УДК 371.48
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, г. Орск, Россия
Научный руководитель – И.В. Чикова, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, г. Орск, Россия
Существенное значение для развития и социализации человека имеет воспитание. В отечественной и зарубежной педагогической науке проблема воспитания рассмотрена достаточно глубоко и разносторонне [1; 7].
В разные периоды тему воспитания исследовали Л.С. Выготский, И.П. Иванов, В.А. Караковский, Х.Й. Лийметс, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, С.Л. Рубинштейн, Н.Л. Селиванова, В.А. Сухомлинский и многие другие.
Воспитание – это навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. В буквальном смысле «воспитание» – вскармливание ребенка, духовное питание.
Воспитание принято рассматривать как ведущую силу мотивационно-ценностного развития человека, целенаправленное формирование личности на основе складывания определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира, на основе ее мировоззрения, поведения [4; 8].
Для воспитания патриотических чувств у современных подростков нужно знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как чувства патриотизма.
Такими компонентами являются:
- потребностно-мотивационный;
- когнитивно-интеллектуальный;
- эмоционально-чувственный;
- поведенческий;
- волевой [2; 5].
Формирование потребностно-мотивационного компонента патриотических чувств осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью сыновей-патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации [9].
Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.
Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма и культуры межнациональных отношений [3]. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности указанных нравственных качеств и способов их проявления в различных видах деятельности и поведения личности. В этом плане опять-таки широко используются большие возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, языкам и т.д. Разве, например, не вызывают у учащихся восхищения открытия Н.И. Лобачевского в математике, Д.И. Менделеева в химии, А.С. Попова в радиотехнике, С.П. Королева в космической технике, которые укрепляли приоритет отечественной науки в мире.
Устойчивость и зрелость морального сознания патриотических чувств достигается только при условии, если знания подростков по этим вопросам приобретают характер личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.
Для воспитания патриотических чувств существенно важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств не просто были усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через их эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими и захватывающими примерами патриотического героизма и доблести.
Для воспитания патриотических чувств весьма большое значение имеет создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться собственная точка зрения, упрочивается своя внутренняя позиция. В этой связи нельзя забывать о том, что для зарождения и упрочения взглядов и убеждений личности весьма важно, чтобы она оказалась в таком эмоционально-интеллектуальном напряжении, которое оставило бы глубокий след в ее потребностно-мотивационной сфере, определило бы направленность сознания и стало неодолимой внутренней силой ее жизненных устремлений и идеалов.
Основным средством для воспитания патриотических чувств является умелое включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения и укрепления культуры межнациональных отношений [6; 9]. Сюда входят различные виды трудовой и общественно полезной деятельности, поддержание в исправности учебного оборудования, уход за памятниками воинам, погибшим в боях за родину, природоохранительная деятельность, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, встречи учащихся с представителями различных наций и национальных образований, связи с воинскими частями и т.д.
Если эта деятельность носит содержательный и регулярный характер и сочетается с развитием у учащихся потребностно-мотивационной сферы, интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений, она, несомненно, способствует упрочению взглядов и убеждений, а также выработке многостороннего опыта поведения, связанного с проявлением и совершенствованием этих важнейших нравственных качеств.
Важную роль в процессе воспитания патриотических чувств играет формирование и развитие у подростков потребностей и положительных мотивов, связанных с этими чувствами. Потребности в самосовершенствовании, как известно, возникают у человека тогда, когда он под влиянием внешних воздействий или внутренних побуждений переживает противоречия между тем, какой он есть и каким ему надлежит быть, между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.
Таким образом, когда речь идет о формировании патриотических чувств, суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию патриотических чувств.
В системе учебных занятий подростки знакомятся с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении родине, своему народу. Реально переживают чувства привязанности к своей земле, к Родине, когда они занимаются краеведческой работой, совершают походы по родному краю.
