УДК 371.12
Скопец Юлия Дмитриевна,
студентка 3 курса педагогического факультета дневной формы обучения УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купила», г.Гродно
Научный руководитель –И. И. Капалыгина, заведующий кафедрой естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы
Характеристика творческого потенциала учителя
В настоящее время существует проблема, связанная с недостаточным развитием коммуникативных и творческих способностей педагога. Способность к творчеству присутствует у каждого человека, однако уровень творческих достижений педагогов оставляет желать лучшего. На современном этапе педагогическое образование – это сфера духовного производства, продуктами которого являются не только усвоение знаний, ценностей и личностных смыслов, но и развитие учителя. Речь идет не только о применении существующих образовательных технологий, но, главное, процессы творчества в самом широком смысле.
Творчество – обычно совершенствование чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных способов его получения. Учитель – это всегда активная, творческая личность. Творческий учитель постоянно занимает свою профессиональную позицию, ведёт нестандартную направленность своей деятельности. Благодаря этому учитель может воспитать личность, способную к сотрудничеству, отличающуюся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовую к межкультурному взаимодействию.В практической педагогической деятельности учитель имеет свои способности. Выделятся следующие главные группы способностей:
- Организаторские, проявляющиеся в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному.
- Эдукативные – умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно его изложить, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, учебно-познавательную активность.
- Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.
- Коммуникативные, т.е. умение учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
- Суггестивные, заключающиеся в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.
- Исследовательские, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
- Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли [1, с. 650].
Творческий потенциал учителя – это интеллектуальная структура, рассматриваемая как степень способностей личности учителя в процессе педагогического творчества. Развитие творческого потенциала учителя осуществляется в виде непрерывного процесса обретения им творческих качеств, целенаправленного профессионального роста под влиянием внешних и внутренних факторов, а также собственной активности в самосовершенствовании, саморазвитии и самореализации [2, с.3].
Творческий потенциал фиксирует те источники саморазвития личности, которые содействуют его актуализации. Развитие творческого потенциала определяется тем, что целью современного педагогического образования является не только приобретение новых знаний,ценностей и личностных смыслов, но и формирование самодеятельногосубъекта, способного реализовать творческую энергию своего интеллектуального, творческого и нравственного потенциала, развитие сущностных сил учителя, способности поддерживать существующие педагогические технологии, а также способности осуществлятьинновационные процессы и преобразования.
В практике педагогического взаимодействия принципы всестороннего развития творческого потенциала личности учителя формулируются следующим образом.
- Принцип активности. Следование этому принципу означает не только предоставление людям возможности стать всесторонне развитыми, гармоничными и творческими личностями, но и возложение на них ответственности за реализацию этой возможности. Творческое развитие учителя – это активный процесс самообразования и самосовершенствования через самостоятельное и творческое конструирование собственной личности.
- Принцип деятельности. Согласно этому принципу, развитие творческого потенциала личности учителя следует понимать как создание сложной многоплановой творческой деятельности.
- Принцип коллективности. Уровень творческого развития личности учителя во многом задается уровнем развития межличностных отношений группы, в которую она включена. Наиболее благоприятные условия для формирования творческой направленности личности учителя создаетгруппа высокого уровня творческого развития. Для реализации принципаколлективности могут быть использованы: групповые формы работы,ситуации совместных переживаний по поводу успехов и неудач группы.
- Принцип личностного подхода. Согласно этому принципу, следует учитывать индивидуально-психологические особенности (памяти, внимания, типа темперамента) личности учителя.
- Принцип развития. Он предполагает рассмотрение того, как явления изменяются в ходе развития под воздействием производящих их причин, и вместе с тем включает предпосылки обусловленности преобразования этих явлений их включенностью в целостную систему.
Хорошо известно, что мастерство учителяпроявляется вего педагогических навыках, особенно в классе. Опытные учителя способны обеспечить усвоение учащимися того, что они изучают на уроках, а домашние задания служат средством углубления, закрепления и расширения знаний. Учитель-мастеруправляет всем учебным процессом, умеет координировать работу учеников и формирует у них способность быстро усваивать используемый материал. Еще одна важная характеристика – умение стимулировать учеников, повышать их компетентность, самостоятельность и любознательность. Учитель-мастер должен обладать талантом заставлять учеников думать на уроке и использовать разнообразные методы для стимулирования учебного процесса. Учитель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания, не требуя рассуждения.Для этого применяются простые приёмы: смена методов деятельности, эмоциональность активность учителя, интересные примеры, остроумные замечания. Нельзя повторяться, необходимо обнаруживать новейшие оригинальные способы. Данные приёмы предоставляют не только временный успех, они способствуют росту симпатии к учителю, решают главную задачу – вырабатывают устойчивый, постоянный интерес к предмету.
Таким образом, творческий потенциал – это совокупность интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков, способность ставить проблемы с опорой на интуицию и логическое мышление и реализовать их в поиске решений, талант в определённой области. Для эффективного развития творческого потенциала учителя необходимы качества, раскрывающие в нём творца. Типичными примерами в данном случае являются творческая активность, оригинальность, способность и готовность вносить новизну, комбинирование идей, перевоплощение за счёт прошлого опыта, наличие развитого воображения, творческая инициатива. Творческий потенциалучителя–это комплекс психических процессов и свойств личности, которые реализуются в процессе педагогического творчества.
Библиографический список
- Подласый, И. П. Педагогика в 2 т. Практическая педагогика: учебник для бакалавров / И. П. Подласый. – М.: Из-во Юрайт, 2014. – 799с.
- Привалова, Г. Ф. Развитие творческого потенциала педагога в конкурсах профессионального мастерства: монография / Г.Ф.Привалова. – Кемерово : КемГИК, 2012. – 163 с.