Радевич А.С. ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

УДК 376.37

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Н. В. Крюковская, заведующий кафедрой теории и методики специального образования ГрГУ им. Янки Купалы

Одной из задач специального образования является подготовка ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение его успешной социализации в обществе. Важным условием достижения поставленных задач можно рассматривать межличностные отношения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, что обеспечивает удовлетворение одной из основных потребностей в дошкольном возрасте – общение со сверстниками на основе осознания, познания и оценки самого себя, своих качеств. Межличностные отношения представляют собой систему установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей [1].

Межличностные отношения можно рассматривать как субъективно переживаемые взаимосвязи людей, которые проявляются в характере и способах взаимных воздействий друг на друга в ходе совместной деятельности и общения. Содержательным уровнем межличностных отношений является система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые или с помощью которых люди воспринимают и оценивают друг друга [2]. При этом внимание акцентируется на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми, где чувство выступает как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому.

В дошкольном возрасте эмоционально-оценочные отношения являются регуляторами в конфликтных ситуациях при распределении ролей в игре. Каждый ребенок, претендуя на значимую роль в игре, сталкивается с подобными стремлениями других детей. В системе межличностных отношений ребенок реализует свои возможности на основе знаний и умений, усвоенных во взаимодействии со взрослыми. Именно активность личности, ее деятельность являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения в самых разнообразных человеческих общностях, ребенок проявляет себя как личность и получает возможность оценить себя в системе отношений с другими [3]. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности и общения со взрослыми и сверстниками. На основе оценивания деятельности и личности ребенка в дошкольном возрасте другими в процессе взаимодействия у него формируется самооценка как оценка своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности, в том числе и регуляция процесса межличностного общения.

Особое значение проблема формирования самооценки в процессе межличностного взаимодействия приобретает в условиях нарушенного развития. Дети с нарушениями речи характеризуются низким уровнем речевого развития, недостаточной сформированностью познавательной деятельности и мотивационного компонента деятельности, что оказывает отрицательное влияние на развитие межличностных отношений со сверстниками и трудностям оценивания своей личности и ее возможностей в разных видах деятельности.

Цель данной статьи – проанализировать взаимосвязь межличностных отношений и развития самооценки у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Термин «самооценка» в психологической литературе понимается как сложная система, определяющая характер самоотношения индивида и включающая общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности [4].

Уже в старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии – способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится более реалистичной, в привычных ситуациях и видах деятельности приближается к адекватной. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.

В отличие от предыдущих периодов жизни ребенка, в возрасте 3–7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами [5]. Ребенок включается в новые сис­темы отношений, новые виды деятельности. Появляются соответственно и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваиваемыми в это время моральными нормами, и др. Интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения приобретают важное значение для последующего развития неигровых видов деятельности [6].

Познание дошкольником своей личности и возможностей происходит не только на основе общения со взрослыми и сравнения себя со сверстниками, но и путем приобретения собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влияниям. Для характеристики личности ребенка недостаточно знать лишь самооценку, важно знать какова, по его мнению, оценка, которую он заслуживает в кругу ровесников и ближайших взрослых. Таким образом, отношения с другими людьми важны и актуальны. Особенно их значимость усиливается в дошкольном возрасте, так как формирование межличностных отношений на данном этапе влияет на развитие личности и всего комплекса межличностных отношений на последующих этапах развития ребенка.

Изучение особенностей общения со сверстниками в условиях нарушенного развития, в частности, при нарушениях речи является важным вопросом для специальной психологии. Многие исследователи (Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, О. С. Ушакова, Т. Н. Волковская и др.) указывают на факт наличия у детей с нарушениями речи специфических особенностей личности, среди которых отмечаются стойкие нарушения коммуникативной сферы, в частности, нарушение межличностного взаимодействия, общения детей со взрослыми и сверстниками, заниженная самооценка.

Наблюдаемые у детей с общим недоразвитием речи трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на общении с окружающими. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у таких детей приводит к тому, что нарушения речевого развития препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогической и монологической речи), особенности поведения; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Кроме этого положение ребенка в коллективе сверстников тесно связано со степенью тяжести речевого нарушения. Так, дети, занимающие высокое положение в системе личных взаимоотношений, как правило, имеют сравнительно хорошо развитую речь, в то время как среди детей, занимающих неблагоприятное положение, есть дети с положительными качествами личности, хорошим поведением, но с более тяжелым речевым нарушением, которое и является определяющим в иерархии межличностных отношений.

Процесс общения детей с общим недоразвитием речи со взрослыми существенно отличается от нормы как по уровню развития, так и по основным качественным показателям. Отмечается преобладание ситуативно-деловой формы общения, что характерно для нормально развивающихся детей 2–4-летнего возраста. Предпочитаемым видом общения является общение, выступающее на фоне совместной игровой деятельности. У многих дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается отрицательная или безразличная установка на педагогические воздействия. У большинства детей не сформированы навыки культуры общения, отсутствует представление об уважительной дистанции между ребенком и взрослым в процессе общения [7].

В целом, коммуникативные возможности детей с общим недоразвитием речи отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Наличие речевых нарушений приводит к стойким нарушениям общения. Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей препятствует установлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, что сказывается также на процессе их обучения и воспитания [7].

Речевые нарушения отрицательно сказывается на развитии личности ребенка, в том числе и на формировании самооценки, и способствуют формированию неадекватной самооценки: ощущению своей малоценности, робости, неуверенности в своих возможностях и др.

И. Ю. Левченко, Г. Х. Юсупова отмечали, что личность дошкольника с общим недоразвитием характеризуется специфическими особенностями (заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности) [8].

Дети с общим недоразвитием речи, имеющие заниженную самооценку, нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого вполне могут справиться с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отвергаемых и не участвующих в решении различных групповых вопросов.

Следовательно, адекватное представление о себе и своих возможностях позволяет ребенку правильно оценивать ситуацию, анализировать ее, формирует мотивацию общения, создает уверенность в себе при решении различных вопросов и самопрезентации в группе не только сверстников, но и взрослых. Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием  речи позволяет преодолеть затруднения, которые испытывает ребенок в процессе общения, обеспечивает ему возможность становится полноценным участником межличностных отношений, что способствует успешной социализации.

Список использованных источников

  1. Куницына, В. Н. Межличностное общение : уч. для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казарикова, В. М. Погольша. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.
  2. Мокшанцев, Р. И. Социальная психология : учеб. пособие для ВУЗов Р. И. Мокшанцев, А. В. Мокшанцева. – Новосибирск : Инфра-М, 2001. – 212 с.
  3. Социальная психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский [и др.]; под ред. А. В. Петровского. – М. : Просвещение, 1987. – 224 с.: ил.
  4. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А. В. Гайфулин // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 1. – С. 73–76.
  5. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – 5-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2001. – 336 с.
  6. Кулагина, И. Ю., Возрастная психология : Полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
  7. Косякова, О. О. Логопсихология / О. О. Косякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 254 с.
  8. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова; под науч. ред. И. Ю. Левченко. – М. : Национальный книжный центр, 2014. – 96 с.

Запись опубликована в рубрике Аспекты коррекционно-развивающей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.