Губейко Наталья Вячеславовна, ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

УДК 373.291

Губейко Наталья Вячеславовна,

студент 2 курса педагогического факультета дистанционная формы обучения УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – Е. А. Ковалёва, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства, магистр педагогических наук ГрГУ им. Янки Купалы

Формирование графических умений у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

 

Графические умения относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, графические умения связаны с учебной деятельностью. Причём процесс овладения графическими умениями длительный и непростой, ведь для изображения нужны ясные и отчётливые представления о предметах и явлениях, а также умения выразить их в графической форме. Формирование графических навыков тесно связано с развитием мелкой моторики, и как следствие, хорошей памятью, грамотной речью и устойчивым вниманием.

Графические умения – это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но и перекодировка единиц речи в графические знаки (буквы), требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил [1].

Анализ психолого-педагогической литературы по теоретическим вопросам развития изобразительного творчества старших дошкольников (Л. С. Выготский, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, В. А. Силивон), передовой педагогический опыт свидетельствуют о том, что овладение графическими умениями в дошкольном возрасте имеет большее значение для последующего обучения [4].

По мнению М. М. Безруких, «графические умения– это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Если графические умения сформированы правильно, то ребенок будет писать буквы разборчиво, красиво, четко и быстро, если же графические умения будут сформированы неправильно, то возникают определенные трудности на письме: неразборчивый, небрежный почерк, медленный темп написания слов. В то же время, переделка неправильного графического умения не просто затруднена, но порой невозможна» [2].

Графические умения относятся к двигательным навыкам. Двигательными навыками являются законченные сложно координированные действия, которые включают в себя выполнение простых двигательных актов, доведенных до автоматизма и, выполняемых в определенной последовательности [7].

Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребёнка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми (окостенение продолжается в дошкольный, школьный и подростковый периоды) остаются части кистей рук и ступней ног. Не сформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная ткань рук и не позволяет ребёнку этого возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения.

Но дело не только в мышечном аппарате. Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется чётко дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Какие-то клетки коры головного мозга, и, в частности, двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, другие, смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и выработанных динамических её функций. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка ещё не достигает такого уровня развития [3].

Недостаточный уровень сформированности перечисленных компонентов создает ребенку, поступающему в школу, трудности в освоении навыков письма: небрежный неразборчивый почерк, описки, пропуски и «зеркальное» написание букв, быстрая утомляемость руки, слабая фиксация рабочей строки.

Акт письма определяется учеными (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Е. Д. Гурьянов, Л. Р. Лурия) «как сложный вид координационной деятельности человека. Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки определенного уровня и направленности, специальные двигательные и графические умения» [6].

Неподготовленность к письму, низкий уровень развития двигательных координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе. Отмеченные трудности в овладении письмом требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы с целью формирования двигательных предпосылок письма.  Сложные двигательные умения (в том числе и графические) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова, В. А. Силивон). В результате многократных повторений способ выполнения графического действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные его способы. Данный подход позволяет нам считать упражнение основным методическим приемом, обеспечивающим приобретение графического навыка [6].

Начальный этап овладения навыком письма представляет для детей большую трудность, поскольку требует выработки плавных, ритмических, хорошо координированных движений кисти руки, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера [6].

От таких компонентов, как хорошее развитие общей и мелкой моторики, серийной организации движений, зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти зависит становление графических умений. Поэтому очень важно на этапе формирования графических умений развивать мелкую моторику рук, память и зрительные представления [10].

Графические умения включают в себя:

  1. Мелкую мускулатуру пальцев: – упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
  2. Зрительный анализ и синтез: – упражнения на определение правых и левых частей тела; – задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам; – задания с условиями по выбору нужных направлений.
  3. Рисование: – занятия по штриховке по контуру, обводка; – срисовывание геометрических фигур; – задания на зарисовку деталей, предметов с натуры; – дорисовывание незаконченных рисунков; – дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями); – упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей; – задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
  4. Графическую символику: – задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов) [9].

