Радецкий В.М., Климашевич С.В., РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

УДК 378.147

Виталий Михайлович Радецкий

Снежана Владимировна Климашевич

Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В условиях научно-технического прогресса и развития современных информационных технологий каждый студент может в  реальном времени найти всю необходимую информацию. Роль преподавателя в образовательном процессе меняется. Он становится не «источником знаний», а «контролем знаний». Модернизируется процесс обучения и все больше учебных заведений применяют самостоятельную творческую и исследовательскую деятельность обучающихся.

Для преподавателя главной становится задача вызвать интерес учащихся к дисциплине, способствуя при этом эффективному усвоению преподаваемого материала. Чтобы заинтересовать обучающегося и включить его в образовательный процесс, преподавателю необходимо найти к нему индивидуальный подход, а также применять профессиональные, нравственные и личностные качества [1, с.48].

Именно от преподавателя зависит раскрытие потенциала, развитие способностей, а также «отвращение» к учебной деятельности или дисциплине. В настоящее время целью преподавателя является не формирование личности, а организация ее саморазвития.

По мнению Мясниковой О.В. [2, с.2] каждый студент самостоятельно выбирает роль, которая близка ему в настоящий момент времени. В основном роль противопоставляется типу темперамента студента, однако она также может меняться в зависимости от заинтересованности студента в дисциплине, знаний по дисциплине, а также от самочувствия студента. О.В. Мясникова классифицировала роли студентов следующим образом:

  1. зритель – ему нравится наблюдать за процессом, но он не заинтересован в том, чтобы принимать участие;
  2. слушатель – относится к процессу обучения ответственно и внимательно, но не предпочитает воспроизводить усвоенный материал вслух;
  3. наблюдатель – предпочитает находиться в тени и давать советы другим участникам образовательного процесса;
  4. режиссер – предпочитает быть лидером в образовательном процессе;
  5. драматург – подходит к образовательному процессу креативно, в большинстве случаев является главным помощником лидера;
  6. артист – представляет интересы микрогруппы на публике.

Стоит отметить, что данные типы являются очень конкретизированными и в действительности не встречаются по отдельности. Часто студентам также свойственна апробация себя в разных ролях. Однако систематизация студентов по таким признакам позволяет преподавателю подобрать подходящий индивидуальный подход к обучению.

Каждый преподаватель, который производит оценку своей проделанной работы, задается вопросами: «Эффективно ли я преподношу информацию?» «Как в современных условиях студентам легче воспринимать информацию?»

Согласно исследованию ученых 20% запомнившейся информации было воспринято нами на слух, 30% через зрение и 70% на слух и зрение. Кроме того, ученые предложили классифицировать людей по типу восприятия на: визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов [3].

  1. Для визуала характерно зрительное восприятие. Они запоминают информацию через схемы, картинки, презентации. К этому типу можно отнести роли зрителя и наблюдателя.
  2. Аудиал воспринимает мир через звуки. Он обращает внимание на тембр и тон голоса. Запоминает информацию проговаривая вслух или слушая других людей, в том числе через аудионосители. К данному типу необходимо отнести слушателя.
  3. Кинестетик воспринимает мир через ощущения. Он предпочитает следить за движениями, жестами, мимикой, в общении присутствуют театральные действия. Они запоминают информацию через телесные ощущения, например написание от руки.
  4. Дигитал воспринимает информацию через логическую цепочку. Чтобы запомнить новый материал ему необходимо построить взаимосвязь между уже имеющейся информацией и поступившей.

Для построения эффективного образовательного процесса преподавателю необходимо учитывать типы восприятия студентов и использовать соответствующие вспомогательные материалы.

Для достижения максимального взаимодействия и построения эффективной модели обучения нами было проведено анкетирование студентов 1 курса. В анкетах студенты должны были ответить на вопросы, составленные по опросам Айзенка и Шмишека, определяющие темперамент и акцентуации характера, а также Мюнстерберга, определяющий тип восприятия [4].

Анализ результатов анкетирования показал, какие студенты эффективнее запоминают материал в процессе игры и активного обсуждения,  а какие не готовы к подобному взаимодействие и для них эффективнее спокойный образовательный процесс.

Саморазвитие преподавателя и использование новейших технологий в процессе обучение также помогают вызвать интерес студентов к преподаваемому материалу. В образовательном процессе возможно использование специализированных сайтов, примером является Popplet, MindMeister (создание ментальных карт), Timetoast – (создание временных лент), Linoit (создание он-лайн досок), Learningapps (создание интерактивных заданий),  Thinglink (создание интерактивных плакатов) [5].

В настоящее время преподаватель не является единственным источником знаний. Поэтому его главная цель – заинтересовать  студентов и вовлечь их в учебный процесс. Вместе с тем, необходимо находить индивидуальный подход к каждому студенту, например, по средствам опроса. А также с помощью новых информационных технологий обогащать учебный процесс.

 

Библиографический список

  1. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М.: Знание, 1979. —С.93.
  2. Мясникова О.В. «Роль» и «позиция» преподавателя и студента в процессе обучения // Известия алтайского государственного университета. — 2012. — №2-1 (74).
  3. Восприятие информации, или как работать с Визуалами, Аудиалами, Кинестетами // HR Digital School URL: http://hr-digital.ru/2018/12/17/vospriyatie-informatsii-ili-kak-rabotat-s-vizualami-audialami-kinestetami/ (дата обращения: 22.11.2019).
  4. Психологический практикум // Psylist.net URL: https://psylist.net/praktikum (дата обращения: 26.11.2019).

5.      Урутина Т. М. Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 496-499. — URL https://moluch.ru/archive/98/21981/ (дата обращения: 30.11.2019).

Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы педагогики и психологии образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий