Рогач Милана Анатольевна, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 376.112.4

Рогач Милана Анатольевна,

студентка 3 курса педагогического факультета дневной формы обучения УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – И. Н. Кавинкина, доцент кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования

 

В настоящее время все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности переживать, чувствовать, и социализироваться в обществе людям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведения или в специальных школах-интернатах. В социуме устанавливается, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, стоит подходить к ребенку не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на свой дефект. Понимание возможностей людей с особенностями психофизического развития (ОПРФ) инициировало появление различных концепция включения их в жизнь общества.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю), или включенное, образование – термин, который используется для отображения процесса обучения детей со специальными нуждами в общеобразовательных (массовых) школах. Теоретической и методической базой инклюзивного образования являются научные положения, исключающие дискриминацию детей, гарантирующие одинаковое чувство ко всем людям, но создание особых условий для детей, которые имеют специальные образовательные потребности [1, с. 601]. Таким образом, инклюзивное образование становится многогранным процессом совместного воспитания и обучения лиц с ОПРФ и нормально развивающихся сверстников.

Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного психолого-педагогического сопровождения как инклюзивного процесса, так и его отдельных структурных компонентов [2, с. 2]. Психолого-педагогическое сопровождение в общеобразовательных учреждениях выступает как особая культура поддержки и помощи ребенку в обучении, развитии, воспитании и социализации.

Психолого-педагогическое сопровождение – это особая долговременная психологическая помощь, специально организованный процесс, направленный на создание безопасных условий, в которых становится возможным выход из негативного отчуждения и изоляции от мира (некоторой изоляции от себя, других людей, мира в целом) в мир взаимодействия, взаимоотношений, общения, активного расширения социальных контактов [4, с. 1].

Как считает Л. Н. Харавина, процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического. Практика показывает, что в целом можно пользоваться подобным подходом к определению этапности психолого-педагогического сопровождения, с условием большей дифференциации [3, с. 7].

Первый – диагностический – этап предполагает первичную экспертизу для сопровождения. К данному этапу следует отнести оценку ресурсов общеобразовательного учреждения для запуска инклюзивных процессов, включая количество детей с ОПФР, которое способно принять учреждение, оценку учащихся, поступивших в школу в начале учебного года, и среди них детей с особенностями, которые нуждаются в специальном образовании.

На втором (поисково-вариативном) этапе осуществляется определение целевых ориентиров комплексного сопровождения в рамках разрабатываемой здесь же индивидуальной образовательной программы. После детального определения всех образовательных потребностей ребенка с ОПФР, с учетом «стратегических» рекомендаций ПМПК по организации психолого-педагогического сопровождения вначале обсуждаются, а затем разрабатываются и детализируются отдельные компоненты сопровождения ребенка специалистами школьного консилиума [3, с. 7].

На практико-действенном этапе совершается реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению программы психолого-педагогического сопровождения включаемого ребенка, других субъектов инклюзивной практики [3, с. 8].

На следующем — аналитическом — этапе психолого-педагогического сопровождения происходит анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом во всех его аспектах [3, с. 9].

Все этапы инклюзивного образования обеспечивают положительное эмоциональное самочувствие учащихся, положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.

В этих условиях у детей с ОПФР формируются навыки общения с окружающими, расширяются возможности произвольного взаимодействия. Для нормально развивающихся детей, в свою же очередь, формируется определенная степень социальной зрелости, они понимают, что ребенок с ОПФР не хуже и не лучше других, а такой же, как все, они понимают их особые потребности.

Для достижения эффективности в процессе получения детьми с ОВЗ образования в условиях инклюзии необходимо правильно понимать их возможности и потребности, в чем важную роль играет психолого-медико-педагогическая диагностика. Диагностические обследования позволяют определить наличие нарушение в интеллектуальной и личностной сферах развития ребенка, что будет выражаться, в частности, в нарушениях памяти, внимания, мышления, в ограниченности представлений об окружающем мире, в непостоянстве проявлений работоспособности и т.п. Выявленные нарушения будут определять уровень необходимой для них помощи и ее направленность, что, в свою очередь, будет определять направления коррекционно-развивающей работы с данными детьми [5, с. 2].

Таким образом, следует отметить, что инклюзивное образование – не только создание условий для доступа детей с ОПФР в общеобразовательные учреждения, но и учебно-воспитательный процесс, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребёнка с особыми нуждами. В учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОПФР.

 

Библиографический список

  1. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1997. – 298 с.
  2. Илика, О.А. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования / А. А. Илика, И. А. Макарова. – Благовещенск : Благовещенский гос. пед. ун-т, 2013. – 3 с.
  3. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С. В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. –528 с.
  4. Самсонова, Е.В. Основные педагогические технологии инклюзивного образования: учебно-методическое пособие / Е. В. Самсонова, Т. П. Дмитриева, Т. Ю. Хотылева. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2013. –36 с.
  5. Черепкова,Н. В. Инклюзивное образование / Н. В. Черепкова, А. В. Смуглиенко. – Ставрополь : Северо-Кавказкий фед.ун-т, 2014. – С.2.
Запись опубликована в рубрике Психолого-педагогическое и методическое сопровождение инклюзивного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *