Филиппович Влада Павловна, РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ВОСПИТАННИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА КАК ОСНОВА ОВЛАДЕНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ

УДК 376

Филиппович Влада Павловна,

студент 2 курса Института инклюзивного образования дневной формы обучения УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», г. Минск

Научный руководитель – С. Н. Феклистова, заместитель директора Института инклюзивного образования БГПУ по научной работе

Развитие чувства ритма у воспитанников с нарушением слуха как основа овладения интонационной стороной речи

 

Музыкальное воспитание воспитанников с нарушением слуха является неотъемлемой частью для их всестороннего развития. На современном этапе использование музыки и пения как средств коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха становится все более актуальным благодаря возросшему потенциалу восприятия звуковой информации. Как отмечают исследователи, сегодня созданы необходимые условия для совершенствования восприятия детьми с нарушением слуха звуковой (неречевой и речевой) информации (И. В. Королева, О. И. Кукушкина, С. Н. Феклистова и др.). Внедрение высокотехнологичных средств слухопротезирования создают необходимую базу для развития дифференцированного восприятия и улучшения его качества.

Е. З. Яхнина указывает, что внедрение в систему обучения и воспитания детей дошкольного возраста музыкальных занятий способствует формированию наиболее правильных и эмоциональных движений, точной передаче характера и смысла произведения, развитию чувства ритма. Восприятие музыкальных произведений является возможным даже для детей со слуховой депривацией, обладающих небольшими функциональными возможностями.  Коррекционные потенциал музыкальных звуков заключается в том, что они более доступны восприятию в условиях нарушенной слуховой функции, чем речь. Поэтому на материале музыки рекомендуется осуществлять формирование у детей с нарушением слуха таких понятий, как «быстро – медленно», «высоко – низко», «громко – тихо», «плавно – прерывисто» и др. Овладев указанными представлениями на материале неречевых звуков, дети с нарушением слуха осуществляют перенос в область речи.

В образовательном процессе при слуховом восприятии музыки важным является задействование и зрительного восприятия. Оно позволяет наиболее точно прочувствовать музыкальный ряд, располагаясь в специально созданной атмосферной обстановке. Подчеркивается значимость кинестетических ощущений, так как воспроизведение ритма музыки обычно сопровождается какими-либо движениями. У неслышащих и слабослышащих детей значительно нарушены проприоцептивные (т.е. кинестетические) ощущения, возникающие при движении тела человека или отдельных его частей [5, с. 194]. Данное явление обосновывается тем, что при возбуждении чувствительных клеток импульсы передаются в центральную нервную систему, где происходит синтез возбуждений от слухового, зрительного, тактильного анализаторов. Наиболее важна связь кинестетических ощущений со слуховыми, которая способствует отображению плавных ритмических движений. В связи с нарушением слуха происходят значительные изменения в функционировании вестибулярного аппарата, отвечающего за статические ощущения, удержание равновесия в состоянии покоя и движения.

Основываясь на выше перечисленные особенности восприятия и воспроизведения ритмической структуры, необходимо осуществлять правильный подбор материалов, используемых в коррекционно-развивающей работе.

Согласно программе для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с нарушением слуха», музыкальное развитие реализуется в такой образовательной области, как «Эстетическое воспитание». Содержание музыкального воспитания имеет непосредственно прямую связь с работой по развитию слухового восприятия и формированию речи, в том числе ее произносительной стороны. В процессе общения каждый человек использует элементы интонации (разные интонационные конструкции) для акцентирования тех или иных аспектов высказывания. Интонационные конструкции подразумевают отличное друг от друга расставление акцентов в предложении. Именно здесь и прослеживается связь в расставлении акцентов и в чувстве ритма. Данное явление объясняется тем, что при отсутствии развитого чувства ритма ребенок не сможет точно передать смысл фразы, текста по причине того, что, акцентируя разные слова в одном и том же предложении, всегда изменяется смысл высказывания.

Чувство ритма, как правило, развивается при выполнении детьми ритмических упражнений. Ритмические упражнения являются эффективным средством для понимания характера композиции, изменений его эмоциональной окраски. Нами разработана серия упражнений, и в данной работе предложена одна из дидактических игр, направленная на развитие чувства ритма у воспитанников с нарушением слуха с задействованием как зрительных, так и кинестетический ощущений.

Задача игры заключается в том, что ребенку необходимо концентрировать внимание на правильном отображении ритмического рисунка. Воспитаннику предлагается лист, разделенный на две пронумерованные колонки и три строки, два комплекта карточек с цифрами от одного до трех и две деревянные палочки. В каждой колонке рекомендуется расположение изображений тех объектов, которые вызывают наибольший интерес у воспитанника. Для демонстрации примера выбрано изображение куклы. На первой строке располагается одна картинка куклы. На второй строке – две картинки куклы. На третьей строке – четыре силуэта куклы. Данная закономерность дублируется и во второй рядом стоящей колонке. Ребенку даётся инструкция, в которой предполагается, что воспитанник берет в две руки деревянные палочки. Далее над первой и второй колонкой кладется какая-либо карточка с цифрой. Рассмотрим на примере цифр «1» и «3». Важно подчеркнуть, что сурдопедагог при первичном предъявлении данного материала демонстрирует выполнение задания на собственном примере, после чего ребенок повторяет. Деревянная палочка в левой руке отвечает за левый столбец, в правой руке за правый столбец соответственно. Левая рука стоит на первой клетке первого столбца с одной куклой, правая рука – на третьей клетке второго столбца с четырьмя куклами. Отстукивание необходимо осуществлять столько раз, сколько изображено кукол в одной клетке. В данном примере левая рука отстукивает один раз, правая рука – четыре раза. Действия выполняются одновременно двумя руками.

Применение предложенной игры является наиболее подходящим и актуальным для неслышащих и слабослышащих воспитанников третьего года обучения (средняя группа).

Обобщая предоставленную информацию выше, выполнение ритмических упражнений способствует развитию чувства ритма, что имеет непосредственно прямую связь с произносительной стороной речи, тем самым оказывая положительное влияние на формирование интонационных конструкций в речи воспитанников с нарушением слуха, способствует развитию кинестетических ощущений.

 

Библиографический список

  1. Королева,И. В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации / И. В. Королева. – Санкт-Петербург : КАРО, 2018. – 870 с.
  2. Кукушкина,О. И. Развитие культурно-исторической традиции в коррекционной педагогике [Электронный ресурс] / О. И. Кукушкина // Альм. Ин-та коррекц. педагогики. – 2016. – № 39 : Развитие культурно-исторической традиции в специальной психологии и коррекционной педагогике. – Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/the-development-of-cultural-and-historical-traditions-in-correctional-pedagogics. – Дата доступа: 23.02.2020.
  3. Программа для специальных дошкольных учреждений: утв. М-вом образования Респ. Беларусь 2006. – Минск : Нац. институт образования, 2006. – 290 с.
  4. Феклистова,С. Н. Особые образовательные потребности детей с нарушением слуха в области слухоречевого развития и их учет в процессе коррекционной работы / С. Н. Феклистова // Спецыяльная адукацыя. – 2020. – №  – С. 4–12.
  5. Яхнина, Е. З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. З. Яхнина, Б. П. Пузанов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
Запись опубликована в рубрике Психолого-педагогическое и методическое сопровождение инклюзивного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *