УДК 373.3.016:51
студент 3 курса педагогического факультета заочной формы обучения
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – С. В. Гадзаова, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы
Использование приёмов творческой работы для формирования у младших школьников умений решать задачи
Важнейшим периодом в развитии и формировании человека является период обучения в начальной школе. В это время закладываются основы умственного развития детей, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека.
К различным аспектам проблемы развития мышления обращались зарубежные исследователи в области психологии, педагогики, логики: Дж. Брунер, Л. С. Выготский, А. Д. Гетманова, С. И. Гин, Д. П. Горский, В. В. Давыдов, А. 3. Зак, Л. В. Занков, В. Ф. Паламарчук, Ж. П. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров, Д. Б. Эльконин и др.
Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Как показывает практика, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками текстовых задач, которые обеспечивают: развитие познавательных психических процессов, в первую очередь, логического мышления и как следствие умственное развитие детей [1].
Текстовые задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации. Проводя работу над задачей, школьники овладеваюткак общими исследовательскими умениями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, наблюдение, выявление закономерности, выдвижение гипотезы; выделение условий, при которых выполняется некоторое свойство объекта; установление того, как при изменении условий изменяется объект или как при изменении объекта изменяются его свойства и др.), так и специальными математическими (умением устанавливать структурное сходство внешне различных систем, переформулировать задачу, разбивать задачу на подзадачи; исследовать выражение с переменными; исследовать решение сюжетной задачи и др.) [5, с. 38].
В методике начального обучения математике традиционно используют различные приемы работы над решенной задачей с целью проверки правильности решения и совершенствования умений: решение задачи другим способом; составление и решение обратной задачи; прикидка; составление задачи по чертежу, таблице или решению. По мнению О. А. Ивашовой [2, с. 35], в исследовательской работе над решённой задачей, которая помогает учащимся понять заложенные в задаче связи, можно выделить два направления.
Первое направление – это работа, ориентированная на осознание особенностей данной задачи и обобщение способа ее решения.
Второе направление – это работа по овладению общими исследовательскими умениями при выполнении заданий, сформулированных к данной задаче.
Рассмотрим особенности реализации второго направления, т.е. использование приёмов творческой работы над задачей. К ним относятся группы приёмов: анализ реального смысла данных и их соотношений, выявление области определения выражения, составленного по задаче; влияние изменений текста задачи на ее решение и ответ; влияние изменений решения или ответа задачи на ее текст. Остановимся подробнее на некоторых из них.
Анализ реального смысла данных и их соотношений, выявление области определения выражения, составленного по задаче.
При выполнении заданий, ориентированных на применение таких приёмов, детям надо учитывать ограничения, связанные с математической и сюжетной сторонами задачи. Математические ограничения возникают при невозможности выполнения арифметических действий, входящих в выражение, на изученном множестве чисел. Сюжетные ограничения вытекают из оценки жизненной реальности числовых данных и их соотношений [2, с. 36].
Задача 1. Петя собрал а ягод клубники. Сколько ягод Петя положил в стакан, если в руках у него осталось 5 ягод?
Задание к задаче 1. Объясните, почему к данной задаче не подходят следующие значения: а = 5,а = 50.
Влияние изменений текста задачи на ее решение и ответ.
В этой группе заданий изменения вносят в условие или требование задачи, а также в ее структуру. Учащимся надо установить влияние этих изменений на решение и ответ задачи. К данной группе относятся следующие творческие приемы: изменение предметной области задачи, т.е. ее сюжета; изменение отношений в условии задачи; изменение требования задачи; изменение структуры задачи [2, с. 37].
Задача 2. В 4 коробках разложили 32 кг печенья, поровну в каждую. Сколько килограммов печенья будет в 12 таких коробках?
Задание к задаче 2. Составьте и решите похожую задачу с величинами цена, количество,стоимость. Запишите ее в таблицу. Сравните способы решения задач и их ответы.
Задача 3.Витя съел 8леденцов, что в 4 раза меньше, чем съел его брат Дима. Сколько всего леденцов съели братья?
Задание к задаче 3. Как изменится ответ задачи, если а) число 8 заменить числом 6; б) «в 4 раза меньше» заменить на «в 4 раза больше»; в) «в 4 раза меньше» заменить на «на 4 леденца меньше».
Влияние изменений решения или ответа задачи на ее текст.
В данной группе заданий изменениявносят в решение и ответ задачи,а учащимся надо установить их влияние на текст задачи.
Изменение решения задачиможет быть связано с изменением математического выражения или способа решения задачи. Например, к задаче 3 можно предложить задание, связанное с изменением решения.
Задание к задаче 3. Как изменится текст задачи, если запись ее решения будет выглядеть так: 8 : 4 + 8.
Изменение ответа задачи может быть связано как с изменением числового значения, так и с изменением наименования или формулировки ответа. Учащиеся при этом должны увидеть, как для этого надо изменить текст задачи.
Причинами увеличения или уменьшения ответа задачи могут быть измененияодного из данных; отношений между данными; требования задачи [3, с. 37].
Как показывает практика, формирование умений решать задачи требует больших усилий как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Необходимо на каждом уроке применять те или иные приёмы творческой работы над задачей, чтобы обеспечить не только совершенствование умений, но и развитие мышления учащихся. При работе с задачами можно вносить изменения не только в текст и в решение задачи, но и в модель задачи (схематический рисунок или чертеж, таблицу, краткую запись с опорными словами), а затем выполнять соответствующие преобразования текста задачи и ее решения [4, с. 34].
Младшим школьникам интереснее проводить исследование сюжетных задач, чем отвлеченных математических выражений, поскольку вносимые изменения приобретают реальный смысл, а возможно, и эмоциональную окраску.
Рассмотренные приёмы творческой работы развивают исследовательские умения, заключающиеся в установлении влияния изменения объекта на изменение его свойств, а также помогают глубже понять связи между данными, осознать решение задачи. Кроме того, они развивают учебно-познавательную мотивацию, вариативность мышления учащихся, обогащают опыт творческой деятельности,способствуют осмысленному овладению учебным материалом, становлению вычислительной культуры, так как требуют вдумчивого обращения с числами, осознания их реального смысла.
Библиографический список
- Демидова, Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач / Т. Е. Демидова. – М. : АСТ, 2002. – 282 с.
- Ивашова,О. А. Исследование школьниками решенных арифметических задач / О.А. Ивашова // Начальная школа. – 2006. – № – С. 35–44.
- Калинина,Г. П. Формирование общего приема решения задач / Г. П. Калинина, B. П. Ручкина // Специальное образование. – 2015. – № – С. 35–45.
- Ручкина,В. П. Методика математики в начальных классах / В. П. Ручкина, Л. В. Воронина. – Екатеринбург : Изд. Калинина Г. П., 2008. – 409 с.
- Царева,С. Е. Виды работы с задачами на уроке математики / С. Е. Царева // Начальная школа. – 1997. – № – С. 37–41.