Снопко Анастасия Алексеевна, ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА ИЗ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ

УДК 376.7

Снопко Анастасия Алексеевна,

студентка 2 курса педагогического факультета дневной формы обучения

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – А. И. Экстерович, старший преподаватель кафедры педагогики и социальной работы УО ГрГУ им. Я. Купалы

Проблемы социализации ребёнка из неполной семьи

 

Ситуация, при которой ребенка в семье воспитывает один родитель, нередка в нашей стране. На это имеются определенные причины и обстоятельства, которые будут рассмотрены нами ниже.

Неполная семья – это категория семьи с отсутствием одного из родителей, когда одинокие мать или отец проживают с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) всю ответственность [4].

Перечислим основные причины, по которым семья приобретает статус неполной:

разведённая (причина образования такой семьи — расторжение брака);

внебрачная (семья образовалась вследствие рождения ребёнка при незарегистрированном браке);

осиротевшая (образовалась в результате смерти одного из родителей);

распавшаяся (семья возникает вследствие лишения одного из родителей родительских прав, распада семьи без развода и раздельного проживания родителей) [5, с. 116].

Рассмотрим позитивные стороны неполных семей:

если родитель окружает ребёнка теплом и заботой, то ребёнок будет спокоен и уравновешен;

ребёнок не приобретает негативную модель межполовых отношений;

в неполной семье психика ребёнка и взрослого может быть избавлена от больших и частых конфликтных ситуаций, вредного влияния и дурных привычек покинувшего родителя, приобретая при этом ощущение стабильности.

Семья – это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления [6].

Семья в первую очередь обеспечивает первичную социализацию ребенка и становление его психических черт и личностных качеств. Главная социальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Каждый из родителей несёт ответственность перед обществом за организацию системы условий, обеспечивающих оптимальные возможности для личностного развития ребёнка.Здоровая, крепкая семья, которая полна любви и заботы, – это залог стабильности и расцвета любого общества, любого государства. Ребенок в такой семье отождествляет себя со своими родителями, прежде всего себя с родителем своего пола, и подражает им. Поэтому идеальный вариант для социализации ребенка – наличие в семье обоих родителей, т.е. полная семья, которая живёт в любви, взаимопонимании и взаимоуважении.

Обычно в семье начинают зарождаться отношения между близкими людьми, формируется восприятие социума. Отсутствие отца в семье может по-разному сказываться на мальчиках и девочках. Допустим, у девочек могут возникнуть трудности материального характера. Девочкам главное, чтобы была мама – источник эмоционального тепла и заботы. У мальчиков наоборот. Для мальчиков отец – это наглядный пример. Отец учит всему необходимому, что должен уметь или знать мужчина. Отсутствие отца для мальчика может негативно сказаться на формировании у него мужских черт характера и на понимании им обязанностей, выполняемых мужчиной в семье. Также при отсутствии одного из родителей ребенок не получает образца отношений между мужчиной и женщиной, нередко у него формируется неадекватное представление о дифференциации мужских и женских обязанностей. Ведь в основном мальчики делятся своими секретами с папами, а девочки – с мамами. Мама может стараться заменить отца, но в полном объеме это сделать затруднительно.

Сам развод, ссоры родителей являются для ребёнка травмирующими факторами. Родители вынуждают участвовать ребёнка в опасных для него семейных разборках, где решается, с кем ему остаться. Большинство детей испытывают чувство вины и повышенную тревогу: ребёнок думает, что это всё из-за него.

Рассмотримпроблемы, с которыми могут столкнуться дети из-за ухода отца:

у мальчиков: мальчик может вырасти нерешительным, ему будет тяжело наладить контакт с противоположным полом, у него не будет представлений, как должна выглядеть настоящая семья;

для девочек: девочки будут настроены негативно по отношению к противоположному полу, так как образ отца в их понимании – это образ человека, который не способен сохранить свою семью.

Проблемы, с которыми могут столкнуться дети из-за ухода матери в   неполных семьях, где воспитывает детей только отец, могут возникнуть отсутствие ласки со стороны матери, что не способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Также в неполных  семьях зачастую имеются проблемы экономического характера, финансово-материальные трудности. Однако не все неполные семьи можно отнести к материально нуждающимся. Среди таких семей есть и материально благополучные, но в них, скорее всего, родитель тратит время на выполнение своих служебных обязанностей, что может стать причиной проблемы безнадзорности ребенка, повышающей риск психологических отклонений в процессе его социализации, выстраивании отношений с обществом, сверстниками.

Социализация детей – важная проблема, поэтому она является предметом изучения специалистов различных областей. Социализация – это процесс и результат усвоения ребёнком различных норм, ценностей и форм поведения [2].

Проблема социализации детей в неполных семьях является одной из основных. Отсутствие одного из родителей накладывает огромный отпечаток на воспитательный процесс личности ребенка. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, лишены примера семейных взаимоотношений мужчины и женщины. Это негативно сказывается на подготовленности детей к будущей семейной жизни и на саму социализацию в целом.

Для успешной социализации ребенка, который воспитывается в неполной семье, очень важно выстраивать отношения с ним на основе доверия и взаимопонимания. Важно как можно чаще разговаривать с ребенком, уметь выслушать его, похвалить даже за незначительные достижения, а не наказывать по любому поводу. Необходимо также способствовать ребенку в становлении его социальных связей, что даст ребенку возможность легко находить язык с новыми людьми.

Несмотря на то, что неполная семья сталкивается с большим количеством трудностей, она все же обладает достаточным потенциалом для нормального воспитания детей. Родителю необходимо знать психологические особенности своих детей, уметь использовать их в свою пользу в данной ситуации и делать всё, чтобы не допустить негативных последствий в будущем для еще несформировавшейся личности ребенка.

Для решения проблем неполных семей осуществляется поддержка, которая включает: помощь службы занятости в трудоустройстве родителя, помощь образовательных организаций в предоставлении льгот на питание и обучение ребёнка, помощь социальной службы и юристов в оформлении документов, получении пенсий, пособий, алиментов. Для решения проблем неполная семья может обратиться к социальным работникам, описать проблемы и трудности, попросить помощи – они направят, скоординируют.

Исходя из вышесказанного, можно дать некоторые советы родителям по решению проблемы социализации ребёнка:

будьте примером для своих детей, учите их правильным манерам и тому, чего им следует избегать;

старайтесь уделять своим детям как можно больше времени;

доверяйте ребёнку, старайтесь выслушать его;

не позволяйте детям запугивать вас, что они перейдут к другому родителю. Если потворствовать такому эмоциональному шантажу, дети начнут управлять вами, что может повредить их моральному развитию;

проявляйте свою заботу и любовь к ребёнку.

Социализация ребёнка и его социальное становление может проходить благополучно только при наличии доверительных, уважительных отношений с ребёнком, высокой заинтересованности в нём, демонстрации безграничной любви и создании ситуации успеха.

 

Библиографический список

  1. Проблемы социализации детей из неполных семей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/172484.html/. – Дата доступа: 23.12.2022.
  2. Социализация детей и всестороннее развитие ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/95644.htm. – Дата доступа: 23.12.2022.
  3. Проблемы социализации детей, воспитывающихся в неполной семье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://13rusprint.ru/books/2016/SocialProtection/chtml/. – Дата доступа: 23.12.2022.
  4. Неполная семья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://didacts.ru/termin/nepolnaja-semja.html/. – Дата доступа: 16.01.2023.
  5. Иванова,Н. П. Неполная семья: особенности социализации детей [Электронный ресурс] / Н. П. Иванова. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nepolnaya-semya-osobennosti-sotsializatsii-detey/. – Дата доступа: 25.01.2023.
  6. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье [Электронный ресурс]: 9 июля 1999 г., № 278-З : принят Палатой представителей 3 июня 1999 г. : одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы педагогики и психологии образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *