Гаврилик Алеся Игоревна, Сущность контроля и оценки учебных достижений младших школьников

УДК 373.3

Гаврилик Алеся Игоревна,

студентка 3 курса педагогического факультета дневной формы обучения

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – Т. М. Гимпель, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподаванияГрГУ им. Янки Купалы

Сущность контроля и оценки учебных достижений младших школьников

 

Контроль и оценка являются важными компонентами учебной деятельности младших школьников. Так, Д. Б. Эльконин в структуре учебной деятельности выделил [1]:

1) учебные задачи;

2) учебные действия;

3) действие контроля;

4) действие оценки.

В процессе формирования учебной деятельности школьники постепенно овладевают умениямисамостоятельно выполнять отдельные ее компоненты (особенно важны среди них контроль своих действий и оценка их результатов).

Контроль – это не просто проверка качества усвоения материала, но и активное прослеживание безошибочности мыслительных операций в ходе учебной деятельности. Внешний контроль со стороны учителя также необходим в процессе обучения, чтобы обеспечить успешное протекание педагогического процесса [2].

Контроль и оценка учебных достижений должны соответствовать современным требованиям общества, положениям педагогической и методической наук, а также основным приоритетам и целям обученияна I ступени общего среднего образования. Система контроля не может ограничиваться утилитарной целью проверки усвоения знаний и выработки умений и навыков в конкретном учебном предмете. Она должна развивать у школьников умение проверять и контролировать себя в любой обстановке, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Контроль и оценкана I ступени общего среднего образования выполняют несколько функций: социальная, образовательная, воспитательная, эмоциональная, информационная, ориентирующая и функция управления.Рассмотрим их подробнее.

Социальная функция контроля и оценки заключается в удовлетворении требований общества к уровню подготовки учащихся младшего школьного возраста. Это означает, что образование рассматривается как широкое понятие, включающее возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

Контроль и оценка позволяют проверить соответствие имеющихся учебных достижений каждого школьника установленным государством эталонам (стандартам), причем оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия. Таким образом, система контроля и оценки учебных достижений школьников в целом, и младших школьников в частности, становится инструментом оповещения общественности и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе развития.

Образовательная функция контроля и оценки заключается в определении результатов обучения. Так, учитель констатирует качество усвоения учащимися учебного материала, устанавливает динамику успеваемости, сформированность качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций. Кроме того, контроль и оценка позволяют выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какие темы в содержании обучения целесообразно расширить, а какие исключить из учебной программы.

Воспитательная функция контроля и оценки заключается в формировании положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю. Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль. Все три функции контроля и оценки важны и повышают эффективной образовательной системы. Они позволяют определить уровень подготовки учащихся, оценить эффективность образовательного процесса и формировать положительные мотивы учения.

Информационная функцияявляется основой планирования и прогнозирования. Главная ее особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

Реализация этой важнейшей функции по проверке учебных достижений заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должнасоответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики – младший школьник должен учиться в атмосфере успеха.

Сущность ориентирующей функции контролязаключается в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом, то есть, как изучен и насколько усвоен учебный материал. Контроль позволяет учащимся ориентироваться в их затруднениях и достижениях.

Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так…», «что нужно сделать, чтобы…») и осуществить корректировку образовательного процесса. Таким образом устанавливается обратная связь между педагогами и обучающимся.

Выделенные функции контроля и оценки подчеркивают роль и значение контроля  и оценки в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и в различных сочетаниях. Это зависит в основном от целевого назначения и вида контроля, причем цели контроля обуславливаются планируемыми на данном этапе обучения дидактическими, развивающими и воспитывающими целями, поэтому в конкретном виде контроля воплощаются определенные их сочетания. Реализация выделенных функций на практике делает контроль и оценку более эффективными, а вместе с ними эффективней становится и сам учебный процесс.

Рассматривая сущность контроля, следует отметить, что он должен быть«целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным и индивидуальным» [3, c. 102].

Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждого вида контроля. Постановка цели является звеном, определяющим всю последующую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля. Реализация целей контроля позволяет ответить на вопросы: что должно проверяться; кто должен опрашиваться; какие выводы можно будет сделать на основе результатов контроля;какой ожидается эффект от проведения контроля. При постановке целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, реализуемых на данном этапе обучения.

Объективность контроля направлена на предупреждениеслучаевсубъективных и ошибочных суждений, искажающих действительную успеваемость учащихся и снижающих значение воспитания. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкаяпостановка общих и конкретных целей обучения; разработанность требований к знаниям, умениям, навыкам учащихся; обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля;адекватность проверочных заданий целям контроля; обеспеченность методами обработки, анализа, оценивания результатов контроля; организованность проведения контроля и другие. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.

Под всесторонностью контроля понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Это и усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных факторов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. Очевидно, что при таком обилии проверяемого материала усложняется методикасоставления заданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методике выделения и отбора объектов контроля.

Под регулярностью подразумеваются систематическая проверка, органически сочетающаяся ссамим учебным процессом. Регулярность заключается и в том, что систематическому диагностированию подвергаются все обучаемые с первого до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип регулярности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы, средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.

Индивидуальностьконтроля требует проверки и оценки знаний, умений и навыков каждого ученика [4, c. 45].

Таким образом, контроль и оценка учебных достижений младших школьников– это важный инструмент для определения уровня подготовки учащихся и оценки эффективности образовательной системы. Они являются неотъемлемой частью образовательной системы и должны быть организованы правильно, особенно на I ступени общего среднего образования, чтобы обеспечить эффективное обучение и воспитание младших школьников, так как, вскрывая их проблемы, ошибки и недочеты, указывается направление приложения сил обучаемого по совершенствованию знаний и умений.

 

Библиографический список

  1. Эльконин,Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 560 с.
  2. Матис,Т. А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе / Т. А. Матис // Начальная школа. – 2015. – №  – С. 50.
  3. Александрова,Э. И. Методика обучения математике в начальной школе : пособие для учителей / Э. И. Александрова. – М. : Просвещение, 2015. – 256 с.
  4. Талызина,Н. Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе / Н. Ф. Талызина. – М. : Знание, 1963.– 96 с.
Запись опубликована в рубрике Современные образовательные технологии. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *