Свешникова А.А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 373.3.016:51

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – С. В. Гадзаова, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы

Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, совершенствование их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования и самореализации личности.

Изучение геометрического материала на I ступени общего среднего образования позволяет лучше освоить арифметический материал, способствует формированию у детей умения решать задачи, развивает пространственное и логическое мышление учащихся.

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его не представляется возможным. Умственное развитие ребёнка состоит не столько в развитии отдельных процессов, сколько в развитии взаимосвязей между ними.

Все исследователи младшего школьного возраста сходятся на том, что основная особенность ребёнка этой ступени обучения заключается не в том, что он в состоянии выполнять и достичь сегодня, а в потенциальных возможностях, которыми располагают дети этого возраста, в возможностях, которые лежат в зоне ближайшего развития младшего школьника [1, с. 103].

Педагогика должна опираться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. В своей педагогической работе учитель должен учитывать и слабость в развитии логической памяти младшего школьника и трудности, которые дети этого возраста испытывают в усвоении отвлечённого материала. Строить свою работу он должен с ориентацией не на эти слабые стороны психики ребёнка, а на то, что младший школьник обладает гораздо большими интеллектуальными возможностями, чем те, которые он обычно обнаруживает.

За четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, до понятийного уровня развития и бедного логического размышления на уровне конкретных понятий.

Начало этого возраста связано с доминированием операционного мышления, а конец – с преобладанием операционного мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одарённости.

При этом необходимо учитывать, что большинство научных понятий, которые осваивают младшие школьники, формируются не через восприятие предметов, а через общие представления о них. При освоении детьми понятий большую роль играет наглядность.

Используя наглядность, учитель обучает умению подчинять мыслительную деятельность решению поставленной задачи, переключать течение мысли ребёнка, когда это нужно, с одной задачи на другую, с одного способа действия на другой. Это формирует гибкость, подвижность мышления школьников.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие психологических процессов: восприятия, памяти, узнавания, воображения, мышления. Геометрический материал в гораздо более высокой степени, чем арифметический, и алгебраический, соответствует ведущему в младшем школьном возрасте виду мышления – образному [2, с. 50].

Учебные занятия по математике на I ступени общего среднего образования играют существенную роль в процессе развития индивидуальных интересов обучающихся. Алгебраические аспекты этого предмета формируют в основном аналитико-синтетическое мышление, а геометрические способствуют развитию такого важного мышления, как пространственное. Основной единицей пространственного мышления является образ, в котором представлены пространственные характеристики объекта: форма, величина, взаиморасположение составляющих его элементов.

Формирование пространственных представлений не является прерогативой исключительно курса математики, поскольку образы, в которых фиксируется форма, величина, пространственное соотношение фигур в целом или их частей, выстраиваются в сознании ребёнка уже с самого раннего детства. Однако задачу формирования этого вида мышления традиционно относят к математическому образованию [3, с. 38].

Столь же традиционно она связывается с геометрическим материалом, как в начальной, так и в средней школах. Формирование пространственного мышления ребёнка является важнейшей частью его интеллектуального развития в целом. Хорошее пространственное воображение необходимо представителям разных профессий.

Задача формирования определённого уровня пространственного мышления ребёнка до начала изучения систематического курса математики решается плохо. В дальнейшем невысокий уровень пространственного мышления и пространственного воображения обучающегося является для него практически непреодолимым препятствием для постижения курса стереометрии.

Нельзя рассчитывать на то, что можно будет сформировать пространственное мышление у 15-летнего школьника, да ещё сделать это быстро. В то же время и жизненный опыт, и исследования психологов показывают, что эффективно формировать элементы пространственного мышления можно уже у младших школьников.

А возраст младшего школьника является наиболее благоприятным для развития пространственного мышления, поскольку наглядно-образный стиль мыслительной деятельности является в этот период ведущим, а, следовательно, этот возраст наиболее благоприятен для формирования как базовой, так и операционной стороны пространственного мышления.

Для исследования влияния практической работы на формирование геометрических понятий у младших школьников нами было проведено исследование, в котором участвовали две группы учащихся – экспериментальная и контрольная. Исследование проводилось на базе УО «Средняя школа № 39 г. Гродно». В исследовании приняло участие 25 учеников 3 «А» класса и 25 учеников 3 «Б» класса.

В экспериментальной группе (3 «А» класс) вводится экспериментальный фактор, а в контрольной – нет. Такой эксперимент проводился для сравнения эффективности нашей методики обучения по сравнению с традиционной. Эксперимент состоял из трёх этапов. Основная задача первого (констатирующего) этапа эксперимента – определение уровня владения геометрическим материалом у учащихся. Для этого мы составили и провели проверочную работу, которая содержала следующие геометрические упражнения:

Упражнение № 1. Сколько треугольников изображено на рисунке?

Упражнение № 2. Какие геометрические фигуры изображены на картинке? На какие группы можно разделить эти фигуры?

Упражнение № 3. Измерь длины отрезков AB и CD. На сколько сантиметров отрезок AB  длиннее отрезка CD?

Упражнение № 4. Назови геометрические фигуры, изображенные на рисунке. Площадь какой фигуры больше?

Упражнение № 5. Одна сторона прямоугольника равна 10 см, а другая 17 см. Чему равен периметр этого прямоугольника?

После проведения проверочной работы в двух классах нами были получены следующие результаты: 9 баллов – 2 ученика (4%), 8 баллов – 8 учеников (16%), 7 баллов – 5 учеников (10%), 6 баллов – 7 учеников (14%), 5 баллов – 19 учеников (38%), 4 балла – 9 учеников (18%).

Полученные данные свидетельствуют о низком результате геометрических представлений у большинства испытуемых. Это подтвердило необходимость проведения формирующего этапа исследования.

На формирующем этапе исследования нами были проведены уроки математики по изучению геометрического материала с использованием практических работ в рамках школьной программы.

1 урок был посвящен теме «Виды треугольника». Цель урока была познакомить с видами треугольников (прямоугольным, остроугольным, тупоугольным); закреплять умение обозначать геометрические фигуры с помощью букв латинского алфавита; совершенствовать навыки вычислений, умение решать задачи изученных видов. Особое внимание уделялось практическому сравнению углов и моделированию треугольников с заданными свойствами.

2 урок был посвящен теме «Построение прямоугольника». Цель урока – научить строить прямоугольник с помощью чертежных инструментов на бумаге в клетку и без клеток (на линованной и нелинованной бумаге); закреплять умение составлять уравнения по словесному описанию и решать их; совершенствовать вычислительные умения и навыки; закреплять умение решать текстовые задачи изученных видов. Работе на построение прямоугольника с помощью инструментов предшествовало практическое конструирование прямоугольника путём перегибания из листа бумаги, что способствовало представлению о том, что не существует четырёхугольника с 3 прямыми углами (все 4 угла – прямые).

3 урок был посвящен теме «Площадь. Сравнение площадей на основе чувственного восприятия и с помощью условной мерки». Цель урока – познакомить с понятием «площадь»; уточнить знание способа сравнения площадей фигур на основе чувственного восприятия и с помощью условной мерки; закреплять умение решать задачи и уравнения. Практическая работа на сравнение площадей фигур с помощью условной мерки была организована так, чтобы уточнить представления о необходимости выбора единой мерки, выявить фигуры, которые можно использовать в роли мерок, а также смоделировать способ пересчёта мерок, отвечающий способу вычисления площади.

В ходе проведения формирующего этапа дети проявляли интерес к изучаемым темам. Испытуемые с удовольствием выполняли предложенные упражнения, внимательно слушали объяснение нового материала. После проведения уроков, направленных на совершенствование геометрических представлений младших школьников с помощью практической работы, нами был проведен контрольный этап исследования, состоящий из повторной диагностики уровня владения геометрическими представлениями у учащихся 3-го класса.

После проведенных уроков, мы снова провели аналогичную проверочную работу в экспериментальном и контрольном классах. Содержание проверочной работы оставалось прежней. Благодаря формирующему этапу в экспериментальном классе нами были получены следующие результаты: 9 баллов – 8 учеников (32 %), 8 баллов – 10 учеников (40 %), 7 баллов – 5 учеников (20 %), 6 баллов – 2 ученика (8 %)

В контрольном классе мы не проводили формирующий этап и поэтому при проведении повторной проверочной работы результаты практически не изменились.

После проведения формирующего этапа исследования мы выявили положительную динамику изменения уровня сформированности геометрических понятий у учащихся экспериментального класса. Это подтвердило эффективность проведения формирующего этапа исследования.

Мы пришли к выводу, что практическая работа служит эффективным средством в обучении детей младшего школьного возраста геометрии и использование ее на уроках будет способствовать формированию геометрических понятий у младших школьников.

Список использованных источников

  1. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций / А.В. Белошистая. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 455 с.
  2. Киргуева, Ф. Х. Работа над математическими понятиями в начальной школе / Ф. Х. Киргуева // Начальная школа. – 2001. – № 6. – С.50–51.
  3. Шадрина, И.В. Принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии / И.В. Шадрина // Начальная школа. – 2001. – № 10. – С. 37–47.
Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания естественнонаучных дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.