Скопец Юлия Дмитриевна, ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ

УДК 371.12

Скопец Юлия Дмитриевна,

студентка 3 курса педагогического факультета дневной формы обучения УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купила», г.Гродно

Научный руководитель –И. И. Капалыгина, заведующий кафедрой естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы

Характеристика творческого потенциала учителя

 

В настоящее время существует проблема, связанная с недостаточным развитием коммуникативных и творческих способностей педагога. Способность к творчеству присутствует у каждого человека, однако уровень творческих достижений педагогов оставляет желать лучшего. На современном этапе педагогическое образование – это сфера духовного производства, продуктами которого являются не только усвоение знаний, ценностей и личностных смыслов, но и развитие учителя. Речь идет не только о применении существующих образовательных технологий, но, главное, процессы творчества в самом широком смысле.

Творчество – обычно совершенствование чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных способов его получения. Учитель – это всегда активная, творческая личность. Творческий учитель постоянно занимает свою профессиональную позицию, ведёт нестандартную направленность своей деятельности. Благодаря этому учитель может воспитать личность, способную к сотрудничеству, отличающуюся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовую к межкультурному взаимодействию.В практической педагогической деятельности учитель имеет свои способности. Выделятся следующие главные группы способностей:

  1. Организаторские, проявляющиеся в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному.
  2. Эдукативные – умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно его изложить, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, учебно-познавательную активность.
  3. Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.
  4. Коммуникативные, т.е. умение учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
  5. Суггестивные, заключающиеся в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.
  6. Исследовательские, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
  7. Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли [1, с. 650].

Творческий потенциал учителя – это интеллектуальная структура, рассматриваемая как степень способностей личности учителя в процессе педагогического творчества. Развитие творческого потенциала учителя осуществляется в виде непрерывного процесса обретения им творческих качеств, целенаправленного профессионального роста под влиянием внешних и внутренних факторов, а также собственной активности в самосовершенствовании, саморазвитии и самореализации [2, с.3].

Творческий потенциал фиксирует те источники саморазвития личности, которые содействуют его актуализации. Развитие творческого потенциала определяется тем, что целью современного педагогического образования является не только приобретение новых знаний,ценностей и личностных смыслов, но и формирование самодеятельногосубъекта, способного реализовать творческую энергию своего интеллектуального, творческого и нравственного потенциала, развитие сущностных сил учителя, способности поддерживать существующие педагогические технологии, а также способности осуществлятьинновационные процессы и преобразования.

В практике педагогического взаимодействия принципы всестороннего развития творческого потенциала личности учителя формулируются следующим образом.

  1. Принцип активности. Следование этому принципу означает не только предоставление людям возможности стать всесторонне развитыми, гармоничными и творческими личностями, но и возложение на них ответственности за реализацию этой возможности. Творческое развитие учителя – это активный процесс самообразования и самосовершенствования через самостоятельное и творческое конструирование собственной личности.
  2. Принцип деятельности. Согласно этому принципу, развитие творческого потенциала личности учителя следует понимать как создание сложной многоплановой творческой деятельности.
  3. Принцип коллективности. Уровень творческого развития личности учителя во многом задается уровнем развития межличностных отношений группы, в которую она включена. Наиболее благоприятные условия для формирования творческой направленности личности учителя создаетгруппа высокого уровня творческого развития. Для реализации принципаколлективности могут быть использованы: групповые формы работы,ситуации совместных переживаний по поводу успехов и неудач группы.
  4. Принцип личностного подхода. Согласно этому принципу, следует учитывать индивидуально-психологические особенности (памяти, внимания, типа темперамента) личности учителя.
  5. Принцип развития. Он предполагает рассмотрение того, как явления изменяются в ходе развития под воздействием производящих их причин, и вместе с тем включает предпосылки обусловленности преобразования этих явлений их включенностью в целостную систему.

Хорошо известно, что мастерство учителяпроявляется вего педагогических навыках, особенно в классе. Опытные учителя способны обеспечить усвоение учащимися того, что они изучают на уроках, а домашние задания служат средством углубления, закрепления и расширения знаний. Учитель-мастеруправляет всем учебным процессом, умеет координировать работу учеников и формирует у них способность быстро усваивать используемый материал. Еще одна важная характеристика – умение стимулировать учеников, повышать их компетентность, самостоятельность и любознательность. Учитель-мастер должен обладать талантом заставлять учеников думать на уроке и использовать разнообразные методы для стимулирования учебного процесса. Учитель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания, не требуя рассуждения.Для этого применяются простые приёмы: смена методов деятельности, эмоциональность активность учителя, интересные примеры, остроумные замечания. Нельзя повторяться, необходимо обнаруживать новейшие оригинальные способы. Данные приёмы предоставляют не только временный успех, они способствуют росту симпатии к учителю, решают главную задачу – вырабатывают устойчивый, постоянный интерес к предмету.

Таким образом, творческий потенциал – это совокупность интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков, способность ставить проблемы с опорой на интуицию и логическое мышление и реализовать их в поиске решений, талант в определённой области. Для эффективного развития творческого потенциала учителя необходимы качества, раскрывающие в нём творца. Типичными примерами в данном случае являются творческая активность, оригинальность, способность и готовность вносить новизну, комбинирование идей, перевоплощение за счёт прошлого опыта, наличие развитого воображения, творческая инициатива. Творческий потенциалучителя–это комплекс психических процессов и свойств личности, которые реализуются в процессе педагогического творчества.

 

Библиографический список

  1. Подласый, И. П. Педагогика в 2 т. Практическая педагогика: учебник для бакалавров / И. П. Подласый. – М.: Из-во Юрайт, 2014. – 799с.
  2. Привалова, Г. Ф. Развитие творческого потенциала педагога в конкурсах профессионального мастерства: монография / Г.Ф.Привалова. – Кемерово : КемГИК, 2012. – 163 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы педагогики и психологии образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *