Горенюк Мария Сергеевна, СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «КОНСТРУКТИВНЫЕ УМЕНИЯ» В КОНТЕКСТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.2

Горенюк Мария Сергеевна,

магистрант 1 курса педагогического факультета дневной формы обучения

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – Е. В. Чекина, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы

Сущность понятия «конструктивные умения» в контексте дошкольного образования

 

На протяжении многих лет наиболее актуальной проблемой педагогических и психологических наук остается формирование творческой, самостоятельной личности ребенка. Многие ученые в своих работах рассматривают данный вопрос в контексте старшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования такой личности ребенка.

Конструирование считается наиболее эффективным средством формирования творческой личности. В процессе конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста формируются представления об объектах окружающего мира, структурно-функциональных свойствах объектов, активизируются психологические процессы.

Педагоги, рассматривающие проблему формирования конструктивных умений, предлагают различные пути ее решения.

Л. А. Парамонова считает процесс формирования конструктивных умений одной из важнейших психолого-педагогических задач. В своих работах она указывает на необходимость использования различных приемов формирования конструктивных умений с целью оптимизации процесса развития творческой личности.Так же формирование конструктивных умений является центральной темой исследований Г. В. Урадовских, В. Б. Косминской, А. Р. Лурии, Л. А. Венгера, Е. Н. Кабановой-Миллер, Т. В. Кудрявцевой, Н. Н. Поддьяковой.

Дошкольный возраст – благоприятный период к овладению конкретными обобщенными и условно-знаковыми действиями. Успешное формирование этих способностей напрямую зависит от овладения конструктивной деятельностью.

В психолого-педагогической литературы прослеживается взаимосвязь между понятиями «конструирование», «умения» и «конструктивные умения».

Термину «конструирование» (от латинского construere – ‘сооружать, строить’) соответствует следующее определение: это определенное взаимное положение различных частей, элементов, при котором объект предстает как единое целое. Под конструированием понимается процесс возведения зданий, сооружений, обеспечивающий взаимное расположение деталей и элементов, а также способы их соединения.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «конструировать» определяется как «создавать конструкцию чего-нибудь, строить, а также вообще создавать что-нибудь» [6, с. 387].

В. Б. Косминская под детским конструированием понимает «деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки)» [4, с. 209].

А. В. Белошистовой конструирование обозначается как «вещественное моделирование различных объектов, понятий и отношений» [1, с. 189].

По мнению Э. М. Галямовой термин «конструирование» означает «создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов» [2, с. 78].

Н. М. Конышева обращаем внимание на то, что «конструирование – это главным образом деятельность ума, а не рук; это разработка, сотворение; это творческая, а не исполнительская деятельность» [3, с. 137].

Рассмотрим понятие «умения» в психолого-педагогической литературе для выявления более точного определения понятия «конструктивные умения».

Ученые по-разному определяют понятие «умения». Существует два видения определения данного термина: одни считают его незавершенным навыком, другие – творческой деятельностью, направленной на достижение цели.

По мнению В. А. Сластенина, «умение – умелое действие на основе четко осознаваемой цели, умения образуются в результате упражнений, позволяющих развивать способности, выполнять деятельность в новых условиях» [8, с. 378].

Е. С. Рапацевич считает, что «умение представляет собой способ выполнения действий на основе ранее полученных знаний и навыков. Умение можно формировать через выполнение различных упражнений, что позволит выполнить действие в обычных и нестандартных условиях. Умение, по мнению различных авторов, можно рассматривать как определенный промежуточный этап, который направлен на то, чтобы овладеть новым способом действий, но при этом он должен основываться на знании и верно его использовать в процессе решения определенного круга задач, при этом еще не достигнув уровня навыка» [7, с. 762].

В ходе анализа психолого-педагогической литературы были выявлены следующие подходы к определению сущности понятия «конструктивные умения».

В учебнике «Общая психология» (С. Д. Максименко, В. В. Клименко и др.) «конструктивные умения» характеризуются как умения, «связаные с представлениями о продуктах труда, с конструированием их по рисункам, моделями, описаниями и с проявлением этих представлений в словах, моделях, проектах, рабочих движениях» [5, 496].

Т. А. Горбунова и В. А. Терешков определяют конструктивные умения как овладение человеком способами конструирования на основе приобретенных, конструктивных знаний. К ним относят умения самостоятельной разработки конструкции какого-либо технического устройства, имеющего высокую степень практической значимости; соответствующей опорной схемы; самого объекта.

Конструктивные умения – это такие умения, которые включают в себя следующее: умение возводить отдельные постройки (например, машины, дома, заборы, животные и др.) из большого количества разнообразных деталей конструктора по схемам и по собственному замыслу, исходя из темы занятия, а также умение анализировать готовую постройку, называя детали и их свойства.

Конструктивные умения – это умения узнавать и выделять объект, видеть существенное (абстрагирование); собирать объект из готовых частей (синтез); мысленно расчленять объект, выделять составные части (анализ).

На основе изучения теории по данному вопросумы сформулировали авторское определение: конструктивные умения детей дошкольного возраста – это освоенные способы выполнения действий, направленные на создание технически, эргономически и эстетически совершенных моделей реальных объектов.

Обобщая вышеизложенное, мы пришли к выводу о том, что развитие конструктивных умений детей дошкольного возраста – это поступательное, целенаправленное развитие сенсомоторных возможностей ребенка, егопространственного, логического и творческого мышления, обеспечивающих базис индивидуальных способностей в области создания конструкторских моделей, творческих идей в области освоения техники, механизмов.

 

Библиографический список

  1. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления у дошкольников / А. В. Белошистая. – М. : Владос, 2013. – 300 с.
  2. Галямова,Э. М. Методика преподавания технологии : учебник / Э. М Галямова, В. В. Выгонов. – М. : Академия, 2013. – 176 с.
  3. Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнерского образования: уч. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. М. Конышева.– М. : Академия, 1999. – 192 с.
  4. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова. – М. : Просвещение, 1977. – 253 с.
  5. Максименко, С.Д. Общая психология / С. Д. Максименко,В. В. Клименко. – М. : Рефл-бук, 2004. – 528 с.
  6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов– 4-е изд. – М. : ИТИ Технологии, 1997. – 944 с.
Запись опубликована в рубрике Теория и практика дошкольного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *