Прямкова Елена Владимировна, Виды домашнего насилия

УДК 316.356.2:343.54

Прямкова Елена Владимировна,

студент 4 курса педагогического факультета заочной формы обучения

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – Л. А. Ольшевская, старший преподаватель

кафедры педагогики и социальной работы ГрГУ им. Янки Купалы

Виды домашнего насилия

 

В Республике Беларусь впервые проблема насилия в отношении женщин была поднята в 1994 г. во время проведения Международного конгресса «Женщины – семья – общество». Спустя некоторое время в стране начали создаваться первые телефоны доверия, кризисные центры, убежища, проводиться первые исследования. Значительную часть нагрузки по оказанию помощи женщинам, пострадавшим от насилия в семье, взяли на себя общественные и международные организации. С начала XXI в. проблема домашнего насилия была признана и государством, в республике начали открываться первые «кризисные» комнаты для пострадавших от домашнего насилия и жертв торговли людьми.

Принято выделять следующие виды домашнего насилия.

Физическое насилие – это использование физической силы, приводящее телесным травмам, физической боли или ухудшению здоровья. Физическое насилие включает (но не ограничивается) нанесение ударов кулаком/иными предметами, толчки, избиение, пинки, пощечины, выкручивание рук, таскание за волосы, щипки, укусы, плевки, грубый подзатыльник, удушение, нанесение химических и тепловых ожогов, ограничение физической свободы, использование холодного и огнестрельного оружия, препятствия попыткам обратиться за помощью в случае ранения или беременности, шлепки, пренебрежение в уходе за младенцами и пожилыми людьми, злоупотребление медикаментозными средствами, воздействие на внутренние органы человека без повреждений наружных тканей путем отравления или спаивания психоактивными веществами, включая алкоголь.

Сексуальное насилие – это любой сексуальный контакт с человеком без его согласия. В него входят нежелательные прикосновения, сексуальные домогательства, все виды сексуального нападения: изнасилование, инцест, сексуальное рабство (в том числе со стороны партнера), развратные действия (насильственные прикосновения к различным частям тела, манипуляции с половыми органами или принуждение жертвы к прикосновению к соответствующим частям тела нападающего), принуждение к обнажению и фотографирование, видеосъемка с явным сексуальным подтекстом, пошлые шутки и анекдоты, принуждение к просмотру и повтору порнографических действий, принуждение к извращенным формам секса, сексуальный шантаж, эксгибиционизм (демонстрация половых органов), вуайеризм (систематическое подглядывание за другими людьми), «грязные» телефонные звонки, словесные оскорбления, пошлые замечания и т. д.

Психологическое насилие – это причинение боли, страданий посредством насмешек, оскорблений, угроз, запугиваний, унижения, крика, нецензурной брани, игнорирование, доминирование, контроль, обесценивание, запреты, шантаж, манипулирование, упреки, вмешательство в личную жизнь (контроль местонахождения, времени отсутствия, регулярный просмотр звонков и смс-сообщений, контактов в записной книге, e-mail-переписки, статусов в социальных сетях и т. д.), преследование, чрезмерная ревность, изоляция жертвы от ее семьи, друзей, работы и досуговой деятельности, то есть различные приемы, способные подорвать веру женщины в себя. Одним из наиболее действенных способов является попытка мужчины уронить авторитет женщины-матери в глазах ее детей, заставить ее испытывать перед детьми чувство вины. Встречаются более изощренные способы психологического насилия, такие как газлайтинг (выставление человека сумасшедшим, когда агрессор сеет у жертвы сомнения в реальности происходящего), сталкинг (преследование, запугивание, слежение, вторжение в личную жизнь с целью принуждения к отношениям), пренебрежение (отсутствие заботы и внимания к витальным нуждам (сон, еда, отдых, лекарства, комфортные температурные, бытовые условия) и эмоциональным потребностям, доведение до самоубийства. Также сюда относится обращение с пожилым человеком, как с младенцем, лишение права высказывать свое мнение, обесценивание его опыта и знаний.

Финансовая эксплуатация – это использование денежных средств, имущества другого человека не в его пользу. Примеры включают в себя принуждение к трудоустройству, запрет на работу вне дома, сокрытие доходов, контроль расходов, принуждение к материальному содержанию агрессора, отказ от материального обеспечения детей, принуждение к попрошайничеству, неравнозначные траты, принуждение к уходу с работы на пенсию (присмотр за внуками), лишение средств (пенсии, сбережений, зарплаты, подарков), финансовый шантаж, обыски, подделывание подписи, злоупотребление деньгами или кража денег и имущества, принуждение или введение в заблуждение при подписывании любого документа (договора или завещания), неподходящее использование опекунства, внезапное появление до этого остававшихся в стороне родственников, заявляющих о своих правах на дела и имущество пожилого человека, порча значимых вещей, мебели и т. д. [3, с. 63].

Все виды насилия тесно взаимосвязаны. Если в семье агрессор практикует физические виды насилия, безусловно, это причиняет и душевную травму, а не только физическую боль. Экономическое насилие строится зачастую на манипулировании и контроле. За сексуальным насилием обычно стоят физические травмы и последствия. Зачастую жертвы страдают от одновременного проявления различных видов насилия.

Для объяснения динамики развития насильственных отношений в семье используют три известные модели:

  1. Цикл насилия (Ленор Уолкер).
  2. Власть и контроль (Дулутская модель).
  3. Процесс насилия (Ланденбергер).

Модель 1 «Цикл насилия».

Американский психотерапевт Ленор Уолкер в 1984 г. проанализировала психологические и поведенческие реакции подвергающихся насилию женщин. На основе многочисленных опросов пострадавших она разработала цикличную теорию насилия, цикл которого состоит из трех фаз [1, с. 63].

  1. Стадия нарастающего напряжения характеризуется эскалацией напряжения, словесными оскорблениями, придирками, упреками, взаимными претензиями, мелкими физическими столкновениями. Женщины обычно реагируют спокойно, стараясь разрядить обстановку, или пытаются защитить свое положение в семье, успокаивают своего партнера, чтобы избежать серьезных конфликтов. Оба партнера могут оправдывать поведение мужчины его реакцией на стресс из-за работы, денег и т. д. С ростом напряжения способности женщины балансировать становятся все слабее. Ее чувство беспомощности и страха растет по мере того, как конфликты становятся все более серьезными. Данная фаза может длиться неделями или даже годами до тех пор, пока напряжение не достигнет переломного момента. Именно на этой стадии для женщин необходимо найти поддержку и помощь, и она ее ищет, так как отношения выстраиваются не так, как она бы хотела. Однако зачастую женщина, находящаяся на данном этапе, не может поверить в то, что инцидент насилия возможен в будущем, и надеется, что конфликты прекратятся. В данной фазе рекомендована проработка плана личной безопасности, информирование, поддержка.
  2. Стадия активного насилия (серьезный инцидент насилия) представляет собой начало серьезного насилия, длящегося от 2 до 24 часов. Женщина не в состоянии повлиять на исход второй фазы, может только лишь попытаться защитить себя и своих детей. Это фаза всплеска напряжения в самой негативной форме. Приступы гнева настолько сильны, что обидчик не может отрицать их существование, а женщина не может отвергать, что они имеют на нее сильное влияние. Однако женщина заранее чувствует приближение такой ситуации, и с ее приближением растут страх и депрессия.

Но, тем не менее, острое насилие существует, потому что мужчина выбирает насильственный способ отношений. После этого обычно наступает отрицание серьезности инцидента, обращение в милицию, за медицинской помощью. В данной фазе женщина, как правило, обращается за помощью по телефонам доверия, в экстренные службы помощи, кризисные центры. Ей необходимо помочь осознать случившееся и то, что предугадываемого, ожидаемого акта насилия можно и нужно избежать – уйти из дома, укрыться, позвать на помощь друзей, вызвать милицию, впоследствии обратиться к специалистам.

  1. Стадия любви и раскаяния (фаза медового месяца). В этом периоде мужчина может быть добрым, любящим, виноватым, обещать никогда не повторять насилие или наоборот обвинять женщину в том, что именно она спровоцировала насилие. В этот период женщина счастлива, верит, что ее партнер изменится. Это время, когда женщине труднее всего уйти, но необходимо помнить, что, случившись однажды, насилие, скорее всего, будет продолжаться с постепенным усилением. К сожалению, этот цикл почти всегда повторяется. С течением времени третья фаза случается все реже и реже, и женщина оказывается в ловушке между нарастанием напряжения перед вспышкой и насилием. Цикл насилия включает в себя шесть хорошо различимых стадий:
  2. Подготовка сцены или ловушка (это стадия воплощения задуманного насилия).
  3. Акт насилия.
  4. Чувство вины и боязнь возмездия. Человек, практикующий насилие регулярно, испытывает чувство вины по отношению к самому себе, а не по отношению к пострадавшим. Он не раскаивается в том, что причинил боль. Он может извиниться за свое поведение, но только чтобы избежать возможного наказания.
  5. Извинения и оправдания (рационализация) – обидчик приводит оправдания (употребление алкоголя, стрессы, усталость) и обвиняет жертву в причине своего поведения. («Если бы ты вовремя приготовила обед, я бы не вышел из себя».) Целью этой стадии является снятие с себя вины.
  6. Перемена поведения к лучшему («нормальное» поведение) – агрессор превращается в заботливого и доброго человека. Цель этой стадии – удержать жертву в семье и сохранить видимость благополучия.
  7. Фантазии и планирование нового нападения. Насилие, как правило, планируется заранее. Агрессор фантазирует или зрительно представляет себе картину следующего нападения.

Цикл насилия был принят как профессионалами, так и непрофессионалами, в качестве возможного объяснения поведения подвергающихся насилию женщин. Очевидным является тот факт, что жестокость и частота цикла насилия с течением времени возрастает.

Модель 2 «Власть и контроль (Дулутская модель)».

В 1984 году на основе групповых интервью, проведенных с женщинами, посещающими образовательные курсы, в рамках Программы Дулута по борьбе с домашним насилием была предпринята попытка разработать структуру для описания поведения мужчин, проявляющих физическое и эмоциональное насилие по отношению к своим партнерам. Многие женщины критиковали теории, описывающие насилие как цикличное событие, а не как постоянно присутствующую составляющую силу в их взаимоотношениях. Далее женщины подвергали критике теории, объясняющие насилие неспособностью мужчин справиться со стрессом. Из опыта женщин, проживающих с партнерами, проявляющими насилие, была разработана теория власти и контроля. Данная теория описывает насилие как составную часть модели поведения, а не как серию независимых инцидентов насилия или циклических взрывов сдерживаемой злости, разочарования или болезненных чувств. Агрессивные мужчины нередко испытывали в детские годы насилие по отношению к себе и наблюдали пример поведения старшего мужчины, проявлявшего жестокость по отношению к женщине. Не все агрессивные мужчины подходят под эту категорию. Некоторые имеют психические заболевания и не испытывают угрызений совести по поводу сделанного, в то время как другие испытывают искренний ужас перед таким поведением. Агрессоры имеют тенденцию оправдывать свои действия, как и все, кто доминирует с использованием силы, говоря и веря в то, что они являются жертвами тех, кого они на самом деле обижают. К сожалению, такое убеждение очень часто поддерживается многими социальными институтами (милицией, судами), социальными и медицинскими работниками и т. д. Динамику, характерную для домашнего насилия, можно продемонстрировать с помощью так называемого Колеса власти и контроля, которое было создано Domestic Abuse Intervention Project (DAIP) [3 , с. 153].

Модель 3 «Процесс насилия».

Ланденбергер (Landerbereger, 1989) было изучено личностное восприятие опыта насилия, процесс самооценки в обстановке взаимоотношений насилия, а также влияние личностного восприятия на выбор женщин в обстановке взаимоотношений насилия. Женщины описывали 4 фазы – объединение, терпение, разрыв, реабилитация – изменения оценки насилия, коррекция отношений со своими партнерами, новые требования к самих себе. В течение фазы объединения, когда взаимоотношения еще новы и полны любви, женщина реагирует на насилие удвоенными усилиями наладить контакт и предотвратить будущее насилие. Женщина применяет методы, отличающиеся логикой и изобретательностью, для того чтобы успокоить своего партнера. С течением времени бессмысленность ее попыток решить эту проблему становится для нее очевидной, и женщина начинает сомневаться в долговременности их взаимоотношений. Во второй фазе, или фазе терпения, женщина терпит насилие из-за положительных сторон в их взаимоотношениях, а также потому, что она считает себя, по крайней мере, частично ответственной за насилие. Хотя женщина может попробовать найти помощь на стороне, она не раскрывает всех обстоятельств проблемы, так как боится последствий, связанных с ее безопасностью, а также с социальным статусом ее партнера. В фазе разрыва женщина признает свое положение как связанное с насилием и сознает, что она не заслуживает такого отношения [4, с. 33].

На основании предложенных теорий мы можем сделать вывод о том, что механизм домашнего насилия очень сложен и многогранен. Данные теории необходимо учитывать при оказании социально-психологической помощи пострадавшим. Эти сведения дают нам возможность попытаться понять внутренний мир отдельной жертвы, причины ее пассивности в деле прекращения насилия над собой и тем самым эффективнее оказать помощь.

 

Библиографический список

  1. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. – М. : Мир, 2007.– 105 с.
  2. Вахмянина, Т.А. Социальная защита семьи, женщин и детей. Из опыта работы комитета по делам семьи, женщин и детей / Т. А. Вахмянина. – М., 2007. – 105 с.
  3. Майерс,Д. Социальная психология: учебник / Д. Майерс. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 396 с.
  4. Остапчук, С.В. Противодействие домашнему насилию : учеб.-метод. комплекс / С. В. Остапчук. – Новополоцк : Полоц. гос. ун-т, 2016. – 120 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы педагогики и психологии образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *