Никитич Денис Юрьевич, Использование электронных средств обучения при коррекции письменной речи в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи

УДК 376.3

Никитич Денис Юрьевич,

учащийся 11 класса государственного учреждения образования «Гимназия № 1 г. Мосты», г. Мосты

Научный руководитель – А. С. Иванович, учитель-дефектолог ГУО «Гимназия № 1. Г. Мосты»

Использование электронных средств обучения при коррекции письменной речи в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи

 

Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности. Такая задача стоит сейчас и перед родителями, и перед педагогами.

Научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Одной из причин данных нарушений является недоразвитие процессов языкового анализа и синтеза.Трудно усваивается учащимися в структуре системы языкового анализа и синтеза фонематический анализ и синтез. Недоразвитие данных процессов проявляется в искажениях звукобуквенной структуры слова, заменах, пропусках, перестановках букв [2, с.21]. Функция фонематического анализа и синтеза не только сложная, но и многоплановая. Развитие фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно. Сложные формы (определение количественного и последовательного звукового состава слова) формируются лишь в процессе специального обучения [3, с.62].Процесс формирования операций фонематического анализа и синтеза требует длительного времени и наличия у педагога необходимого инструментария, использование которого способствовало бы активному включению учащихся в коррекционно-педагогический процесс, повышению их мотивации, исправлению индивидуальных нарушений развития.

На современном этапе наше общество в огромном количестве пользуется новинками информатизации. Получение информации населением плавно перетекло от бумажных носителей к электронным. Не остались в стороне и учащиеся. Уже с младшего школьного возраста ребята умеют пользоваться новинками информационной индустрии. Соответственно педагогу требуется динамично перестраивать педагогический процесс под интересы обучающихся. Поэтому возникла потребность создания электронного ресурса для формирования операций фонематического анализа и синтеза у младших школьников в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.

Одним из средств, открывающих совершенно новые варианты развития операций фонематического анализа и синтеза, выступают игровые электронные средства. Мы предположили, что в процессе работы с данным ресурсом учащиеся смогут отработать определенный навык, увидеть пробелы в своих знаниях, оценить результат своей деятельности.

Игровые электронные задания, созданные с помощью программы PowerPoint, в сочетании с традиционными средствами коррекции письменной речи позволят оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение.

Использование игровых электронных заданий будет способствовать повышению уровня развития процессов фонематического анализа и синтеза, как на этапе практических действий, так и в умственном плане. В процессе самостоятельной работы с данными упражнениями учащиеся смогут оценить собственную речь, научатся контролировать своё письмо.В рамках педагогических проб я посещал занятия в пункте коррекционно-педагогической помощи и увидел возможности использования электронных игровых упражнений воочию. Педагог привлекла меня к их созданию, и этот процесс меня заинтересовал. Я узнал, что коррекционная работа по развитию навыков фонематического анализа и синтеза у младших школьников с использованием электронных игровых заданий осуществляется в определённой последовательности:

Развитие фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства.

Развитие фонематического анализа и синтеза с использованием приёма проговаривания

Развитие фонематического анализа и синтеза в умственном плане.

На начальном этапе работа по формированию операций фонематического анализа и синтеза проводится с опорой на вспомогательные средства [3, с.85]. В процессе выполнения десяти электронных заданий «Телевизор» учащиеся заполняют графическую схему слова, нажимая на цветные фишки. В случае правильного составления звуковой модели появляется запись слова, которая в последующем прочитывается.  Далее модель слова составляется без опоры на графическую схему слова.

Далее работа направляется на формирование операций звукового анализа и синтеза с использованием приема проговаривания [3, с.85]. Учащимся предлагается выполнить десять заданий «Счётчик». После проговаривания вслух последовательности звуков без опоры на схему слова и символы звуков, учащимся требуется посчитать количество звуков в слове, нажать на соответствующую цифру. В случае правильного ответа появляется звуковаямодель слова и цветные буквы для записи слова. Учащиеся составляют слова из данных букв. Данное задание постепенно усложняется. Количество букв для записи слова увеличивается, буквы предлагаются одного черного цвета.

На последующем этапе работа направляется на формирование операций фонематического анализа и синтеза в умственном плане [3, с.85]. На этом этапе ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слово и непосредственно не воспринимая его [4, с.111]. В соответствии с предложенными 10 заданиями «Сортировщик» учащиеся выполняют отбор картинок способом нажатия левой клавишей мыши на соответствующую картинку, в названиях которых три, четыре или пять звуков. Работа проводиться без предварительного проговаривания слова. Правильно выбранная картинка помещается в средний ряд таблицы. Об ошибке выбора оповещает знак «Стоп».

С целью определения звукового состава слова детям предлагается выполнить 10 заданий игрового упражнения «Корзинка». В процессе выполнения заданий учащиеся подбирают картинку к звуковой схеме, изображенной на корзинке. В случае правильного выбора корзинка постепенно заполнялась грибами, фруктами. Появившийся на экране мухомор сигнализирует об ошибке.

 

В ходе выполнения 10 заданий «Сапер» учащиеся определяют место буквы в слове, нажимая на соответствующий квадрат. Правильность выбора сопровождается звуковым сигналом.

Для формирования операций фонематического синтеза учащиеся выполняли 10 заданий «Вставь пропущенную букву». Выполнение заданий сопровождается последовательным открыванием сюжетной картинки, что способствует развитию целостности восприятия, снятию напряжения. Для повышения интереса к заданию на экране появляются мультипликационные герои. Данный вид задания предусматривался в процессе изучения темы «Дифференциация гласных», «Дифференциация парных согласных», «Дифференциация акустически сходных согласных».

 

Также детям предлагается выполнить 10 заданий «Составь слово из букв». На начальном этапе картинка к слову появляется перед составлением слова, количество букв ограничено. Постепенно увеличивается количество букв, и картинка появляется только после составления слова.

 

В процессе выполнения 10 заданий «Фокусник» учащиеся преобразовывают слова путем добавления либо отсекания буквы. На первых этапах упражнение выполняется с опорой на предметную картинку. В дальнейшем задания усложняются, картинка появляется только после составления слова.

 

В соответствии с 10 заданиями игры «Гусеница» учащиеся составляют цепочку картинок так, чтобы последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова.

 

Также учащимся предлагается выполнить 10 заданий «Ребус». Учащиеся определяют первый звук картинки и путем нажатия на соответствующую букву составляют слово.

Использование в работе данных игровых заданий позволит закрепить у учащихся понятие звук и буква. В процессе выполнения заданий совершенствуется навык установления последовательности звуков в слове, определения места звука по отношению к другим звукам, происходит соотнесение звучащего слова и его написания в умственном плане. Тем самым сокращается количество пропусков, перестановок, замен букв в процессе записи слова.

В процессе формирования операций фонематического анализа и синтеза параллельно проводится работа по устранению недостатков чтения. Использование игровых моментов способствует снятию эмоционального напряжения. Многократное дублирование и постепенное усложнение заданий благоприятствует формированию более устойчивого навыка правильного письма и чтения.

Технические возможности программы Power Point способствуют использованию известных приемов коррекции письменной речи в различных вариациях, исходя из индивидуальных особенностей учащихся. В процессе выполнения игровых электронных заданий у учащихся повышается мотивация к обучению, формируется адекватная оценка собственной деятельности.

Для достижения наибольшей эффективности целесообразно применять традиционные методы и приемы формирования операций фонематического анализа и синтеза в сочетании с использованием электронных средств. Для развития самоконтроля и самооценки в процессе выполнения игровых электронных заданий рекомендуется использовать звуковой сигнал, цветовые фишки, оповещающие об ошибке.

В будущем планирую стать учителем. Надеюсь, мой опыт изучения путей коррекции письменной речи у младших школьников с помощью электронных игровых заданий поможет решить трудности моих будущих учеников.

 

Библиографический список

  1. Баль, Н.Н. Обследование чтения и письма у младших школьников /Н. Н. Баль, И. А. Захарченя. – Мінск : Ураджай, 2001. – 86 с.
  2. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушения чтения письма у младших школьников: учеб.-метод. пособие /Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова.–Санкт-Петербург : Изд-во «Союз», 2001. – 224 с.
  3. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов/ Р. И. Лалаева.– М. : Просвещение, 1983.– 136 с.
  4. Логопедия: методическое наследие: пособие для логопедов истудентов дефектологических факультетов педагогических вузов/ подредакцией Л. С. Волковой: в 5 книгах – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– Книга IV: Нарушение письменной речи: Дислексия.Дисграфия. – 304 с.

 

 

Запись опубликована в рубрике Психолого-педагогическое и методическое сопровождение инклюзивного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *