. [3].
Экспериментальное исследование с целью изучения агрессии было проведено на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» №43 г. Орска.
В исследовании приняли участие 69 обучающихся.
В эксперименте принимали участие три возрастные группы:
1) 25 учащихся младшего школьного возраста;
2) 23 учащихся подросткового возраста;
3) 21 человек юношеского возраста.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что каждому возрастному периоду присущи специфические особенности в проявлении агрессии.
В младшем школьном возрасте:
1 показатель: доминирует физическая агрессия (16 %).
2 показатель: широко распространена как форма проявления агрессии – обида (68% учащихся).
3 показатель:
1) У 17 учащихся (68 %) – индекс агрессивности в норме и агрессивные черты выражены слабо;
2) 4 учащихся (16 %) имеют заниженный индекс агрессивности;
3) У 4 учащихся (16 %), были выявлены агрессивные черты, они имеют высокий индекс агрессивности.
В подростковом возрасте:
1 показатель: среди видов агрессии доминирующее положение занимает вербальная агрессия, но физическая тоже присутствует (у 16%).
2 показатель: у 73,9% учащихся были выявлены две формы проявления агрессии:
1) раздражительность;
2)подозрительность.
3 показатель:
1) высокий индекс агрессивности имеют 56.5 % учащихся;
2) в норме у 39,1% ;
3) заниженный индекс имеют 4,4 % учащихся.
В юношеском возрасте:
1 показатель: преобладающий вид агрессии — вербальная агрессия (76,1%).
2 показатель: среди форм проявления агрессии лидирующее положение занимают:
1) ярко выраженное чувство вины (38%);
2) раздражение (38 %)
3) подозрительность (47,6 %);
4) обида (19%).
3 показатель:
1) проявление агрессивных черт находится в норме у 57,2%;
2) показатели ниже нормы (33,3%);
3) лишь 9,5% имеют высокие показатели проявления агрессии.
Таким образом, исследование подтвердило исходную гипотезу о том, что каждому возрастному периоду присущ определенный вид агрессивного поведения.
Есть динамика перехода от физической агрессии к вербальной.
Подростки — возрастная категория, наиболее подверженная агрессии и агрессивное поведение проявляется в этом возрасте гораздо ярче, чем в других возрастных категориях (младшие школьники и юноши).
Высокие показатели проявления агрессии имеют 56,5 % — подросткового возраста, 16% детей младшего школьного возраста и 9,5% юношеского возраста.
Было обнаружено, что особенности проявления агрессии в младшем школьном и подростковом возрастах, зависят от характера социально-психологического климата в семье.
Полученные результаты поставили ряд проблем, таких, как особенности проявления агрессии на разных этапах онтогенеза, которые предполагается продолжать изучать в дальнейшем.
Список использованных источников
- Воробьева К. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного воспитания/ Воробьева, К. // Воспитание школьников, 2008. — N 7. — С. 48-53.
- Воробьева К. Профилактика агрессивности в подростковой среде / Воробьева, К. // Воспитание школьников, 2008. — N 6. — С. 55-60.
- Журавлев Д. Подростковая агрессивность — психологическая закономерность или социальный феномен? / Журавлев Д. // Народное образование, 2003. — N2. — С.185-192.
- Колосова С. Агрессия и агрессивность / Колосова С. // Школьный психолог, 2000. — N25. — С.2.
- Мантрова М., Юлдашева Р. Причины юношеской агрессивности ⁄ М. Мантрова, Р. Юлдашева ⁄⁄ Уральский научный вестник. 2016. Т. 11. № 2. С. 83-86.
- Морева Е. Детская агрессивность и способы ее преодоления / Е. Морева // Воспитание школьников, 2008. — N 5. — С. 31-34.
- Ольшанская Е. Акция или реакция: детская, подростковая агрессивность / Ольшанская Е. // Школьный психолог,1999. — N18. — С.5.
- Поликаркина М.С. К проблеме специфики проявления агрессивности и становления « Образа Я» в подростковом возрасте ⁄ М.С. Поликаркина ⁄⁄ Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). С. 296-301.
- Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. // Вопросы психологии, 2002. — N1. — С.17-26.
- Чикова И.В., Урлякова Л.Н. К проблеме девиантного поведения детей и подростков ⁄ И.В. Чикова, Л.Н. Урлякова ⁄⁄ В сборнике: Современная наука: тенденции развития Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2017. С. 182-185.
- Чикова И.В. К проблеме феноменологии агрессивности / И.В. Чикова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы и перспективы развития науки и образования». – Минск: Издательство Выдавецтва «науковы свет», 2016. – С.137-140.
- Фурманов И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста / И.А. Фурманов. – Мн., 1997.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция / Фурманов И.А. — Минск : Ильин В.П., 1996. — 187с.
- Шестакова Е.Г. Личностные предпосылки агрессии / Е. Г. Шестакова, Л.Я. Дорфман // Мир психологии, 2011. — N 1. — С. 211-225.