УДК 159.9
Ефимова А. Е.
магистрант 1 курса факультета психологии
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(Научный руководитель – Комарова Т.К., кандидат психологических наук,
доцент кафедры общей и социальной психологии
УО ГрГУ им. Янки Купалы, доцент)
СВЯЗЬ СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О СТИЛЕ МАТЕРИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация.В данной статье представлены результаты эмпирического исследования изучения связи суверенности психологического пространства личности и представлений подростков о стиле материнского воспитания.
Важным условием успешной адаптации человека к постоянно изменяющимся обстоятельствам жизни является такая характеристика личности как суверенность психологического пространства. Психологическая суверенность определяется как качество личности, позволяющее человеку контролировать и развивать собственное психологическое пространство, обеспечивать успешность разрешения проблемных ситуаций. Данное качество дает человеку переживание чувства уверенности, безопасности, доверия к миру [1].
Наиболее значимым периодом онтогенеза для исследования суверенности психологического пространства является подростковый возраст, поскольку именно в этом возрасте устанавливаются характеристики личности. Ценностью для подростка ставится свобода выбора способов решения и средств, с помощью которых решается та или иная задача. Это подразумевает уверенность в том, что он сам контролирует свою жизнь. Именно у подростка закладываются основы, с помощью которых в своем дальнейшем личностном развитии достигнет независимости [2].
На этом фоне становление психологической суверенности личности происходит за счет воздействия целого ряда факторов, среди которых одним из важнейших становится дистанцирование подростка от родителей в сочетании с сотрудничеством с ними [3]. В контексте формирования суверенности подростка важная роль отводится такой характеристике семейного социума, как стиль семейного воспитания. Особенности взаимодействия подростка с родителями оказывают существенное влияние на суверенность психологического пространства ребенка, вследствие чего становится возможным говорить о его суверенности или депривированности.
Однако воспитательный эффект родительских воздействий в подростковом возрасте во многом будет определяться тем, как сам подросток воспринимает и оценивает эти воздействия. Иными словами, речь идет о том, что кроме объективного стиля воспитания, принятого в семье, имеет место субъективное восприятие взрослеющим ребенком тех воспитательных воздействий, которые обращены на него со стороны родителей. Таким образом, имеет место рефлексия стиля семейного воспитания, в результате которой у подростка формируется собственное представление о нем, которое во многом будет определять его как уровень его потребности в суверенизации своего психологического пространства, так и особенности функционирования его психологических границ [4].
Результаты многочисленных исследований по различным аспектам детско-родительских отношений достаточно традиционно выделяют в родительской паре особую значимость матери как реального субъекта воспитания. Существуют исследования особенностей восприятия подростками детско-родительских отношений, где выявлено, что дети воспринимают мать как более активно включенную в процесс воспитания и здесь ей принадлежит главенствующая роль в семье, в то время как отца они воспринимают как более пассивного, фактически «самоустраняющегося» из процесса воспитания по мере взросления детей [5].
Опираясь на представленные выше положения, нами было организовано эмпирическое исследование, целью которого было изучение связи суверенности психологического пространства личности и представлений подростков о стиле материнского воспитания.
Для реализации цели была сформирована выборка из 93 человек, которая состояла из 42 девочек и 48 мальчиков подросткового возраста (11-15 лет). Диагностическое обследование испытуемых проводилось с использованием следующих методик: «Поведение родителей и отношение подростков к ним» адаптированный вариант опросника Е. Шаффера; «Суверенность психологического пространства — 2010» С.К. Нартова-Бочавер.
На первом этапе были изучены особенности представлений подростков о стиле материнского воспитания с помощью методики «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шаффера. Полученные данные были использованы в качестве основания дифференциации выборки. Таким образом, выборка была разделена на 3 группы и выделены:
- подростки, имеющие представление о матери как имеющей позитивный интерес к ребенку;
- подростки, имеющие представление о матери, характеризующейся авторитарным стилем воспитания;
- подростки, имеющие представление о стиле воспитания матери как непоследовательном.
Второй этап был посвящен изучению особенностей суверенности психологического пространства у подростков с различными представлениями о стиле материнского воспитания. С помощью методики «Суверенность психологического пространства — 2010» С.К. Нартовой-Бочавер. В каждой из указанных выше групп подростков, прежде всего, была проведена диагностика суверенности/депривированности таких измерений суверенности как: суверенность физического тела; суверенность территории; суверенность вещей; суверенность привычек; суверенность ценностей и суверенность социальных связей. Анализ проводился без учета фактора пола подростков.
На следующем этапе цель исследования состояла в выявлении наличия и характера связей между суверенностью психологического пространства и представлениями подростков о стиле материнского воспитания. Для выявления статистически значимых связей использовался корреляционный анализ по методу Спирмена.
В ходе анализа было выявлено наличие прямой корреляции между параметром «позитивный интерес матери» и суверенностью психологического пространства личности у подростков первой группы (R=0,46 при р<0,05 ). Следовательно, можно сделать вывод о том, что положительное отношение к ребенку, основанное на уважении, принятии и стремлении к удовлетворению потребностей благотворно влияет на умение подростка выстраивать гибкие границы между собой и внешним миром, сохраняя при этом собственное психологическое благополучие.
Также корреляционный анализ выявил наличие обратной связи между показателем «непоследовательный стиль воспитания» матери и суверенностью психологического пространства личности подростка (R= –0,51 при р<0,05). Следовательно, чем ярче у матери в отношении подростка проявляется резкая смена воспитательных стилей и приемов, тем менее успешно подросток способен развивать свою автономии и формировать собственное психологическое пространство.
Также в ходе исследования была выявлена положительная корреляция на уровне тенденции между параметром «суверенность социальных связей» и авторитарным стилем материнского воспитания (R=0,27 при p<0,005). Это говорит о том, что в подростковом возрасте чрезмерное «давление» со стороны матери, сверхконтроль, недоверие подростку, гиперопека и другие проявления ею авторитарного стиля вызывает у подростка сопротивление, особенно выраженное в стремлении самостоятельно определять свое социально-психологическое пространство, вводить в него других людейи устанавливать социальные связи, в том числе неодобряемые матерью.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на желание подростков обрести независимость и освободиться от родительской опеки, для них важно иметь поддержку, одобрение матери, ее заинтересованность и вовлеченность в жизнь ребенка.
Список литературы
- Нартова-Бочавер, С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта и его бытия / С.К. Нартова-Бочавер. — СПБ: Питер, 2008.- 400с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.:Политиздат, 1997.- С.101-113.
- Нартова-Бочавер, С.К. Развитие жизненного пространства ребенка в отногенезе / С.К. Нартова-Бочавер // Стратегия дошкольного образования в 21 веке: материалы научно-практической конференции. – Москва, 2001. – С.27-42.
- Морозова, И.С., Викдорова, Н.А. Роль типа родительского поведения в процессе становления психологической суверенности подростка / И.С. Морозова, Н.А. Викдорова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – С. 135-137.
- Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.