Пышкайло Агата Валерьевна, ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 371.123

Пышкайло Агата Валерьевна,

студентка 3 курса педагогического факультета, дневной формы обучения УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – И. Н. Кавинкина, доцент кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы

Личностные особенности педагога как фактор успешной социализации младших школьников

 

В современной системе образования и воспитания в первую очередь обращается внимание на особенности общения младшего школьника с учителем. Именно отношения с учителем в дальнейшем становятся системой ценностных ориентаций «ребенок – общество».

Личностные особенности педагога важны в воспитательном процессе, поскольку это один из важных факторов социализации. По мнению исследователей Н. Д. Никандорова и С. Н. Гаврова, суть «социализации» заключается в том, что человек на протяжении жизни обучается и усваивает «правила жизни», которые действуют в обществе, то есть те нормы морали, традиции и модели поведения, которые приняты в обществе. Социализация – это многосторонний разноплановый процесс развития человека [1, с. 21].

Разумеется, первично процесс социализации ребенка происходит в семье, а уже потом – в школе, поскольку именно тогда меняется вид деятельности ребенка, его окружение, меняется отношение к взрослым и к себе. Мы согласны с мнением В. А. Ситаровой, что у младшего школьника при поступлении в школу перестраивается логика психологического развития, то есть в этот период формируется новый вид деятельности – обучение. После того как ребенок приобретает новый статус в мире, с определенными обязанностями и ответственностями за них, ребенок получает социально значимую роль [3, с. 122].

Именно в этот период в психике ребенка происходят следующие изменения:

— формирование первичной социальной зрелости;

— становление и образование «Я-концепции»;

— развитие широких общественных мотивов;

— возникновение понимания картины мира, которое включает в себя первичные представления о разных общественных группах, этносов, национальностей;

— открытие своего «Я», внутренней и внешней его части.

Когда ребенок поступает в школу важным фактором для его социализации – это приобретение новых навыков, которые помогают выработать межличностные отношения.

Для ребенка учитель выступает как «другой взрослый» помимо родителей, поэтому учитель может способствовать эмоциональному и интеллектуальному развитию ребенка. Выше мы упомянули, что учитель – это самый важный агент по социализации младших школьников, учитель влияет на следующие приобретения навыков, связанные с коммуникацией:

— формирование учебной деятельности;

— умение приобретать знания под руководством и самостоятельно;

— овладение определенным навыкам самоконтроля;

— познавательная, учебная мотивация и мотивация достижения;

— Я-концепция, взаимоотношения со сверстниками.

Известно, что для детей 1-2 классов, учитель – это центр жизни для учеников, именно мнение учителя важно в самых важных вопросах детей этого возраста. В экспериментах часто описаны ситуации, когда при несовпадении мнения родителей и учителя, ребенок выбирает для себя более правильное мнение последнего. Следует отметить, что на начальном этапе обучения образ учителя идеализируется, реально его начинают воспринимать в 10-11 лет, поэтому личностные особенности учителя важны именно для детей начальных классов.

Важно учесть, что есть и современные особенности, мешающие социализации детей, – это многочисленные гаджеты, мобильные игры. Согласно исследованиям, у детей затормаживается речь, и они более молчаливы.

В рамках исследования нами было проведено анкетирование на тему «Каким должен быть учитель начальных классов?» учащихся 3 класса. Всего в исследовании участвовало 27 респондентов.

После обработки анкет мы получили следующие данные – в топ-5 личностных особенностей учителя начальных классов вошли:

  1. добрый – 26% ответивших;
  2. ласковый – 18% ответивших;
  3. умный – 19% ответивших;
  4. справедливый – 7% ответивших;
  5. с характером – 4% ответивших.

Таким образом, очевидно, что ученики начальных классов отдают предпочтение таким качества учителя, как доброта, ум, ласковое отношение к детям, справедливость. Именно такой педагог, на их взгляд, сможет помочь им успешно пройти социализацию. Учитель значительно влияет не только на ученика, но и в принципе на социально-психологический климат в классе. Благодаря учителю определяются межличностные отношения между учениками, их симпатии и антипатии.

 

Библиографический список

  1. Гавров, С.Н. Образование в процессе социализации личности / С. Н. Гавров, Н. Д. Никандров // Вестник УРАО. – 2008. – №  – С. 21.
  2. Матвеева, О.Н. О социализации младших школьников в современных условиях / О. Н. Матвеева // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Общественные науки. – № 16 (20). – 2010. – С.
  3. Смирнова, М. А. Деятельность общеобразовательных учреждений по созданию педагогических условий социализации учащихся: автореферат дисс…к.п.н. / М. А. Смирнова ; Самарский государственный педагогический университет. – Самара, 1999. – 23 с
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы педагогики и психологии образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *