УДК 37.013.42
Рогова Евгения Владимировна,
студент 4 курса факультета социально-педагогических технологий дневной формы обучения УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», г. Минск
Научный руководитель – Е. В. Гришкевич, старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ им. М.Танка
Социально-педагогические и психологические особенности обучающихся из семей, находящихся в социально опасном положении
Семья является важнейшим институтом социализации ребенка. В семье у ребенка формируются нормы поведения, морали, принципы, установки и правила, которые напрямую влияют на становление личности. Поэтому в современном социуме особое внимание уделяется проблемам семьи.
Так, в соответствии с Кодексом Республики Беларусь «О браке и семье» одной из задач государственной семейной политикив Республике Беларусь является укрепление семьи как «естественной и основной ячейки общества, основанной на принципах общечеловеческой морали, недопущение ослабления и разрушения семейных связей» [3, с. 10].
Одной из важнейших социально-педагогических проблем является существование такой категории семей, как семьи с детьми, находящимися в социально опасном положении.
Семьи, находящиеся в социально опасном положении – это семьи, которые имеют на иждивении несовершеннолетнего ребенка или несколько детей, где законные представители не справляются со своими прямыми родительскими обязанностями, вследствие чего создается угроза для несовершеннолетних детей.
В таких семьях законные представители не справляются со своими обязанностями, могут быть склонны к аморальному образу жизни, асоциальному поведению, склонны также к жестокому обращению с несовершеннолетними, злоупотреблению спиртными напитками, могут нарушать общественный порядок, иметь прогулы на работе без уважительных причин.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет нам выделить следующие группы трудностей, которые могут существовать в семьях, находящихся в социально опасном положении:
Психологические.В семье могут быть нарушены детско-родительские отношения, родители могут вести аморальный образ жизни из-за внутренних переживаний и не умением справляться с трудностями, переживаниями, эмоциями. Повышенная агрессивность родителей может негативно отражаться на развитии несовершеннолетнего, впоследствии чего у ребенка могут быть проблемы в развитии во все сфера жизнедеятельности.
Педагогические.Законные представители могут испытывать трудности в процессе воспитания несовершеннолетних. Низкий уровень педагогической культуры может выражаться в:
— неправильно выбранных формах, методах воспитания;
— беспомощности в построении взаимоотношений с детьми.
Это, в свою очередь, может привести к таким негативным последствиям, как безнадзорность, эмоциональное отвержение,
Ю. В. Касаткин и Н. В. Клюева, изучая данный вопрос, пришли к выводу, что непоследовательность и противоречия воспитательного взаимодействия могут являться причинами дальнейших трудностей в общении у детей из неблагополучных семей.
Ситуация в семье напрямую влияет на внешний вид, поведение и самочувствие ребенка, что в последствии сказывается на его успеваемости, общении со сверстниками, учителями, на его социализации, поведении в обществе и в восприятии окружающего мира. Все это повышает риск возникновения у ребенка асоциального поведения, девиантного поведения учащихся, проявлений преступности.
Чаще всего дети не способны напрямую обратиться за помощью, они не могут признать то, что в и семье есть трудности и проблемы, поэтому всё происходящее отражается на их поведении. Ребенок из семьи, которая находится в социально опасном положении, может обозначить себя резкой манерой общения, неопрятным внешним видом, конфликтным поведением в коллективе, побегами из дома, ненормативной лексикой. Ребенок резко может поменяться в поведении и общении.
А. В. Ковалевская выделяет следующие внешние поведенческие признаки, которые описываютребенка из семьи, находящейся в социально опасном положении:
несовершеннолетний систематически допускает опоздания на занятия;
ребенок проявляет нежелание уходить сразу после школьных занятий домой, может задерживаться в школе, на улице или у друзей;
ребенок испытывает страх, проявляет негатив к теме семьи, родителей;
ребенок может убегать из дома, родители зачастую могут не знать где находится их ребенок и не проявлять к этому никакого интереса;
из школы ребенка могут забирать не законные представители, а знаковые, дальние родственники, соседи;
пропуск занятий без уважительны причин;
законные представители не интересуются успехами ребенка в школе, не посещают родительские собрания, не идут на контакт с педагогами;
ребенок может испытывать чувство голода, недосып, может наблюдаться часто плохое самочувствие.
Характерными отрицательными чертами обучающихся, которые находятся в социально опасном положении, по мнению Н. Ф. Дивициной являются следующие:
— озлобленность;
— дерзость;
— выраженные формы эгоизма и индивидуализма;
— упрямство;
— распущенность;
— жадность;
— чрезмерная грубость;
— легкомысленное отношение к жизни;
— неразвитость чувства стыда.
Таким образом, обучающиеся из семей, находящихся в социально опасном положении, требуют от социальных педагогов повышенного внимания и серьёзной работы. Специалисты, работающие с такой категорией семей должны учитывать все критерии и категории проблем, которые привели к даннойпроблеме.
Библиографический список
- Блясова, И. Ю. Психолого-педагогические, генетические и социальные факторы, обусловливающие социально опасное поведение несовершеннолетних [Электронный ресурс] / И. Ю. Блясова // Вестник Челябинского государственного университета: электронный журнал. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-geneticheskie-i-sotsialnye-faktory-obuslovlivayuschie-sotsialno-opasnoe-povedenie-nesovershennoletnih. – Дата доступа: 11.03.2023.
- Возможности изотерапии в работе с подростками, находящимися в социально опасном положении [Электронный ресурс] / А. Н. Свиридова, Н. В. Басалаева, Т. В. Казакова, Т. В. Захарова // Вестник Кемеровского государственного университета: электронный журнал. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-izoterapii-v-rabote-s-podrostkami-nahodyaschimisya-v-sotsialno-opasnom. – Дата доступа: 11.03.2023.
- Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: с изм. и доп., внесенными Законом Респ. Беларусь от 17 июля 2018 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2019. – 144 с.