УДК 37.068
Тетерук Елизавета Александровна
УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – О. Г. Буденис, старший преподаватель кафедры английской филологии ГрГУ им. Янки Купалы
СТУДЕНЧЕСКАЯ ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ
Поступление в высшее учебное заведение является важным этапом в жизни абсолютно каждого человека. Для большинства ребят это крайне тяжелый в эмоциональном плане период – новое окружение, обстановка, установленные в студенческом обществе нормы, требования преподавателей, неумение пользоваться личной свободой и денежными средствами. Более того, многие иногородние студенты испытывают психологический дискомфорт, тоскуя по родителям и домашней обстановке. Для того чтобы помочь ребятам адаптироваться к новым жизненным условиям и социализироваться в коллективе, их необходимо привлекать к внеучебной деятельности, например, волонтерству, которое активно развивается в нашей стране.
На сегодняшний день в стенах Гродненского государственного университета имени Янки Купалы функционируют 24 волонтерских отряда, каждый из которых специализируется на одном направлении работы – помощь пожилым людям, забота о ветеранах, инвалидах, онкобольных, сиротах, детях с особенностями развития. Популярным направлением работы становится экологическое волонтерство, под которым понимают мероприятия, нацеленные на сохранение нашей планеты, её флоры и фауны, редких видов животных и растений, сбор мусора.
Волонтерская деятельность не только помогает первокурсникам завести новых друзей, но и выступает одним из факторов личностно-профессионального формирования ребят, проявления их социальной активности.
Более того, волонтерская работа выполняет воспитательную функцию, отвлекает от вредных привычек, воспитывает моральные качества. Волонтерское движение формирует у студентов не только определенные умения и навыки, но и создает нравственные позиции по отношению к себе и к окружающим людям [2, c. 41].
Существенным вкладом волонтерской деятельности в становление личности является социальное развитие, которое помогает студентам эффективно работать вместе, развивая навыки межличностного общения, необходимые для позитивного общения со сверстниками и людьми всех возрастов. Студенты-первокурсники учатся понимать, как продуктивно взаимодействовать в разнообразном и многообразном обществе и эффективно взаимодействовать общественными институтами.
Плюсом волонтерской деятельности является культивирование у студентов такого важного качества как толерантность, которая является ценностью и социальной нормой гражданского общества, так как направлена на обеспечение баланса между различными группами (этническими, политическими, религиозными и т. д.), развитие уважения и готовности к пониманию представителей различных культур [2, с. 42]. Это качество важно для студентов университетов, так как с каждым годом студенческая среда становится все более мультинациональной.
В процессе волонтерской деятельности у молодежи формируется социальная зрелость, определяющая их жизненные ценности и цели, смысл бытия, отношение к развитию общества и цивилизации. Это качество личности проявляется в активности человека, его стремлении планировать свою жизнь и осуществлять ответственный выбор, стремлении к гуманному отношению к себе самому, другим людям, обществу и миру в целом. Социальная зрелость также способствует развитию силы духа, ответственности и высокой морали человека [1, с. 285].
Участие в различных социальных проектах, общение с опытными в этой сфере людьми формируют черты, необходимые для успешности в учебе и будущей профессии. В первую очередь, это осознанность. Студент-волонтер понимает свои мотивы и причины, побудившие его начать эту деятельность. Ребята также воспитывают в себе инициативность и ответственность за свои поступки.
Участие в волонтерском движении развивает ценностные ориентации ребят, позволяет решить актуальную проблему организации досуга, учит грамотно распределять свое свободное время, снижает недоброжелательность, нетерпимость и агрессивность. Это отличный способ раскрыть и продемонстрировать новому окружению свои таланты.
Немаловажным моментом для первокурсников является тот факт, что ребята имею замечательную возможность на раннем этапе получения образования убедиться в правильности выбора своей профессии.
Принимая во внимание выше сказанное, можно смело заявить, что волонтерская деятельность крайне значима для студентов-первокурсников, поскольку у ребят развиваются необходимые для дальнейшей жизни качества, раскрывается творческий потенциал, появляются друзья и единомышленники, благодаря чему адаптация и социализация протекают легче.
Библиографический список
- Макаров, А.В. Вузовский социум как пространство для формирования волонтерских инициатив / А.В. Макаров, И.Ю. Луцева // Молодой ученый. – 2014. – № 12. – С. 285–287.
- Пономарев, С. Д. Толерантность в молодежной среде. Мотивационные основы добровольческой деятельности студентов / С. Д. Пономарев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации работы с молодежью». – Екатеринбург, 2009. – Вып 1. – С. 40–44.