Талай Ю.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В РАБОТЕ НАД ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ

УДК 373.5.016:51

УО «Средняя школа №196», г. Минск
Научный руководитель – М.А. Урбан, преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин факультета начального образования БГПУ им. Максима Танка, кандидат педагогических наук, доцент

В начальном обучении математике особая роль отводится текстовым задачам, так как работа в рамках данной содержательной линии является важнейшим средством умственного развития учащихся и формирования у них системы математических знаний, умений и навыков. Исследователи подчеркивают, что успешное решение текстовых задач во многом зависит от уровня сформированности у учащихся умений анализировать учебное задание, выделяя его условие и требование, использовать, строить и преобразовывать различные модели для поиска решения задачи, выполнять проверку ее решения (М.А. Бантова, Н.Б. Истомина, М.И. Моро, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др).

Особое место в процессе обучения решению текстовых задач в начальной школе отводится формированию умения решать их различными способами. По мнению С.Е. Царевой, обучение решению задач различными способами «направлено на достижение личностных (позитивное отношение к миру, способность к самостоятельному выбору и др.) и метапредметных (формирование общего умения решать задачи) результатов» [1, с. 256]. Согласно исследованиям Н.Б. Истоминой, С.К. Кожухова и др. целесообразность такой работы заключается в приобщении учащихся к поисковой деятельности, в формировании и развитии гибкости мышления, в реализации на практике дидактических принципов сознательности и активности усвоения материала, в формировании математической компетентности учащихся, а также в развитии познавательного интереса младших школьников [2, 3].

По мнению ученых большинство учащихся начальных классов испытывают трудности при поиске новых способов решения текстовой задачи, поэтому педагогам целесообразно использовать в учебном процессе специальные методы и приемы обучения. Одним из эффективных методов обучения учащихся решению текстовых задач различными способами в современных исследованиях признано учебное моделирование (А.В. Белошистая, Е.М. Семенов, Т.Ю. Студенова, Л.М. Фридман и др.). Под методом учебного моделирования исследователи понимают метод обучения, направленный на овладение учащимися учебным материалом на основе систематической работы с учебными моделями изучаемых математических понятий и способов действий [4, с. 31]. Ученые отмечают взаимосвязь между умением учащихся решать задачи различными способами и строить схематические модели к ним (Н.Б. Истомина, Н.А. Муртазина).

Мы полагаем, что методика обучения учащихся поиску нескольких способов решения текстовой задачи должна быть основана на учебных заданиях, где учащимся предлагаются разные варианты моделей задачи, в которых вариативно показываются её существенные данные. По нашему мнению, это разнообразие представления данных задачи может быть эффективно реализовано в тестовой форме. В таком случае использование тестов становится не только средством контроля, но и средством обучения учащихся решению арифметических задач разными способами.

Исходя из того, что в начальном обучении математике выделяют визуальные, вербальные и символические учебные модели [5], нами были разработаны тестовые задания, содержащие перечисленные виды моделей. Главной особенностью данных заданий является наличие нескольких правильных, но различных по форме представления, вариантов моделей задачи.

Приведем пример тестового задания для учащихся 4 класса на выбор визуальных учебных моделей:
Правильные выборы обозначены цифрами 1, 3 и 4. Так как в тексте задачи не указан характер движения поездов, схемы к задаче могут отражать движение в различных направлениях. Данное задание наглядно демонстрирует, как одну и ту же ситуацию можно верно передать с помощью различных схематических чертежей.

Покажем пример тестового задания для четвероклассников на выбор вербальных учебных моделей:

Правильные выборы обозначены цифрами 1 и 2. Выполняя задания такого вида, учащиеся видят, что к одному и тому же схематическому чертежу можно подобрать различные текстовые задачи (то есть к схематической модели можно составить разные вербальные модели).

Приведем пример тестового задания для учащихся 4 класса на выбор символических учебных моделей:

Правильные выборы обозначены цифрами 2 и 4. Данное тестовое задание позволяет обратить внимание учащихся на то, что решение задачи можно представить в виде нескольких символических моделей, которые часто являются различными способами решения текстовой задачи.

По нашему мнению, выполнение тестовых заданий, предполагающих несколько правильных вариантов выбора, позволяет увидеть разнообразные варианты модели, а не только одну «правильную» модель, что помогает учащимся в поиске различных способов решения задачи.

Список использованных источников

  1. Царева, С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе: учеб. / С. Е. Царева. – М.: Академия, 2014. – 495 с.
  2. Истомина, Н.Б. Формирование умения решать задачи различными способами / Н.Б. Истомина, Р.Н. Шикова // Начальная школа. – 1985. –№9. – С. 50–54.
  3. Кожухов, С.К. О методической целесообразности решения задач разными способами / С.К. Кожухов, С.А. Кожухова // Математика в школе. –2010.– №3. – С. 42–44.
  4. Урбан, М.А. Методические формы совместной деятельности учителя и учащихся при использовании метода учебного моделирования на уроках математики на I ступени общего среднего образования / М.А. Урбан// Весцi БДПУ. Серыя 3.­ – 2015. – №4 – С.31-40.
  5. Урбан, М. А. Задания с учебными моделями в системе работы над простой арифметической задачей / М. А. Урбан // Пачатковая школа. – 2011. – № 7. – С. 6-11.
  6. Муравьева, Г.Л. Математика: учеб. пособие для 4-го кл. учреждений общ.сред. образования с рус. яз. обучения: в 2 ч./ Г.Л. Муравьева, М.А. Урбан. – Минск: Нац. ин-т образования, 2014. – Ч. 1. – 128 с.

Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания естественнонаучных дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.