Интеллектуально-эмоциональный компонент патриотических чувств включает в себя обогащение подростков знаниями, развитие их мышления, а также чувств, связанных с любовью и преданностью Родине и культурой межнациональных отношений [1; 6]. Основными средствами в решении этих задач являются обучение и различные формы внеклассной воспитательной работы. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь определенную внутреннюю логику.
Прежде всего, нужно формировать знания о родном крае и чувства привязанности к тем местам, где ребята родились и выросли и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания. Эти представления и чувства привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости. Каждый из учебных предметов в той или иной мере обладает в этом отношении определенными средствами и возможностями. Изучение родного края должно занимать важное место в системе внеклассной воспитательной работы.
Существенной стороной обогащения подростков патриотическими чувствами является усвоение ими исторического материала о героическом прошлом нашего народа, его стремлении к укреплению могущества родной страны, о его мужестве в борьбе с иноземными захватчиками.
Процесс выработки патриотических чувств требует умелого учета возрастных особенностей учащихся. У подростков формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и живут. Их представления становятся гораздо шире и глубже и по многим вопросам находятся на уровне моральных понятий. Вполне естественно, что чем богаче и ярче эти представления и понятия, тем успешнее вырабатываются у подростков оценочные мнения и суждения и развивается их патриотическое сознание.
Но устойчивость и степень зрелости морального сознания достигается только тогда, когда знания подростков по вопросам патриотизма приобретают форму личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.
Как известно, усваиваемые человеком знания по указанным вопросам не всегда определяют соответствующие этим качествам умонастроение и поведение. Здесь многое зависит от того, в какой мере эти знания приобретают для него личностный смысл, прошли через его эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы (мотивы) его действий и поступков. В личностном плане эти принципы, или мотивы, деятельности и поведения приобретают форму взглядов и убеждений, формирование которых и составляет важнейшую задачу воспитания у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Эффективным методическим приемом формирования патриотических чувств у подростков является использование положительных примеров патриотизма известных исторических деятелей, писателей, героев. Не случайно известный французский просветитель Шарль Монтескье подчеркивал, что «лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Чтобы понять истоки патриотических чувств и нравственной красоты, подросткам необходимо глубоко осмыслить, как формировалось мировоззрение, творческую индивидуальность, гражданскую позицию.
Таким образом, можно сделать вывод, что устойчивость и прочность патриотических чувств достигается только тогда, когда обеспечивается единство интеллектуально-эмоциональных переживаний и поведения в образовательном процессе. Только те убеждения действенно определяют моральную направленность личности, которые воплощаются в соответствующих общественно значимых делах и поступках.
Список использованных источников
- Белюков, Д. А. «Воспитать в молодежи чувство товарищества, сознание долга и нравственной ответственности…» / Д. А. Белюков // Военно-исторический журнал. – 2010. – № 8. – С. 73–75.
- Гурьева, Г. Куда подевался романтический образ защитника Отечества? / Г. Гурьева // Библиотека. – 2010. – № 7. – С. 21–24.
- Калмыкова, М. Коррекция и реабилитация детей и подростков через духовно-нравственную культуру русского народа / М. Калмыкова // Беспризорник. – 2010. – № 1. – С. 11–20.
- Кожевников, Е.М. Свет немеркнущей звезды : (практические заметки о патриотическом воспитании) / Е.М. Кожевников // Воспитание школьников. – 2012. – № 6. – С. 69–74.
- Мазыкина, Н. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков / Мазыкина Н. // Воспитание школьников. – 2003. – № 6. – С.13–16.
- Сафронова, Е. М. Способы оценки качества патриотического воспитания подростков / Е. М. Сафронова, Е. Н. Попова // Воспитание школьников. – 2011. – № 3. – С. 30–34.
- Суслова, Э. Растим гражданина : Воспитание у детей патриотических национальных чувств, правовой культуры / Э. Суслова // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 1. – С.82–95.
- Фаустова, Э. О патриотических чувствах молодежи / Э. Фаустова // Высшее образование в России. – 1997. – № 4. – С.71.
- Щербакова, А. А. Растить патриотов / А. А. Щербакова // Воспитание школьников. – 2011. – № 7. – С. 47–49.