В системе отражения действительности и общения различные графические изображения имеют разные функции: они служат для выражения различных характеристик и отношений субъектов, т.е. разного рода содержания, например, рисунок – формы и цвета предметов, карты и чертежи-расположения предметов в пространстве, диаграммы-количественных отношений, схемы и графики – взаимосвязей элементов и функциональных зависимостей. Наиболее простым видом графических изображений (с точки зрения отношения между содержанием и средствами выражения) является рисунок.

Создать изображение ребенок может при условии, что он представляет себе предмет, который хочет изобразить, что владеет таким комплексом движений, которые позволяют ему передать форму предмета, его строение. Движения эти производятся под контролем зрительного восприятия. Не глядя на то, как действуют его руки, ребенок не может получить сколько-нибудь отчетливого изображения. Но взор не может контролировать действия, производимые рукой, если нет представления того, что должно получиться. Следовательно, критерием сенсорной оценки создаваемого изображения служит представление предполагаемого результата — изображения [11, с.101].

Отсутствие у детей отчетливых представлений о предмете сделало бы невозможным его изображение, а следовательно, и формирование графических навыков и умений в процессе создания изображения. Регулировать изображение в рисунке может только полное, отчетливое представление о предмете, которое образуется при внимательном рассматривании, а но при простом вглядывании [8].

Т. С. Комарова определила, что «для создания рисунка необходима специальная работа по развитию движений руки, формированию графических навыков. Целью формирования изобразительно-графического навыка является развитие мелкой мускулатуры пальцев, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов.» Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:

  • зрительного восприятия;
  • произвольной графической активности;
  • зрительно-моторной координации [4].

Рисунок дошкольника является наглядной моделью изображаемого объекта или ситуации. Создаваемые конструкции представляют объемные модели предметов.

Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:

— изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;

— формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;

— развивается умение создавать и воплощать замыслы;

— осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности [10].

Умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. Закономерности их формирования и развития те же, что и любых других двигательных навыков. Поэтому обучение техническим навыкам и умениям рисования будет успешным лишь в том случае, если педагог учтет физиологические и психологические особенности, условия и пути их образования.

Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для ее осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Регуляция изобразительного движения через двигательные ощущения возможна в том случае, если сформировано представление о движении. Это происходит на основе опыта движений. Ребенок начинает приобретать его уже в процессе обследования, когда включается движение руки по контуру предмета и ребенок ощущает, как движется его рука: в каком направлении, каково движение по размаху, по продолжительности.

Таким образом, для осуществления процесса изображения и выработки графических умений требуется единство зрительной и моторной координации. В качестве основных направлений формирования графических умений у детей дошкольного возраста мы выделяем обучение различным приемам и способам работы и стимулирование детей к овладению графической стороной рисования, обеспечивающее творческое решение изобразительной задачи. Эффективное освоение графических умений возможно лишь при установлении последовательности овладения техникой рисования, распределения образовательных задач с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

 

Библиографический список

  1. Aлексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М. М. Aлексеева, В. И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  2. Афонин, И. Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А. И. Афонин. – М. : Русайнс, 2018. – 256 c.
  3. Беззубцева, Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму : конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет / Г. В. Беззубцева, Т. Н. Андриевская. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2003. – 120с.
  4. Буцыкина, Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников / Т. П. Буцыкина, Г. М. Вартапетова // Логопед. – 2005. – №  – С. 1–15.
  5. Габова, М.А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. А. Габова. – М. : Юрайт, 2016. – 707 c.
  6. Горбатова, Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. В. Горбатова. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005. – 24 с.
  7. Дмитриева, В.Г. Готовим руку к письму. 100 упражнений для развития мелкой моторики / В. Г. Дмитриева. – М. : Астрель, 2020. – 523 c.
  8. Комарова, Т. С. Обучение дошкольников технике рисования / Т. С. Комарова. – М.: Просвещение, 2007 . – 68 с.
  9. Нуркова, В.В. Общая психология : учебник / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 524 c.
  10. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Г. А. Урунтаева. – 5-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
  11. Теория и практика сенсорного воспитания о детском саду / под ред. А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной. – M.: Просвещение, 1965. – С.101–102.
Запись опубликована в рубрике Теория и практика дошкольного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *