Баранова Юлия Александровна, ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 373.2

Баранова Юлия Александровна,

студент 4 курса факультета дошкольного образования

заочной формы обучения УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», г. Минск

Научный руководитель – Е. В. Горбатова, доцент кафедры методик дошкольного образования БГПУ им. М. Танка

Формирование чувства цвета у детей младшего дошкольного возраста

 

Задачей формирования чувства цвета у детей дошкольного возраста является организация восприятия с включением многократного обследования цветового многообразия предметов и сопоставления их с собственными изображениями. Дети, которые не получают разнообразных цветовых впечатлений в ходе целенаправленного восприятия, могут останавливаться в развитии цветового видения, не приобретают умения видеть цвета, сопоставлять их, передавать в своем рисунке.

Любая образовательная практика должна строиться на нормах и закономерностях психического развития человека в том или ином возрастном периоде. Т. С. Комаровой определены возрастные нормы восприятия детьми цвета, выделены три этапа развития цветовосприятия [3, с. 28]. Ориентируясь на них, дадим характеристику этих этапов применительно к детям младшего дошкольного возраста.

Первый этап – усвоение эталонной системы цветов. В этот период слово становится определяющим в формировании цветовых восприятий. Сам факт называния, произнесения вслух наименования цвета способствует вычленению данного цвета из других. На данном этапе дети применяют цвет как важнейшую характеристику реального предмета и пока не замечают, что цвет предмета может быть весьма разнообразным.

Второй этап – разрушение цветовых стереотипов, понимание того, что цвет предмета зависит от условий: освещенности, положения в пространстве. Так, например, цвет неба может быть оранжевым в предзакатные часы, грязно-серым в пасмурную погоду. Для понимания богатства и разнообразия цвета привлекается и личный опыт, и поэтическое слово с его яркими образами, и живописные произведения. Такая совокупность средств позволяет внимательнее относиться к цвету.

Третий этап связан с пониманием взаимосвязи цвета и характера изображаемого. Цвет выступает в качестве средства художественной выразительности, помогающего вызвать то или иное художественное впечатление, эмоцию у зрителя. Дальнейшее развитие цветовосприятия связано с выработкой собственного колористического языка.

Названные этапы в большей степени связаны с условиями, в которых развивается ребенок: наличие опыта восприятия цвета в окружающей действительности, в произведениях изобразительного искусства и опыта собственной художественно-творческой деятельности, квалифицированная помощь педагога. Благополучный переход с этапа на этап не происходит без целенаправленной, систематической работы.

Во второй младшей группе с первых занятий детям необходимо предлагать набор красок и карандашей из шести цветов. Однако не следует сразу добиваться от них знания и называния всех цветов. В ходе занятий целесообразно постоянно концентрировать внимание детей на цвете изображаемых предметов, закреплять названия цветов на завершающем этапе занятия при просмотре детских работ. В результате такой работы дети постепенно усвоят все цвета. При этом в ходе развития цветовосприятия и цветоразличения необходимо учитывать тот фактор, что воспитанники от 3 до 4 лет, как правило, связывают цвет с образом предмета: зелёный как огурец, трава, ёлочка; жёлтый как цыплёнок, солнышко и так далее.

Различение ребенком предметов по цвету возможно с помощью сравнения однородных и разнородных по цвету предметов [2, с. 21]. Для этого ребенок в процессе игр сначала осваивает такие практические действия, как определение, выбор цвета различных предметов и элементарное обобщение предметов по признаку цвета — группировка предметов («Подбери колеса для автобуса», «Цветные гаражи»), затем ориентировку на два признака одновременно — цвет и форму («Подбери заплатку к коврику»). Дети также знакомятся и с сочетаниями цвета – с тем, что цвета могут подходить или не подходить друг другу («Чайная пара», «Веселый хоровод»).

В итоге освоения практических действий у воспитанников младшего дошкольного возраста формируются сенсорные эталоны — понятие об основных цветах, с которыми они ассоциирует окружающие предметы мысленно, уже не прибегая к практическим действиям: эти же действия они начинает выполнять в умственном плане и происходит мгновенное различение цвета.

При знакомстве детей с эталонами, важно, чтобы их представления о цвете и других свойствах предметов были достаточно разнообразными, а не обрывочными и скупыми. К сожалению, в практике учреждений дошкольного образования всё ещё встречается тенденция знакомства воспитанников второй младшей группы с двумя-тремя цветами и требования запоминания и правильного употребления детьми их названий. Однако такое обучение не способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов.

Посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста закрепляют знания об основных цветах, оттенках в строгой последовательности. Вначале воспитанники осваивают контрастные основные цвета (красный, желтый, синий). Затем учатся различать ещё несколько цветов (зелёный, оранжевый, чёрный), подбирая подобный цвет по образцу, не называя его. На этом этапе не следует добиваться от детей запоминания и называния цветов [1, с. 8].

Далее задания усложняются – вниманию детей предлагается белый и фиолетовый цвета. Голубой цвет усваивается детьми младшего дошкольного возрастав последнюю очередь, так как они часто путают его с синим. Поэтому знакомство с голубым цветом откладывают на более поздний период, когда дети получат представление об оттенках.

На последнем этапе развития цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста ведётся работа по формированию умений сопоставлять цвета, их сочетания и оттенки. При обозначении оттенков цвета указывают на их светлоту (светло-жёлтый, тёмно-синий), подразумевая по этим яркость того или иного цвета. Воспитанникам от 3 до 4 лет достаточно только освоить вариативность цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Но в данном случае следует помнить, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым). Дети быстрее запоминают оттенки, если они получили их самостоятельно (например, получали более бледные оттенки при разведении красок).

Формирование чувства цвета у детей младшего дошкольного возраста осуществляется в процессе нерегламентированной деятельности, занятий, наблюдений, игровой деятельности. Работа по формированию восприятия цвета должна осуществляться систематически, поскольку именно система обеспечивает данному процессу целостность, поступательность и технологичность.

Библиографический список

  1. Горбатова, Е.В. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста: рисование (от 3 до 4 лет) / Е.В. Горбатова.  ̶ Минск : Национальный ин-т образования, 2018.  ̶ 87 с.
  2. Дубровская, Н.В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет / Н.В. Дубровская. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2011. – 144с.
  3. Комарова, Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т.С. Комарова, А. В. Размыслова. – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 144с.
Запись опубликована в рубрике Теория и практика дошкольного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *