Генюш Д.А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ВЕДУЩЕЙ ЛЕВОЙ РУКОЙ

УДК 372.45

Генюш Д.А.

студентка 3 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 (Научный руководитель  ̶  С. Д. Гринько, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы, магистр педагогических наук)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ВЕДУЩЕЙ ЛЕВОЙ РУКОЙ

 Аннотация. В данной статье отображена специфика педагогического процесса по формированию навыка письма у леворуких учащихся на первой ступени общего среднего образования. Раскрыты методические основы всех этапов работы на стадии становления графического навыка, особенности подготовительной работы с данной категорией обучающихся.

Всё реже среди педагогов на первой ступени общего среднего образования встречаются стереотипы о необходимости переучивания леворуких детей. Также увеличивается число учителей и родителей, которые осознают нецелесообразность и вредность переучивания. Данная позиция характеризуется тем, что у таких обучающихся, а впоследствии и взрослых людей, нарушается их психологическое развитие и замедляется темп интеллектуальной деятельности.

В связи с данным убеждением возникают множество трудностей, связанных с обучением левшей, имеющих физиологические и психологические особенности, которые необходимо постоянно учитывать в работе. Педагоги постоянно сталкиваются с проблемами в различных направлениях работы с леворукими детьми: методика подготовки и обучению письму, работа ребенка на уроках труда, посадка ученика в классе, неуверенность и пессимистичность в выполнении заданий и др. На наш взгляд, знание особенностей каждого ученика, методично выстроенная и проведённая грамотно и кропотливо работа учителя с такими детьми – это и есть путь к решению проблем.

Однако на сегодняшний день нет достаточно полной, по сравнению с правшами, разработанной методики обучения письму детей-левшей, не существует индивидуальной методики работы на уроках труда. В результате чего леворукому ребенку необходимо прикладывать большее количество усилий, нежели правше, для достижения поставленных целей, а впоследствии постоянно приспосабливаться к «праворукому миру». Практически в каждом классе можно отметить наличие леворуких учащихся. Педагог при обучении письму должен уделять равное количество времени и внимания на каждого ученика. В свою очередь, леворукие дети требуют особого отношения и подхода.

На первом этапе обучения письму педагог должен четко понимать, какими умениями должен овладеть ребенок и как их сформировать, определить объём коррекционной работы. Необходимо принять во внимание, что русское и белорусское письмо – звукобуквенное, а основной принцип при формировании навыков фонематический, единицей же обучения называется графический элемент (буква). В традиционной методике формирования навыка письма существует три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Те же самые этапы необходимо применять и при обучении письму левшей за исключением особенностей, которые присутствуют на каждой ступени обучения.

Формирование навыка письма у левшей также, как и у правшей, занимает особое место в образовательном процессе в первом классе. Прежде, чем переходить к обучению письму левши, необходимо довести до автоматического исполнения нескольких требований, которые касаются правильной посадки и координации движений пальцев и кисти, предплечья и плеча руки для дальнейшего обучения письму.

Для формирования навыка письма важно правильно подобрать инструмент для письма (ручку) и её правильно расположить в руке.

Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца, в то время как большой палец придерживает ручку с левой стороны. Указательный палец может легко подниматься, и ручка не должна выпадать. При излишнем выгибании указательного пальца увеличивается мышечное напряжение, впоследствии чего рука быстрее устаёт, а темп письма резко снижается [1, с. 233].

Довольно часто детям покупают широкие ручки, которые относятся к подарочным или рекламным вариантам. Они очень неудобны для письма не только учащимся, которые овладевают навыком письма, но и взрослым людям, сохранившим свою леворукость. Наиболее удобные ручки для письма имеют небольшой диаметр корпуса и не твёрдый стержень. Также на их корпусе должна быть прорезиненная поверхность, а присутствие ребристой или гладкой поверхности требуют от ребенка дополнительных усилий, что приводит к затруднению процесса формирования письма и снижению его темпа.

Важно помнить, что нельзя торопить ребёнка и торопиться самим, переходить к следующему этапу письма, если предыдущий шаг не закреплен до автоматизма.

При формировании навыка нельзя требовать от леворукого ребенка безотрывного письма, так как траектория движения, а впоследствии и почерк у левшей более легкий и округлый при начертании овалов и соединений «петелек».

Существует мнение, что положение руки и ручки у левши при письме – это не только видимый результат правильного или неправильного обучения. По мнению ученых Д. Леви и М. Рид, по положению руки можно определить, какое полушарие является ведущим для речевых функций и формирования графомоторного навыка письма. При обучении часто встречается инвертированное положение руки, при котором ручку держат над строкой и конец инструмента «смотрит» не на плечо, а в противоположную сторону. [2, с 143]. Данное положение руки и ручки практически не влияют на результат обучения письму, при этом ребенок может видеть образец, а также то, что он сам пишет. Единственное отличие от нормальной позиции – сниженный темп формирования навыка.

В свою очередь, при проведении работы на подготовительном этапе первым шагом является определение положения ручки по отношению к строке. Среди положений ручки выделяют следующие позиции: рука с инструментом находится выше рабочей строки, рука с ручкой по отношению к рабочей строке параллельна, рука с ручкой находится ниже рабочей строки. На данную особенность следует обратить внимание, поскольку при дальнейшем формировании навыка письма у учащегося может возникнуть «мышечный зажим», тремор кисти и предплечья. Для исправления данных синдромов следует поменять положение руки и инструмента по отношению к рабочей строке на другое, более удобное для ребенка положение, при этом скорость и качество формирования навыка не изменится.

Для наилучшего формирования графомоторного навыка, с последующим обучением письму, следует начинать с основ формирования навыка, т.е. работать по принципу дидактики – от простого к сложному:

  1. Пропись прямых наклонных линий, овалов и полуовалов. Необходимо обязательно обратить внимание на то, что все вертикальные и наклонные линии пишутся сверху вниз, а горизонтальные – слева направо.
  2. Выполнение графических заданий: «раскрути (закрути) спираль», «дорисуй подсолнух». При выполнении данных заданий необходимо обратить внимание на то, как ребенок держит ручку.
  3. Следующий этап и выполнение заданий связаны с ограничениями высоты и ширины графического элемента. Задание заключается в начертании вертикальных линий определённой высоты, в определённой последовательности [1, с. 249].
  4. Заключительный этап характеризуется освоением написания элементов букв. Ребенку разъясняются отличия в написании печатных и письменных букв, с подробным разъяснением действий, которые должны совершать учащиеся. Первоначально педагог рассказывает написание элемента, а затем ребенок должен руководить действиями учителя: «Начинай здесь и веди сюда, поверни, закончи…» Данный прием позволит ребенку запомнить последовательность при написании элементов, а в последующем и букв. Существует ограничение на данном этапе: переходить к его обучению не стоит до школы.

Одной из особенностей можно выделить то, что при написании букв траектории движений школьников могут быть различными и не соответствовать тем, которым его учат. Данное отличие объясняется следующим образом: при письме леворукими детьми чаще выполняются овалы слева направо и сверху вниз. У них наблюдается больше обрывов и меньше связность. Соединяются буквы обычно короткими и прямыми линиями. Данная ситуация не требует внесения корректировок, которые могут привести к неправильным написаниям букв (оптическим ошибкам), искажению конфигурации букв и зеркальному письму.

Важно при формировании навыка письма не торопить левшу. Необходимо учитывать уровень знаний и навыков учащегося. А со стороны педагога и родителей нужно приложить немного больше усилий и терпения для того, чтобы обучающийся чувствовал себя спокойно и был уверен, что у него все получится.

Таким образом, основными особенностями формирования навыка письма у младших школьников с ведущей левой рукой, которые нужно учитывать в работе, являются: правильно подобранный инструмент для письма и его верное расположение в руке; положение руки и ручки у левши при письме относительно рабочей строки; формирование графомоторного навыка по принципу доступности, от простого к сложному; траектория движений при письме может различаться от показанной траектории движений для правшей, трудность при освоении безотрывного письма. В итоге при обучении письму леворуких детей важным является поступательное закрепление отдельных элементов графических навыков, поэтапное и постепенное формирование которых позволит ребенку при последующем обучении избежать трудностей, связанных с письмом.

 

Список литературы

  1. Безруких, М. М. Леворукий ребенок в школе и дома / М. М. Безруких. ̶  Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
  2. Безруких, М. М. Знаете ли вы своего ученика? / М. М. Безруких,
    С. П. Ефимова ‑ М. : Просвещение, 1991 – 176 с.
  3. Васильева И. Н. Письмо в Ⅰ классе / И. Н. Васильева // Пачатковая школа. – 2008. – № 10. – С. 41-42.

 

 


 

В статье представлена актуальная проблема исследования, которая детально рассмотрена автором. Публикация основывается на теоретическом обосновании изучаемой темы. Результаты данного исследования могут быть использованы учителями на первой ступени общего среднего образования, а также студентами педагогических специальностей.

Запись опубликована в рубрике Секция 4. Актуальные проблемы преподавания языков и математики в дошкольных учреждениях и начальной школе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Генюш Д.А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ВЕДУЩЕЙ ЛЕВОЙ РУКОЙ»

  1. Кристина Мазалевич говорит:

    В материалах статьи доступно раскрыты методические основы всех этапов работы на стадии становления графического навыка, особенности подготовительной работы с данной категорией обучающихся.
    Также даны нужные методические рекомендации, которые будут полезны педагогам, работающим с леворукими детьми

  2. Екатерина Мышкевич говорит:

    Содержание соответствует теме. Раскрыты методические основы всех этапов работы. Работа хорошо оформлена и очень полезна для организации правильной работы с леворукими детьми.

Обсуждение закрыто.