Гринтеева Д. Р. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПИСЬМЕННОГО УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

Гринтеева Д. Р.

студентка 3 курса 1 ступени образования педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет

имени Янки Купалы»

 (Научный руководитель – Гадзаова С.В., старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы»)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПИСЬМЕННОГО УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

 

Аннотация. В данной статье представлены результаты реализации опытно-экспериментальной работы, направленной на развитие навыка письменного умножения и деления у учащихся 4 класса.

 

Одной из основных задач обучения математике на I ступени общего среднего образования является формирование у учащихся вычислительных навыков, обеспечивающих овладение математическим инструментарием для изучения других дисциплин и применения для решения практических проблем.

Осваивая письменные вычисления, учащиеся должны уметь:

̶  давать характеристику вычислительному приёму (название, теоретическую основу, алгоритм вычислений, базовые знания);

̶ знать и уметь выполнять запись и применять алгоритм письменного сложения, вычитания, умножения и деления для всех частных случаев письменных вычислений;

̶  выполнять проверку выполненного действия [3, с. 67].

Учебники математики содержат подробное пошаговое описание алгоритма письменного умножения и деления. Учащиеся без особого труда справляются с входящими в него операциями, так как многие из них они уже выполняли при сложении и вычитании в столбик. Тем не менее, усвоение алгоритма умножения, особенно при умножении многозначного числа на двузначное или трехзначное число, –  сложный и трудоёмкий процесс, который требует знания не только шагов алгоритма, но и таблиц умножения и сложения, а также умения устно выполнять сложение двузначных чисел. Нахождение результата деления многозначного числа на однозначное, двузначное или многозначное число предполагает применение алгоритма письменного деления, которое опирается на знание разрядного состава многозначных чисел; табличного деления; деления с остатком; законов сложения и умножения натуральных чисел. Важное значение при выполнении деления в столбик имеет умение определять количество десятков, сотен, тысяч в числе [2, с. 7].

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдения позволяют сделать вывод о том, что уровень сформированности вычислительных навыков у обучающихся год от года снижается. Среди причин, определяющих недостаточный уровень сформированности у младших школьников вычислительных навыков, Г.В. Воителева выделяет следующие: индивидуальные особенности младших школьников; незнание и неправильное применение математических алгоритмов и свойств действий; уменьшение значимости вычислительных навыков в условиях доступности технических средств для осуществления вычислений; отсутствие мотивации применения вычислений в практической деятельности [1, с. 50].

С целью выявления эффективных методов и приёмов формирования навыков письменного умножения и деления у младших школьников нами было проведено экспериментальное исследование на базе ГУО «Средняя школа №39 г. Гродно». В исследовании приняли участие учащиеся 4 «Б» (экспериментальная группа) и 4 «Д» (контрольная группа) классов (по 27 человек в каждом классе).

На констатирующем этапе эксперимента была проведена проверочная работа по разделу «Умножение и деление» с целью изучения уровня сформированности навыков письменного умножения и деления.

В качестве критериев сформированности у учащихся навыков письменного умножения и деления были выделены:

̶  знание алгоритма письменного умножения и деления;

̶  владение нумерацией многозначных чисел (разрядный состав, соотношение между разрядами, десятичный состав чисел);

̶ навыки арифметических действий (табличные случаи сложения и вычитания в пределах 10 и 20, табличные случаи умножения и деления многозначных чисел);

̶ знания свойств арифметических действий, применяемыми для рационализации вычислений (переместительное и сочетательное свойства умножения).

Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента приведены в таблице 1.

 

Класс Количество допущенных ошибок
0 1-4 более 4
4 «Б», человек 4 14 9
4 «Д», человек 5 16 6

Табл. 1 ̶  Результаты проверочной работы на констатирующем этапе эксперимента

 

На формирующем этапе эксперимента была поставлена задача: разработать комплекс учебных заданий, обеспечивающих развитие навыка письменного умножения и деления и внедрить его в практику работы на уроках математики с учащимися 4 «Б» класса.

Для предупреждения ошибок в записи второго множителя под первым (когда множители содержат нули на конце) предлагали выполнить следующие задания.

Задание 1. Выбери верную запись для нахождения значений выражений.

Задание 2. Соедини выражение с соответствующим ему равенством.

Задание 3. Допиши нули в произведении. Выполняя следующие задания, важно обращать внимание младших школьников на количество нулей на конце произведения.

448 · 50=224___                       19 800 · 60=1188____

Задание 4. Допиши нули у множителей:

596 · 5____= 298 000              734 · 9____= 660 600

Для формирования умения правильно записывать второе и третье неполные произведения предлагали учащимся выполнить следующие задания.

Задание 1. Найди значения выражений и выполни умножение в столбик.

а) 345 · 4 =                                         345 · 20=

Приведенные задания направлены на формирование умения пользоваться алгоритмами письменного умножения, развитие приемов умственной деятельности, а также предупреждение типичных ошибок младших школьников.

При работе над усвоением алгоритмов письменного деления использовались задания для предупреждения ошибок определения 1-ого и 2-ого делимого и количества цифр в частном.

Задание 1. Определи первое неполное делимое и количество цифр в частном.

Задание 2. Определи первое неполное делимое и вставь пропущенные цифры, чтобы получилось верное неравенство.

48 177 : 9 = *353

Задание 3. Не вычисляя значений выражений, поставь знаки >или <, чтобы поучились верные неравенства:

35 840 : 35 … 65 408 : 73                         513 576 : 44 … 653 702 : 53

Для предупреждения ошибок, связанных с пропуском нулей в частном, предлагались следующие задания:

Задание 1. Восстанови запись деления.

Задание 2. Исправь рассуждения учащихся.

Для организации деятельности учащихся при изучении алгоритмов письменного деления использовались задания, сконструированные с учётом формирования приемов умственной деятельности. Их выполнение может способствовать не только усвоению алгоритмов и развитию мышления, но и предупреждению вычислительных ошибок.

После проведения работы по формированию навыка письменного умножения и деления в 4 «Б» классе была проведена повторная диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента (таблица 2).

 

Класс Количество допущенных ошибок
0 1-4 более 4
4 «Б», человек 12 9 2
4 «Д», человек 7 15 5

Таб. 2 – Результаты проверочной работы на контрольном этапе эксперимента

 

Уровни сформированности навыка письменного умножения и деления у учащихся 4 «Б» и 4 «Д» класса на контрольном этапе эксперимента представлены на рисунке 1.

Рис. 1 –  Уровни сформированности навыков письменного умножения и деления у учащихся 4 класса на контрольном этапе эксперимента

 

Для определения результативности проделанной работы, сравним данные, полученные в каждом классе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Рис. 2 –  Динамика уровня сформированности навыков письменного умножения и деления у учащихся контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента

Рис. 3. – Динамика уровня сформированности навыков письменного умножения и деления у учащихся экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента

 

Анализ результатов на контрольном этапе эксперимента:

̶ 12 (44,5%) учащихся экспериментальной и 7 (25,9%) учащихся контрольной группы выполнили все задания безошибочно, что свидетельствует о высоком уровне сформированности у данных ребят навыков письменного умножения и деления;

̶ 13 (48,2%) учащихся экспериментальной группы и 15 (55,5%) контрольной продемонстрировали средний уровень сформированности навыков письменного умножения и деления;

̶  у 2 (7,4%) учащихся экспериментальной и 5 (18,6%) контрольной группы был зафиксирован низкий уровень сформированности навыков письменного умножения и деления.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предложенные учебные задания являются эффективными для развития навыка письменного умножения и деления и могут быть рекомендованы для использования на уроках математики в 4 классе.

 

Список литературы

  1. Воителева, Г. В. Алгоритм письменного деления / Г. В. Воителева // Начальная школа. − 2019. − № 1. − С. 50–53.
  2. Математика: системы счисления, делимость чисел, расширение понятия о числе / сост. А.В.Виноградова, В.В.Устименко. − Витебск, 2008. – 47 с.
  3. Эрдниев, П. М. Теория и методика обучения математике в начальной школе / П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. – М. : Педагогика, 1988. –  204 с.
Запись опубликована в рубрике Секция 4. Актуальные проблемы преподавания языков и математики в дошкольных учреждениях и начальной школе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «Гринтеева Д. Р. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПИСЬМЕННОГО УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА»

  1. Щелков А. говорит:

    Статья интересная. Какие трудности в изучении математики в начальной школе Вы можете назвать?

Обсуждение закрыто.