Дударь Н.С., ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

УДК 171.2

Дударь Наталья Сергеевна,

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – М. В. Салтыкова-Волкович, кандидат наук, доцент кафедры дошкольного образования ГрГУ им. Янки Купалы


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

В статье обосновывается актуальность эффективного взаимодействия педагогов и родителей воспитанников дошкольного учреждения с применением средств информационно-коммуникационных технологий и их влияние на готовность к школе.

 

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является необходимым условием всестороннего развития дошкольников и является важным компонентом в помощи к личностной готовности к школе, так как наилучшие результатов можно добиться лишь там, где есть взаимосвязь педагогов и родителей действующих вместе. Работа с родителями в дошкольном учреждении, в настоящее время, ориентирована на взаимодействие с семьёй в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребёнка, организацию помощи в обучении, духовном и физическом развитии воспитанника.

В современном обществе, родители очень информированы и грамотны, но также очень заняты и ограничены во времени для получения нужного объёма информации. В современных реалиях жизни, занятость родителей является главной проблемой взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Поэтому в таких условиях важность приобретают поиски таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют наиболее полно реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования и максимально подготовить детей к обучению в школе. Использование информационно-коммуникационных технологий является одной из таких форм в работе с семьей.

В последние годы наблюдается внедрение информационно-компьютерных технологий везде: как в школе, так и в дошкольном образовании. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен следить за новыми тенденциями, а также использовать новые технологии в образовании и воспитании [1, с. 42].

Одним из затруднений многих современных семей является безучастность от педагогического процесса дошкольного учреждения, причины которой, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в многогранном мире детей.

В педагогической практике для лучшей готовности детей к школе, и для установки эмоционального состояния родителей, мы постоянно используем информационно-коммуникационные технологии. Самым простым направлением использования этих технологий является оформление наглядной информации. С помощью информационно-коммуникационных технологий осуществляется подбор иллюстративного материала для оформления родительского уголка группы, папок-передвижек, фотовыставок, буклетов, информационного материала для оформления стендов, памяток, «шпаргалок», фотогазет, что является очень результативным и удобным. Вторым направлением использования информационно-коммуникационных технологий является создание презентаций, видеофильмов, слайд-шоу. Это является важным элементом для  эффективного взаимодействия детского сада с родителями. Проведение консультаций с использованием различных материалов, тематических родительских собраний, разработанных в программе Power Point, которые повышают интерес родителей к вопросам обучения и воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем. С помощью видеофильмов и слайд-шоу, созданных с помощью различных программ, родителям предоставляется возможность проследить ключевые события в жизни своих детей в группе и в детском саду.

Еще одним направление использования информационно-коммуникационных технологий является организация онлайн взаимодействия. Преимущества использования этого направления заключаются в том, что до сведения родителей можно доносить большой объём информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьёй. В практике с помощью электронных ресурсов, таких как электронная почта и мобильное приложение Viber, идет обмен с родителями информацией о жизни группы, важными объявлениями,  материалами для конкурсов, сценариями к мероприятиям. Так же одним из направлений является для каждого обыденная в современном обществе – мобильная связь. У каждого родителя есть номер мобильного телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей. Родители детей знают, что они могут отправить смс-сообщение, позвонить воспитателю, задав волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. Имеется возможность проинформировать родителей индивидуально об успехах либо трудностях ребёнка, дать короткие рекомендации по развитию дошкольника. Преимуществом в использовании мобильного телефона является осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.

Также ведущее направление использования информационно-коммуникационных технологий является наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет. Это предоставляет родителям возможность своевременно получить официальную информацию о жизни детского сада, познакомиться с нормативно-правовыми документами.

Для эффективного партнёрского взаимодействия родителей между собой и педагогами в неформальной  обстановке создан личный блог воспитателя, который несет в себе информационно-познавательную функцию. Родители сами проявили инициативу по его созданию, блог активно используется  для обмена видеоматериалов и фотоматериалов с утренников и других мероприятий детского сада и группы. В свою очередь, педагог использует блог для групповых консультаций по различным темам. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе образовательной деятельности и садовской жизни.

В результате постоянного использования информационно-коммуникационных технологий, было замечено, что дошкольники намного качественнее подготовлены к школе, а также родители, выходят из сада «одной дружной семьей» и не бояться трудностей, связанных с обучением в школе.

Важно отметить, что использование информационно-коммуникационных технологий в работе с родительским коллективом необходимо  продуктивно сочетать и с традиционными способами взаимодействия.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе является одним из ведущих направлений изменения образования, которое позволяет повысить качество обучения и достигнуть нового уровня взаимоотношений среди участников образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

В последнее время развитие общества диктует новые правила жизни. В этих условиях имеет преимущество тот воспитатель, который делает образовательный процесс занимательным, интересным, наглядным, ярким, запоминающимся, эмоциональным. То есть материал в работе с детьми и родителями должен содержать в себе элементы удивительного, необычайного, неожиданного, вызывающего интерес и способствующего созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс дальнейшего понимания.

 

 

Библиографический список

 

  1. Волокитин К.П. Современные информационные технологии в управлении качеством образования / К.П. Волокитин, В.В. Хабин.: Информатика и образование, 2000. – № 8. – 75 с.
Запись опубликована в рубрике Теория и практика дошкольного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий