Голубцова Е. А. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

УДК 373.2

Голубцова Е. А.
студентка 2 курса педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(Научный руководитель: Ковалёва Е.А., магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГу им. Янки   Купалы)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования логических умений дошкольников. Особое внимание уделено формированию логических умений дошкольников посредством дидактической игры.

Одной из основных проблем нашего времени считается проблема умственного развития ребёнка. Основа представлений и понятий детей, которые обеспечивают успешное умственное развитие ребёнка, закладывается непосредственно в дошкольном возрасте. Увеличение интеллектуального потенциала общества – ключевое требование его качественного обновления.

Актуальность этой темы также определена недостаточностью развития логических умений у дошкольников и заинтересованностью педагогов в новых формах развития логических умений у детей дошкольного возраста.

Дошкольникам, не овладевшим логическими умениями, либо овладевшим ими в незначительной степени, труднее будет учиться в школе, может вовсе угаснуть интерес к учению, по итогу может ухудшиться здоровье детей. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее.

Мышление является логически организованным поисковым процессом, сосредоточенным на разрешаемой проблеме [5, с. 15]. А логические умения — это самый важный компонент мыслительной деятельности. Осваивая логические операции, дошкольник учится ясному и четкому мышлению, концентрации внимания. В решающий момент он сможет доказать свою правоту. А процесс учебы будет добавлять ему уверенности в себе и в своих силах.

К логическим умениям относят: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, установление аналогий, подведение под понятие.

Данный вопрос изучали как отечественные, так и иностранные деятели науки: Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, В. А. Кулько, А. В. Усова, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, Н. Ф. Талызина, Н. В. Фетисова, А. А. Столяр, И. Л. Никольская и др.

В своих трудах о роли игры в формировании ребенка излагали К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт и другие.

По мнению К. Д. Ушинского содержание детских игр зависит от социального окружения. Он отмечал, что игры не проходят для детей бес следа: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, ребенок, привыкший командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни. К. Д. Ушинский утверждал, что совместные игры играют  важную роль в жизни детей, потому как именно в них завязываются первые общественные отношения. Также он придавал большое значение самостоятельности детей в игре, видел в этом основание глубокого влияния игры на ребенка, но все же считал нужным направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание впечатлений детей. [4, с. 45].

Е. И. Тихеева считает игру одной из форм организации педагогического процесса в учреждении дошкольного образования, а также одним из самых важных средств воспитательного воздействия на детей. Е. И. Тихеева разработала большое количество дидактических игр, которые и теперь используются в учреждениях дошкольного образования. [1, с. 23].

В последние годы множество исследователей (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О. Смирнова и др.) интересуются созданием серии игр для полноценного развития детского интеллекта и коммуникативных навыков. Эти игры характеризуются гибкостью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В них чаще всего нет фиксированных правил, наоборот, дошкольники ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи.

Для изучения уровня формирования логических умений детей дошкольного возраста мы использовали следующие методики: «Времена года», «Найди отличия», «Нелепицы», «Что здесь лишнее?». [3, с. 12] Они помогают выявить уровень развития таких логических умений, как синтез, сравнение, анализ, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие.

Определение уровня формирования логических умений детей дошкольного возраста с помощью предложенных методик оценивалось по десятибалльной системе, где: 8-10 – высокий уровень, 5-7 – средний уровень, 0-4 – низкий уровень формирования логических умений детей дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №55 г. Гродно». В экспериментальной работе принимали участие дети старшей группы. Работа проводилась индивидуально с каждым ребенком.

При проведении методики «Времена года» воспитанникам предлагается рассмотреть изображение и сказать, какое время года изображено на каждой его части. Каждый ребенок должен не только назвать время года, но и обосновать своё мнение, указать характерные признаки этого времени года. Время, отведенное на выполнение задание – 2 минуты.

Результаты исследования: высокий уровень формирования логического умения синтеза показали 20% детей, средний уровень – 40%, низкий –40%.

При проведении методики «Найди отличия» воспитанникам демонстрируется 2, на первый взгляд одинаковые, изображения и предлагается найти в них различия (всего 15 отличий). Дошкольнику необходимо найти как можно больше отличий, назвать и показать их. Время выполнения задания — 3 минуты.

Результаты исследования с помощью данной методики позволяют сделать выводы: высокий уровень формирования логического умения сравнения показали 20% детей, средний уровень – 50%, низкий – 30%.

При проведении методики «Нелепицы» воспитанникам демонстрируется изображение. В нем имеются несколько нелепых ситуаций с животными. Ребенку необходимо назвать все нелепицы и указать их на изображении, затем объяснить, как на самом деле должно быть. Время выполнения задания — 3 минуты. За это время дети должны заметить и объяснить как можно больше нелепых ситуаций.

Результаты исследования с помощью данной методики позволяют сделать выводы: высокий уровень формирования логического умения анализа показало 10% детей, средний уровень –60%, низкий – 30%.

При проведении методики «Что здесь лишнее?» воспитанникам демонстрируется 4 изображения и предлагается выбрать лишнее. Детям необходимо объяснить свой выбор. Время выполнения задания — 3 минуты.

Результаты исследования с помощью данной методики позволяют сделать вывод: высокий уровень формирования логического умения обобщения показали 20% детей, средний уровень –30%,  низкий – 50%.

Таким образом, среднее значение исходного уровня формирования логических умений детей дошкольного возраста по всем методикам: высокий уровень у 17,5% детей, средний – у 45% детей и детей с низким уровнем 37,5%. Следовательно, у детей дошкольного возраста преобладает средний уровень развития логических умений.

Изучая вопрос формирования у дошкольников логических умений, мы определили, что наиболее результативные средства — это дидактические игры. Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность формирования и развития многих качеств социальной активности. Из этого следует, что в дидактической игре дошкольник имеет возможность конструировать свое поведение и действия. Также в дидактических играх воспитанники учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают.

Для формирования логических умений дошкольников рекомендуются такие дидактические игры, как «Составь из палочек», «Найди отличия и сходства», » Четвёртый лишний», » Четвёртый лишний» и т.д. [2, с. 123-132]

Следовательно, дидактические игры являются наиболее доступным, полезным и эффектным методом формирования логических умений у детей дошкольного возраста. Дидактические игры не требуют специального материала, определенных условий, для их проведения необходимы лишь знания воспитателя о самой игре. Следует принять во внимание тот факт, что предлагаемые игры будут способствовать формированию логических умений только в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.

 

Список литературы

 

  1. Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе/ И. С. Гринченко. – М.: «ЦГЛ», 2002. – 80 с.
  2. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3 – 7 лет/ А. Н. Давидчук, Л. Г. Селихова. – М.: Сфера, 2013. –176 с.
  3. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. – М.: Владос, 2003 – 32 с.
  4. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада/ Д. В. Менджерицкая, Т. А. Маркова. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
  5. Фетисова, Н. В. Подготовка педагогов начального образования к формированию общелогических умений у младших школьников по математике / Н.В. Фетисова. – Томск.: ТГПУ, 2010. – 23 с.

 

 

Запись опубликована в рубрике Секция 2. Актуальные проблемы педагогики и социальной работы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.