Мантрова М.С. К  ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

УДК 159.922.7

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, г. Орск, Россия

Мы ежедневно узнаем о тех или иных проявлениях агрессии: войны, террористические акты, межнациональные конфликты, убийство, издевательство сильных над слабыми, сталкиваемся с ней каждый день.

Каждый возрастной период– важнейший этап в жизни человека, во многом определяющий последующую судьбу человека. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется в психике, для которой типичны внутренние противоречия.

Рост агрессивных тенденций все больше и больше наблюдается в подростковой среде и отражает одну из важнейших социальных проблем общества – для этой возрастной категории характерно большое количество конфликтов, проявление агрессивности, насилия по отношению к сверстникам [2].

Проблема изучения агрессии имеет давнюю историю. Она изучалась многими исследователями: как отечественными психологами Е.В. Романиной, Т.Г. Румянцевой, Л.М. Семенюк, так и зарубежными – А. Басс, Л. Берковиц, К. Лоренц, К. Хорни – и продолжает привлекать всеобщее внимание.

В исследованиях было доказано, что агрессия имеет широкое распространение на разных этапах онтогенеза, и формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому целью исследования стало изучение возрастных особенностей проявления агрессии в младшем школьном, подростковом, юношеском возрастах.

Теоретический анализ проблемы показал, что в качестве основного критерия изучения агрессии могут выступать:

1) виды агрессии (физическая, вербальная, косвенная);

2) состояния, сопровождающие агрессивное поведение (раздражение, негативизм, обида, подозрительность);

3) динамика  проявления агрессии.

К причинам девиантного поведения в среде детей и подростков могут быть отнесены:

— влияние социокультурных особенностей, образа жизни семьи и семейных отношений (родительских, детско-родительских, детско-детских);

— нарушения в становлении, формировании и развитии личности;

— изменения характерологической и личностной направленности, сопряженные с взаимодействием с окружением;

— неблагоприятная социальная ситуация развития детей и др. [3].

Экспериментальное исследование с целью изучения агрессии было проведено на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» №43 г. Орска.

В исследовании приняли участие 69 обучающихся.

В эксперименте принимали участие три возрастные группы:

1) 25 учащихся младшего школьного возраста;

2) 23 учащихся подросткового возраста;

3) 21 человек юношеского возраста.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что каждому возрастному периоду присущи специфические особенности в проявлении агрессии.

В младшем школьном возрасте:

1 показатель: доминирует физическая агрессия (16 %).

2 показатель: широко распространена как форма проявления агрессии – обида (68% учащихся).

3 показатель:

1) У 17 учащихся (68 %) – индекс агрессивности в норме и агрессивные черты выражены слабо;

2) 4 учащихся (16 %) имеют заниженный индекс агрессивности;

3) У 4 учащихся (16 %), были выявлены агрессивные черты, они имеют высокий индекс агрессивности.

В подростковом возрасте:

1 показатель: среди видов агрессии доминирующее положение занимает вербальная агрессия, но физическая тоже присутствует (у 16%).

2 показатель: у 73,9% учащихся были выявлены две  формы проявления агрессии:

1) раздражительность;

2)подозрительность.

3 показатель:

1) высокий индекс   агрессивности  имеют   56.5   %  учащихся;

2) в норме у 39,1% ;

3) заниженный индекс имеют 4,4 % учащихся.

В юношеском возрасте:

1 показатель: преобладающий вид агрессии — вербальная агрессия (76,1%).

2 показатель: среди форм проявления агрессии лидирующее положение занимают:

1) ярко выраженное чувство вины (38%);

2) раздражение (38 %)

3) подозрительность (47,6 %);

4) обида (19%).

3 показатель:

1) проявление агрессивных черт находится в норме  у 57,2%;

2) показатели ниже нормы (33,3%);

3) лишь 9,5% имеют высокие показатели проявления агрессии.

Таким образом, исследование подтвердило исходную гипотезу о том, что каждому возрастному периоду присущ определенный вид агрессивного поведения.

Есть динамика перехода от физической агрессии к вербальной.

Подростки — возрастная категория, наиболее подверженная агрессии и  агрессивное поведение проявляется  в этом возрасте гораздо ярче, чем в других возрастных категориях (младшие школьники и юноши).

Высокие показатели проявления агрессии   имеют   56,5   %  — подросткового возраста, 16% детей младшего школьного возраста и 9,5% юношеского возраста.

Было    обнаружено, что    особенности    проявления агрессии в младшем школьном и подростковом возрастах, зависят    от характера социально-психологического климата в семье.

Полученные результаты поставили ряд проблем, таких, как особенности проявления агрессии на разных этапах онтогенеза, которые предполагается продолжать изучать в дальнейшем.

Список использованных источников

  1. Воробьева К. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного воспитания/ Воробьева, К. // Воспитание школьников, 2008. — N 7. — С. 48-53.
  2. Воробьева К. Профилактика агрессивности в подростковой среде / Воробьева, К. // Воспитание школьников, 2008. — N 6. — С. 55-60.
  3. Журавлев Д. Подростковая агрессивность — психологическая закономерность или социальный феномен? / Журавлев Д. // Народное образование, 2003. — N2. — С.185-192.
  4. Колосова С. Агрессия и агрессивность / Колосова С. // Школьный психолог, 2000. — N25. — С.2.
  5. Мантрова М., Юлдашева Р. Причины юношеской агрессивности ⁄ М. Мантрова, Р. Юлдашева  ⁄⁄ Уральский научный вестник. 2016. Т. 11. № 2. С. 83-86.
  6. Морева Е. Детская агрессивность и способы ее преодоления / Е. Морева // Воспитание школьников, 2008. — N 5. — С. 31-34.
  7. Ольшанская Е. Акция или реакция: детская, подростковая агрессивность / Ольшанская Е. // Школьный психолог,1999. — N18. — С.5.
  8. Поликаркина М.С. К проблеме специфики проявления агрессивности и становления « Образа Я» в подростковом возрасте  ⁄  М.С. Поликаркина  ⁄⁄ Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). С. 296-301.
  9. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. // Вопросы психологии, 2002. — N1. — С.17-26.
  10. Чикова И.В., Урлякова Л.Н. К проблеме девиантного поведения детей и подростков ⁄ И.В. Чикова, Л.Н. Урлякова ⁄⁄ В сборнике: Современная наука: тенденции развития Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2017. С. 182-185.
  11. Чикова И.В. К проблеме феноменологии агрессивности / И.В. Чикова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы и перспективы развития науки и образования». – Минск: Издательство Выдавецтва «науковы свет», 2016. – С.137-140.
  12. Фурманов И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста / И.А. Фурманов. – Мн., 1997.
  13. Фурманов И.А. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция / Фурманов И.А.  — Минск : Ильин В.П., 1996. — 187с.
  14. Шестакова Е.Г. Личностные предпосылки агрессии / Е. Г. Шестакова, Л.Я. Дорфман // Мир психологии, 2011. — N 1. — С. 211-225.
Запись опубликована в рубрике Аспекты коррекционно-развивающей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.