УДК 372.45
Алексеева Е.М.
учитель английского языка первой квалификационной категории
Государственное учреждение образования «Гимназия № 2 г. Гродно»
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. Статья посвящена проблеме использования электронных образовательных ресурсов обучающимися самостоятельно и на уроках английского языка в начальной школе. Автором создан и предложен к рассмотрению электронный тренажер к учебнику английского языка для 4 класса.
Электронные образовательные ресурсы (далее — ЭОР) стали неотъемлемой частью информационно-образовательной среды современной школы, позволяя «повышать эффективность обучения за счет введения элементов интерактивности и мультимедиа» [4].
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) — это наиболее общий термин, объединяющий средства обучения, учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
ЭОР нового поколения это уже не просто картинки, видео- или аудиозаписи, это образовательный ресурс, включающий в себя структуру, предметное содержание, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения. Это мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что пользователь сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем [1].
ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:
- Мультимедийность
2.Интерактивность
- Доступность
- Универсальность
- Производительность
Зачем нужно применение ЭОР учителю?
экономия времени на уроке; глубина погружения в материал; повышенная мотивация обучения; возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа — материалов; привлечение разных видов деятельности.
Что дает применение ЭОР ученику?
содействует росту успеваемости учащихся по предмету; позволяет учащимся проявить себя в новой роли; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика; делает занятия интересными и развивает мотивацию; помогает раскрыть творческие способности и придает уверенности в себе [1].
При построении учебного процесса с использованием ЭОР основной акцент выполняется на организацию активных видов познавательной деятельности учащихся; учитель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера учебного процесса, готового предложить учащимся необходимый комплект средств обучения, а не только передать учебную информацию; ученик выступает в качестве субъекта деятельности наряду с педагогом, а его личностное развитие является одной из главных образовательных целей; учебная информация используется как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения.
Компьютерные программы обеспечивают введение учебного материала, моделирование ситуаций общения, организацию игровых заданий, контроль и оценку знаний, позволяют использовать все виды наглядности.
Электронные образовательные ресурсы позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Проекты, выполненные с использованием электронных образовательных ресурсов, помогают разнообразить занятия, реализуют комплексный подход в обучении и значительно повышают мотивацию к изучению материала.
ЭОР могут быть использованы на всех этапах урока. В зависимости от этого классифицируются по следующим типам:
- ЭОР – введения в проблему.
Этапы работы:
1) Презентация-показ.
2) Обсуждение.
3) Постановка проблемы.
- ЭОР – интерактивное задание.
- ЭОР – плакат, содержащий непосредственно новые знания.
- ЭОР закрепления нового являются набором игр, упражнений, творческих практических заданий, флеш-анимаций, видео- и аудио фрагментов.
- ЭОР – контроль.
Все ЭОР могут быть использованы как в урочной, так и во внеурочной и внешкольной деятельности учащихся [3].
В процессе всестороннего анализа и планирования свой учебной деятельности я пришла к выводу, что использование интерактивных заданий в процессе обучения является решением многих проблем.
Целесообразность использования компьютерного тренажера, созданного с помощью конструктора интерактивных заданий Learning Apps заключается в следующем: переход от объяснительно-иллюстрированного к субъект – субъектному обучению; отработка и обобщение учебного материала; эффективная организация познавательной и информационно-учебной деятельности; активизация всех видов речевой деятельности (чтение, восприятие речи на слух, письменная и устная речь) [2].
Цель создания ЭОР: обеспечение учебного процесса дополнительными методическими материалами в электронном виде; мотивация, вовлечение, активизация деятельности учеников; активизация взаимодействия участников учебного процесса через работу в сети Интернет; повышение наглядности представления информации; активизация самостоятельности и творческой активности каждого ученика при организации учебной работы учащихся с ЭОР; повышение наглядности учебного материала, представленного в ЭОР средствами современных ИКТ; повышение эффективности педагогической деятельности при работе с ЭОР через расширение возможностей применения современных педагогических технологий и снижение временных затрат на рутинную не творческую подготовку к урокам.
Задачи при использовании тренажера: повышение эффективности обучения и качества знаний учащихся; развитие познавательной активности; повышение интереса к изучаемому предмету; развитие аналитического мышления; формирование навыков работы с компьютером; отработка и систематизация учебного материала; формирование информационной культур ы учащегося.
Конструктор интерактивных заданий Learning Apps предназначен для поддержки процесса обучения с помощью интерактивных упражнений. При этом создавать интерактивные модули по готовым шаблонам может как учитель, так и учащийся. Сервис Learning Apps является приложением Web 2.0.
Тренажер содержит комплекс интерактивных упражнений по каждому из 9 разделов учебника [5].
Каждый раздел содержит комплекс упражнений, направленных на развитие речевых умений по следующим направлениям: словарный запас, практика речи, грамматика.
В тренажере использованы различные типы и виды упражнений. Приложение LearningApps позволило создавать задания не только, не только отличающиеся своей интерактивностью, но также и формой, а именно: найти пару, классификация, хронологическая линейка, простой порядок, ввод текста, сортировка картинок, викторина, заполни пропуски, аудио/видео контент, виселица, кроссворд, поиск слов, найди на карте, пазл, скачки, парочки.
При выполнении заданий всегда есть возможность обратиться за помощью в виде подсказки учителя, либо пройти по ссылке к интересному обучающему видео.
Задания с использованием аудио- и видео контента способствуют развитию умений восприятия речи на слух.
Отдельная группа упражнений позволяет работать как индивидуально, так и в соперничестве с одноклассниками.
Сервис позволяет работать с картами, что значительно расширяет кругозор учащихся и приближает их к реальным жизненным условиям.
Оперативность обработанной информации, способствует детальному анализу умений и знаний учащихся и последующей коррекции со стороны учителя.
Адрес в сети Интернет: https://learningapps.org/user/neutralbet. Код доступа: 2587.
Список литературы
- Интернет – журнал «Педагогика онлайн». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aneks.spb.ru/nachalnaia-shkola-pedagogicheskie-tekhnologii/innovatcionnye-metody-obucheniia-na-urokakh-v-nachalnoi-shkole.html. – Дата доступа: 19.04.2020
- Приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей [Режим доступа: https://learningapps.org. – Дата доступа: 17.04.2020
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/06/30/elektronnye-obrazovatelnye-resursy-v-sovremennoy-shkole . – Дата доступа: 21.04.2020
- Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://megabook.ru/article/Электронный%20образовательный%20ресурс – Дата доступа: 01.05.2020
- Учебно-методический комплекс Волшебная шкатулка-4 / Н.М. Седунова, А.И. Калишевич, Л.М. Лапицкая [и др.]. – Минск: Аверсэв, 2014. – 199 с.
Представленная в статье тема актуальна и носит практико-ориентированный характер. Однако для осмысления практической значимости проблематики не хватает примеров использования ЭОР и исследовательского подхода в изложении материала автором. Не хватает также выводов по проблеме в завершении публикации, которые бы подвели итог целевого использования данных средств обучения. Есть замечания к оформлению списка литературы.