Романовская А.И. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

УДК 008:37.013

ГУО «Средняя школа №7 г. Гродно»

Успех формирования экологической культуры личности во многом зависит от того, насколько учитываются педагогом психолого — возрастные и индивидуальные особенности школьников, специфика их реальных отношений с окружающей средой. Психологи отмечают, что в подростковом возрасте личность выходит на качественно новую социальную ситуацию развития, связанную с формированием самосознания и самооценки, проявлением интереса к себе как к личности. Именно личность является активным компонентом во взаимодействии природы и общества.

Одним из путей решения задач экологического воспитания является комплексная экологизация всех видов деятельности учителя и учащихся, ориентация на осознание необходимости личной причастности к возникновению и решению экологических проблем.

В процессе преподавания иностранных языков в школе можно успешно формировать не только отношения к природе, но и реализовать социальные аспекты экологической культуры. Прежде всего это относится к организации общения на уроке (учитель –ученик, ученик – ученик). Практически все тематические ситуации, предлагаемые для рассмотрения в курсе иностранного языка для средней школы, являются социально направленными и могут, быть использованы при формировании отношения к себе и другим людям.

 Примером может служить включение аспектов экологического воспитания в курс иностранного языка.

Во-первых, в процессе обучения на уроках важно помочь ребятам осознать себя личностью, способной разобраться в себе, в своих поступках. Важно, чтобы все уроки проходили в атмосфере доверия и сотрудничества, диалогичности, стимуляции активности, самостоятельности и эмоциональности учащихся, что является необходимыми условиями формирования экологической культуры личности.

Активность и самостоятельность учащихся является показателями уровня экологической культуры, так как относятся к системным критериям готовности к экологической деятельности. Суждения и оценки должны исходить по возможности не от педагога, а от самих учащихся. На уроках иностранного языка одним из способов стимуляции активности школьников выступает метод «смешанного» общения – как на иностранном, так и на родном языках. Такой подход позволяет участвовать в работе и сильным и слабым ученикам, независимо от объема иностранной лексики.

Продуктивная воспитательная работа возможна лишь в ситуации диалога. Диалог не только последовательный обмен информацией, суждениями, оценками между людьми, не просто контакт на уровне речевых высказываний —  это форма общения, при которой общающиеся воспринимаются как равные собеседники, с правом на собственную позицию, на свою систему ценностей, на индивидуальный способ восприятия мира. Диалог невозможен без заинтересованного отношения собеседников друг к другу, готовности каждого представить и понять проблемы другого, без взаимного принятия.

Так, при изучении темы «Мои интересы, увлечения, вкусы» учащимся VII класса предлагается следующая ситуация: «Представь, что у тебя ничего и никого нет. Вдруг ты встречаешь волшебника, который может выполнить любую твою просьбу. Что ты попросишь?»

Из содержания экологической культуры известно, что интересы и вкусы человека значимы для формирования у него отношения к себе. В связи с этим, кроме образовательных задач, на уроках решаются задачи формирования экологически оправданных потребностей. Также в ходе урока раскрываются общие понятия «потребностей» и их деление на физические, социальные и интеллектуальные, что позволит школьникам ознакомиться со структурой основных человеческих потребностей. Учащиеся в ходе урока изучают свои потребности, у них формируется понимание зависимости вида потребностей от уровня развития экологической культуры человека, так как высоко развитые интеллектуальные потребности характеризуют личность, которая может соотнести необходимость удовлетворения собственных желаний с возможностями окружающей среды (природы, общества, самого человека).

Как показала практика, в первую очередь школьниками перечисляются продукты питания, одежда, предметы обихода (телевизор, видеоаппаратура, компьютер и т.п.), что свидетельствует об экологической культуре типа оптимизма. На первом этапе урока акцентируется внимание на физических потребностях. Последующий вопрос волшебника о том, какая нагрузка будет возложена на окружающую среду для удовлетворения названной потребности в пересчете на все население планеты, позволит осознать собственную причастность к экологическим проблемам. Соответственно у учащихся формируется потребность в личностном их решении.

Компонентами экологической культуры являются культура отношений с другими людьми и с самим собой. Связь личности и общества опосредована прежде всего первичным коллективом: семейным, учебным, трудовым. Также при общении с другими людьми человек получает возможность развития своего «я», своей личности.

Формирование культуры отношения к другим и к себе происходит в процессе развития его самопознания, самовосприятия и самооценки. При изучении тем «Внешность и характер» ( VII класс),  , «Межличностные отношения» ( IX класс),  проводится серия уроков с заданиями под названием «Право выбора» (Your choice). Умение анализировать свои поступки формируется в результате размышлений о том, связаны ли самостоятельные поступки учащихся с их потребностями, увлечениями, склонностями. Тем самым, школьники начинают осознавать свою индивидуальность. Ведь «особость» человека проявляется тогда, когда он принимает на себя особые обязанности, обязательства, выполняет иные действия, чем другие члены общества. Умение принять решение, выбрать, взять на себя ответственность характеризует личность с высоким уровнем сформированности экологической культуры.

В старшем подростковом возрасте будущее является главным измерением времени в самосознании учащихся. На этом этапе школьники решают для себя задачи профессионального самоопределения. Не все подростки к моменту окончания неполной средней школы  в состоянии выбрать профессию и связанный с ней дальнейший путь обучения. Ряд уроков «Моя будущая профессия и экология» проводятся в рамках  изучения тем «Школа» (VIII класс) и «Выбор профессии» (XI класс). Целью этих уроков является познакомить школьников с основными типами профессий, показать связь этих профессий с экологическими проблемами, определить предпочтительный тип будущей профессии ученика.

Организация экологического воспитания и образования сочетает воздействие как на эмоциональную, так и на рациональную сферы ученика, что позволяет воспринимать информацию как личностно значимую. Чтобы сформировать у школьников чувство гармонии и духовного единства с природой, в IX классе  в рамках темы «Погода и климат» проводится урок-игра «Волшебная Земля». Школьникам предлагается обсудить следующую ситуацию: «Представьте, что перед нами голубой шар  наша Земля. Земля медленно вращается. На ней нет людей и нет тех объектов (домов, городов, заводов), которые построили люди. Есть только природа: леса, поля, горы, моря, реки, животные и растения. Кем бы ты хотел быть на такой Земле? Выбери себе образ. Это может быть любой природный объект как живой, так и неживой природы».

После обдумывания задания, учитель задает вопросы, которые способствуют осознанию состояния природных объектов: Какой образ ты себе выбрал? Расскажи свою историю, как ты возник, как ты существуешь? В чем твоя сила и польза? Что тебе мешает?     Выбери себе пару из других участников игры. Обоснуй свой выбор.          Опиши уклад вашей совместной жизни.

Следующий этап игры служит для развития способности сопереживать природе и окружающим людям. Учащиеся должны описать, как изменится их состояние, как выбранного объекта, после появления на земле человека. Это описание будет ответом на вопрос: Если на Земле появятся люди, построят  города, фабрики, заводы и т.д., что изменится в твоей жизни? Тебе будет лучше или хуже? Что будет способствовать твоему процветанию, а что, наоборот, может привести к твоему исчезновению? И т.п.

Осознанию подростками влияния окружающей среды и привычек на свое здоровье способствует проведение теста, составленного американскими медиками. Тест позволяет приблизительно определить тот возраст, до которого может дожить человек. Отвечая на вопросы теста, школьники видят, что на продолжительность жизни людей влияют разные факторы, в том числе многое зависит и лично от человека и от качества окружающей среды. Например, в тесте не случайно спрашивается, в каком по масштабу населенном пункте живет человек. Данный тест используется в самом начале изучения темы «В городе». В этой теме рассматривается экология городе, влияние промышленных предприятий, транспорта, стрессовых ситуаций, шума городской среды на здоровье человека. Учащимся предлагается обсудить проблему улучшения экологической ситуации своего места жительства.

