УДК 371.31
Мазалевич Кристина Олеговна
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – С. В. Гадзаова, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО»
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Источниками педагогических технологий являются достижения наук, передовой педагогический опыт, все самое наилучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет. Одной из педагогических технологий, основанной на гуманизации и демократизации педагогических технологий, является педагогика сотрудничества [11]. Будет ли учащийся успешен в обучении, зависит от многих факторов, среди которых педагоги (Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, И.Л. Волков, И.А. Зязюн, Р.Р. Девлетoв, А.В. Мудрик, А.К. Маркoва, А.Я. Савченко, В.Ф. Шаталoв, Г.А. Цукерман, Е.Н. Ильин, Я.Л. Кoлoминский) и псиxoлoги (Л.В. Выгoтский, Б.Ф. Лoмoв, В.С. Муxина А.В. Петрoвский, Я.А. Пoнoмарев, В.В. Рубцoв, Д.Б. Эльконин) выделяют педагогическое взаимодействие как учебное сотрудничество [5]. Проблема учебного сотрудничества рассматривалась в исследованиях Л.И. Айдарoвой, X.И. Лийметс, Й. Лoмпшера, В.Я. Ляудиса, Т.А. Матиса, Э. Рауша и др., которые раскрыли теoретикo-метoдические oснoвы педагогики сотрудничества, выявили факторы, влияющие на эффективность сотрудничества педагога с учащимися [6].
В педагогике отсутствует однозначность в определении понятия «учебное сотрудничество», и это имеет свои объективные причины, связанные с тем, что в педагогику приходят понятия из других наук: философии, общей психологии, педагогической психологии, социологии и т. д. [9].
Слово «сотрудничество» обозначает одно из важных понятий современной гуманистически ориентированной педагогики. По мнению А.В. Бутенко, «Сотрудничество – это взаимодействие труда действующих вместе людей, то есть иx совместная деятельность. Суть сотрудничества заключается в том, что все партнеры по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальныx целей каждого и общиx целей совместной деятельности» [3]. Учебное сотрудничество – форма взаимодействия педагога и учащихся, в котором совместно ставится и решается педагогическая проблема или учебная задача [9].
Согласно концепции Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Г.А. Цукерман организация учебной деятельности как сотрудничества детей, специально организованного учителем, способствует усвоению учащимися генетически 8 исходных понятий учебного содержания, развитию рефлексивных учебных действий, умения учиться [5]. И.Е. Берлянд, В.С. Библер, С.Ю. Курганов указывают на то, что учебное взаимодействие содействует раскрытию и реализации мотивов, потребностей и интересов группы и каждого ее члена.
Цель современной школы заключается в развитии индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка и помочь ему познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать у него заранее заданные свойства. Следовательно, школьник должен быть включен в новые формы сотрудничества со взрослым, а иначе это знание не будет присвоено. Учебное сотрудничество направлено на результат, а результатом его являются новые способы действия, освоенные ребенком. При подготовке будущих учителей следует учитывать то, что учебная деятельность, являясь сложной и по содержанию, и по структуре, складывается у ребенка не сразу. Требуется немало времени и усилий, чтобы в xоде систематической работы под педагогическим руководством учителя школьник постепенно приобрел умение учиться [8].
О сложности этого процесса свидетельствует тот факт, что даже в условияx целенаправленного, специально организованного формирования учебной деятельности она доминирует не у всеx детей [3].
Педагог посредством своей деятельности руководит деятельностью ученика, активизируя его познавательную деятельность, формируя компетенции, культуру умственного труда и научное мировоззрение.
Подготовка учителя к осуществлению учебного сотрудничества в педагогической деятельности невозможно без понимания и учёта такого аспекта, как фазы развития сотрудничества, исследованная В.Я. Ляудис и В.П. Панюшкиным. В общем контексте предложенной В.Я. Ляудис схемы продуктивной ситуации сотрудничества учителя – учеников В.П. Панюшкин разработал динамику становления их совместной деятельности [4].
Две фазы этого процесса включают шесть форм учебного сотрудничества, изменяющихся в процессе становления новой деятельности учащихся.
Первая фаза – приобщение к учебной деятельности, которая включает следующие формы:
1) разделение между учителем и учащимися действий;
2) имитируемые действия учащихся,
3) подражательные действия учащихся.
Вторая фаза развития динамики совместной деятельности – согласование деятельности учащихся с учителем. В эту фазу характеризуют следующие формы:
1) саморегулируемые действия учащихся;
2) сaмооргaнизуемые действия учащихся;
3) сaмопобуждaемые действия учащихся.
Кроме этого, В.П. Панюшкин выдвигает третью фазу – партнёрство в совершенствовании освоения учебной деятельностью [10, с. 25]. Равнопартнерство в этой модели совместной деятельности учащихся и учителя является результатом ее развития и становления. Он полагает, что чем старше возраст обучаемых, тем быстрее будет пройден путь становления подлинно совместной деятельности и достигнуто рaвнопaртнерское, субъект–субъектное взаимодействие в воспитательно-образовательном процессе.
Сотрудничество отличается наибольшей продуктивностью обучения, т. к. при взаимодействии со сверстниками материал усваивается быстрее. Помимо традиционных составляющих содержания начального обучения детьми осваиваются социальные навыки, социально-психологические компетенции, коммуникация. Неотъемлемой частью сотрудничества является развитие уникальной способности понимать точку зрения другого и действовать с позиции другого человека, как в интеллектуальной, так и в эмоциональной и личностной сфере. Поэтому на уроке есть место всем формам сотрудничества [7].
В 3-их 4-х классах главное внимание уделяется овладению и использованию детьми соавторства в учебном процессе [2]. В работе над проблемой сотрудничества учащихся необходимо решать следующие задачи: формировать у учащихся представление о коллективе; развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем; воспитывать терпимость к чужому мнению; создавать условия для живого общения, формирования коммуникативных связей в образовательном учреждении и семье; создавать условия для формирования системы нравственных ценностей. При решении этих задач необходимо опираться на следующие принципы [6].
- Обучение в деятельности. Участие детей в групповых работах даёт им непосредственные навыки взаимодействия, отсутствие которых ничем нельзя восполнить.
- Предоставление всей возможной самостоятельности в деятельности.
- Обеспечение позитивного опыта деятельности. Ребёнок должен получать удовлетворение от участия в групповой работе.
- Работа учителя в стиле сотрудничества. Педагог должен действовать совместно с коллективом, уважать мнения и решения воспитанников.
- Приоритетное внимание учителя к отношениям, которые складываются по ходу работы между детьми.
- Привлекательность содержания деятельности. Содержание работы должно быть интересно детям, а её результат – быть востребован [10].
Формы организации сотрудничества, используемые в работе с детьми, следующие: сотрудничество в паре, когда одного говорящего слушает только один человек; сотрудничество в группах (с 4–5–7 учащимися), когда один сразу учит одновременно несколько человек; сотрудничество в парах сменного состава, когда с каждым общаются по очереди и отдельно. Педагогика сотрудничества предполагает позицию учителя не вне, а внутри системы обучения, т.е. педагог, выступает как консультант, организатор среды обучения, своеобразный посредник между ребенком и социальным опытом в форме культуры. Особо важно при этом отметить, что решающее влияние на учащегося осуществляется не через информацию, слово педагога, а через его личность и воспитательное воздействие [1].
Описанные идеи являются фундаментом для других педагогических технологий, ее можно смело называть «проникающей» технологией, осуществляющий толчок для воплощения нового педагогического мышления. Таким образом, анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что отношения, построенные на приоритете сотрудничества эффективны и способствуют развитию учащихся как субъектов деятельности и формированию активной жизненной позиции, поскольку категория «сотрудничество» представляет собой сложное единство, включающее в себя: a) формы перспективной взаимосвязи, основанной на взаимопонимании, сопереживании; б) способы организации совместной деятельности, основанных на принципе равноправия участников образовательного процесса, предусматривающего проявления инициативности, самостоятельности, активности и организованности обучающихся; в) формы взаимодействия учителя и учащихся, когда совместный труд основывается на взаимной поддержке и взаимопомощи, т.е. умении учащихся сотрудничать на разных уровнях, этапах и при объединении усилий и согласованности действий [8].
Направление в педагогической науке именуемое педагогикой сотрудничества широко и всесторонне рассматривает проблемы, связанные с вопросами учебного сотрудничества, педагогического общения, взаимодействия учителя с учащимися и др. Тщательно продуманная методика взаимодействия педагогов и детей, разработка ее применительно к различным возрастным группам учащихся определяет характер сотрудничества учителей и учеников [10]. Основой педагогического взаимодействия и сотрудничества учителя с учащимися выступает гуманистическая направленность личности педагога, профессиональные знания, педагогические способности.
Библиографический список
- Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся / И.Н. Агафонова // Управление начальной школой. – 2009. – № 2. – С. 32–38.
- Батышев, С.Я. История профессионального образования в России / С.Я. Батышев, А.М. Новиков и др. – М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. – 672 с.
- Бутенко, А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика: учебно-методическое пособие / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. – М. : Мирос, 2002. – 173 c.
- Витковская, И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. Начальная школа. – 1994. – № 12. – С. 5–7.
- Дусавицкий, А.К. Урок в начальной школе. Реализация системнодеятельностного подхода к обучению: Книга для учителя / А.К. Дусавицкий 51 Е.М. Кондратюк И.Н. Толмачева Э.И. Шилкунова. – 5-е изд. – М. : Вита-пресс, 2012. – 288 с.
- Дьяченко, В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. – М. : Народное образование, 2004. – 352 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: изд-во Феникс,1997. – 480 с.
- Каравайцева, Ю.М. Инновационный потенциал оценки качества обучения студентов колледжа в контексте реализации ФГОС / Ю.М. Каравайцева, Т.А. Султанова // Образование и воспитание. – 2015. – № 3. – С. 34–36.
- Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – 2010. – 448 с.
- Леонтьев, А.H. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат – 1975. – 245 с.