УДК 373:811.111
ГУО «Средняя школа №7 г. Гродно»
Сегодня невозможно представить современную жизнь без компьютера, телефона и интернета. Эти средства коммуникации занимают важное место в жизни каждого человека. Информатизация образовательного процесса подразумевает внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс образования. Во многих учреждениях образования есть возможность использовать не только компьютер и проектор на уроках, но и работать в интернете. Задача учителей – не потеряться в мировой сети, отобрать те приложения, которые наилучшим образом будут способствовать достижению поставленных образовательных целей.
Сервисы Web 2.0 – разновидность сайтов, на которых онлайн контент (внутреннее наполнение сайта), созданный самими пользователями, объединен и разделен между участниками и контролируется самими членами сообщества [1]. Создание данного контента и продвижение всех ресурсов Web 2.0 происходит с помощью некоторых интерактивных инструментов силами самих пользователей сети интернет.
Использование тематических сервисов Web 2.0 позволяет: более явно организовывать деятельность школьников по самостоятельному обучению, изучению материала без чьей-либо помощи, особая актуальность этого выявляется тогда, когда по какой-нибудь причине ученики пропустили занятия; использовать диагностику знаний, умений и навыков учащихся, уровень знаний в целом, а также их уровень подготовленности к определенной теме и занятию; применять интерактивный диалог с учителем или сверстником [2].
Перед тем как использовать технологии Web 2.0 в классе, необходимо оценить потенциал технологии для изучения предмета, выяснить, подходит ли она учащимся, их уровню, возрасту, оценить, сможете ли вы использовать то или иное средство в классе (позволяют ли технические возможности, наличие интернета, экрана, мобильных телефонов с доступом к интернету).
Остановимся на использовании программ для создания викторин, опросов.
Poll Everywhere. В Poll Everywhere можно создавать следующие виды заданий:
- множественный выбор (Multiple Choice),
- вопрос и ответ (Question and Answer (Q&A)) – можно отвечать целыми предложениями, больше подходит в качестве домашнего задания,
- проранжировать (Rank Order) — расположить ответы в определённом порядке,
- Clickable Image (при работе с географическими картами),
- исследование (Survey) — здесь можно использовать задания разного типа,
- Open-ended (принимаются краткие ответы, которые можно расположить на экране определённом образом) [3].
Рисунок 1 – Open-ended
Poll Everywhere можно использовать:
- в начале урока на этапе введения в тему урока (warming up) (мозговой штурм для визуализации предложенных идей (open-ended), например, как можно использовать мобильные телефоны на уроках; голосование (rank order), например, проранжируйте от наиболее популярного до наименее популярного и др.),
- на этапе проверки домашнего задания (краткие ответы на вопросы, множественный выбор),
- на предтекстовом, послетекстовом этапе,
- на этапе рефлексии (Q&A — закончите предложение “Сегодня на уроке я научился..”).
Я считаю, что на любом этапе урока можно применить данное средство.
Преимущества данной программы в том, что она может быть использована для
- работы с большими классами, группами людей, так как позволяет вовлечь большое количество участников,
- создания благоприятной среды для застенчивых учеников, которые стесняются или боятся задать вопрос, не уверены в себе при ответе,
- в качестве домашнего задания. Можно оставить Poll активным на определённое время после урока, чтобы учащиеся могли отправить ответы позже.
- проведения опроса с последующей дискуссией.
Kahoot! – это программа, с помощью которой можно создавать викторины (quiz). Преимущества при использовании Kahoot!:
- возможность вовлечь большое количество участников;
- быстро выявить, где у учащихся возникли трудности;
- момент развлечения – все учащиеся любят играть, можно играть и учиться одновременно.
По сути Kahoot! — это забавная учебная игра, создание которой занимает несколько минут. Игра состоит из серии вопросов и вариантов ответов. Важно отвечать не только правильно, но и быстро. Можно использовать картинки и видео, чтобы сделать процесс еще более увлекательным и захватывающим. После каждого вопроса можно увидеть, кто дал самый правильный ответ, что добавляет эффект соревнования. Игроки отвечают на вопросы на своих устройствах (это могут быть телефоны, планшеты, компьютеры), но изображены вопросы и результаты на большом экране, что объединяет игроков, заставляет их праздновать победу и соревноваться. Помимо того, что мы можем создавать свои собственные игры, можно найти готовые kahoots среди миллионов уже существующих. А также есть возможность скопировать готовую игру и редактировать её, чтобы адаптировать для нужд определенного класса [4].
Рисунок 2 – Кahoot
После игры участники могут оценить её (от 1 до 5 звёзд) и отрефлексировать, была ли игра познавательной и интересной. Чтобы закрепить полученные знания, можно сыграть повторно, но уже в режиме призрака (ghost mode), это значит, что игроки будут пытаться побить свои собственные рекорды.
Рисунок 3 – Оценка игры
Данную программу можно использовать
- чтобы повторить и закрепить изученную лексику (в вопросе дается определение, к которому надо подобрать правильное слово; к картинке подобрать слово),
- для обобщения знаний на последнем уроке изучения темы (викторина по теме “Великобритания”),
- при изучении грамматической темы (выбрать из предложенных вариантов форму/слово, чтобы дополнить предложение),
- при введении нового материала. В этом случае задаются опережающие вопросы, учащиеся пытаются угадать правильный ответ, затем учитель дает пояснения. Позже целесообразно сыграть в Ghost mode, чтобы закрепить материал.
- в качестве домашнего задания. Для этого учащиеся устанавливают бесплатное приложение Kahoot! на мобильные телефоны. У учителя в программе есть опция Challenge, с помощью которой генерируется ссылка на определённый kahoot. Учитель отправляет ссылку учащимся (через электронный дневник, например), и они играя, выполняют домашнее задание.
Google Формы — очень популярный на данный момент сервис для создания различных анкет, опросов. Он очень прост в использовании и бесплатен, поэтому, по моему мнению, можно использовать его и в учебном процессе.
Мы можем создавать вопросы-ответы разного типа:
- множественный выбор (один вариант правильный),
- множественный выбор (несколько правильных вариантов),
- краткий ответ,
- длинный ответ (абзац),
- вопросы в табличной форме с множеством вариантов ответов,
- проранжировать от 1 до 10,
- указать дату,
- указать время.
Рисунок 4 – Создание вопросов-ответов
При создании викторины можно добавлять видео, картинки, документы. Статистику ответов можно увидеть в виде диаграммы или таблицы. Ещё одним преимуществом использования форм является возможность работать над созданием вопросов совместно (с коллегой, с учеником) [5].
Считаю, что Google Forms идеально подходит для использования в качестве домашнего задания в упражнениях на понимание прочитанного (ответить на вопросы по тексту; правда или неправда; что обозначает данное слово в данном контексте и др.), на понимание просмотренного видео, выразите своё мнение по поводу данной ситуации, что бы вы сделали на месте… ;на закрепление грамматического материала или итогового тестирования (summative assessment).
В отличие от Kahoot! и Poll Everywhere, формы не так интересны в плане визуализации вопросов-ответов, здесь нет соревновательного момента, это больше тестирование, а не игра.
Таким образом, существуют различные сервисы, которые можно использовать в образовательном процессе. Еще раз подчеркну, что у каждого из описанных средств есть свои преимущества, поэтому задача учителя — оценить ситуацию и выбрать подходящее средство. Но не стоит забывать, что основная цель учителя иностранного языка — научить межкультурной коммуникации, поэтому интернет-сервисы следует использовать ограниченно, по мере необходимости, не слишком ими увлекаясь.
Список использованных источников
- Сычев, А. Введение в сервисы Web 2.0 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/606/462/lecture/10399. — Дата обращения: 07.04.2018.
- Брезгин, А.Л. Использование технологий WEB 2.0 в образовании [Электронный ресурс] // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» /Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/1765/21645. – Дата обращения: 07.04.2018.
- Live interactive audience participation [Электронный ресурс] / – Режим доступа: polleverywhere.com. – Дата доступа: 11.04.2018.
- Make learning awesome! [Электронный ресурс] / – Режим доступа: kahoot.com. – Дата доступа: 11.04.2018.
- Опросы и не только. [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://www.google.com/intl/ru/forms/about/. – Дата доступа: 11.04.2018.