С целью формирования у подростков активного и ответственного отношения к жизни, окружающей природе и людям школьники заполняют опросник «Что зависит от меня». Текст опросника требует ответов «Согласен» или «Не согласен» и не является слишком сложным для школьников VI-VII классов. После осмысления ответов и заполнения опросника каждый школьник по ключу читает свою характеристику, показывающую уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Обсуждение вопросов о самостоятельности действий, пассивности перед обстоятельствами, препятствиями в достижении цели способствует развитию активного отношения к жизни и к окружающим, умение планировать свои действия, учитывать обстоятельства, считаться с окружающими людьми и природой.

В проектной методике изучения иностранного языка также используется экологическая направленность.

Например, проект “Красная книга” (XI класс) способствует формированию экологической культуры учащихся с использованием краеведческого подхода и развивает личностное отношение к окружающей природе.

На первом этапе школьники знакомятся с деятельностью МСОП  IUCN – International Union of Nature and Nature Resources – Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Далее учащимся предлагаются тексты для ознакомительного чтения, описывающие влияние антропогенных факторов на окружающую среду, о сокращении численности и исчезновении многих видов растений и животных. На дом задается выполнение упражнения с описанием выбранного животного.

Далее школьники работают с текстом “The Hawk” (Ястреб). Содержание текста направлено на формирование эмоционально нравственных отношений к природе, таких качеств личности как любовь, жалость, сопереживание по отношению к живой природе. Для формирования эстетических качеств, развития способности любования природой в тексте используются фрагменты с описанием красоты окружающего мира. Учащимся предлагается выполнить художественный перевод этих отрывков, желающие или слабые учащиеся выполняют дома рисунки.

Следующий урок посвящается диалогической речи учащихся. Для организации дискуссии составляется несколько спорных вопросов касательно охраны животного мира, «вредных» и полезных насекомых и пр. Обсуждаются также животные и растения нашего края. Домашнее задание выполняется школьниками с использованием краеведческого материала. Сильным ученикам предлагается составить рассказ или легенду, подобную прочитанной в классе на прошлом уроке, но на материале своей местной фауны.

На следующем этапе школьникам вводится знакомое им с уроков биологии и географии понятие «Красная книга» (Red Data Book). Они знакомятся с основными причинами ее издания, характеризуют ее содержание, варианты Красной книги разных уровней (международного, национального и локального). Дальнейшая работа проводится в группах по 3 – 4 человека. Школьникам предстоит заполнить так называемый опросный лист, в котором они собирают мнения одноклассников и окружающих  о том, какие растения или животные должны быть занесены в местную Красную книгу и почему. Формированию экологической культуры способствуют также составление проектов «Зоопарк», «Я строю экологический дом», «Океан».

Анализ программ средней общеобразовательной школы показал, что в них содержание экологического образование широко представлено с точки зрения природного компонента [4,5]. Его общественный компонент зависит в основном от работы и методических приемов учителя, который тем самым, осуществляет воспитательный потенциал  образовательного процесса.

Список использованных источников

  1. Гершунский, Б.Г. Философия образования для XXI века. – М.: Совершенство, 1998 – 605 с.
  2. Дорошко, О.М. Современные подходы к определению понятия “экогическая культура” [Электронный ресурс] Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – №9 (17) — 2012 — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-ekologicheskaya-kultura
  3. Наумчик, В.Н. Воспитание творческой личности. учебно – методич. пособие. – Мн.: Унiверситэцкае, 1998. – 189 с.
  4. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский). X-XI клаcсы (базовый и повышенный уровни)/ Министерство образования Республики Беларусь. – Мн.: «Аверсэв», 2017. – 48с.
  5. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) для VII класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания // Сборник учебных программ для VII класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск: Национальный институт образования, 2017
  6. Хусаинов, З.А. Основы формирования экологической культуры учащихся / З.А. Хусаинов // Инновации в образовании. — 2005. — №2. — С. 66-72.
  7. Ясвин, В.А. Психологическое моделирование образовательных сред / В.А. Ясвин // Психологический журнал. — 2000. – Т. 21. — № 4. — С. 79-88.
Запись опубликована в рубрике Воспитательный потенциал образовательного процесса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.